ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1134/2021 от 25.05.2021 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Строка статотчета 2.141

55RS0005-01-2021-000894-28

Дело № 2-1134/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена 25 мая 2021 года

Мотивированное решение составлено 01 июня 2021 года

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Нукеновой Н.А., с участием в организации и подготовке дела к судебному процессу помощника судьи Митиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2021 года в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению Лазаревой Л.В. и администрации Советского административного округа города Омска о сохранении жилого дома в переустроенном и реконструированном состоянии, признании права собственности,

установил:

истец обратилась в суд с обозначенным иском.

В обоснование иска ссылается на то, что ей принадлежит 48/76 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес> площадью 74,8 кв. м, 1957 года постройки, с кадастровым номером 55:36:000000:16888, и 48/76 доли на земельный участок площадью 430 кв. м с кадастровым номером по указанному адресу.

Другие 28/76 на жилой дом и земельный участок принадлежат Бадрызлову С.П.

В целях улучшения жилищно-бытовых условий проживания в 2010 году, в принадлежащем ей жилом доме произведена реконструкция в виде замены деревянных конструкций, утепления наружных стен, усиления фундамента, пристройки комнаты, в связи с чем площадь дома увеличилась до 137,1 кв. м.

Уведомлением администрации Советского административного округа города Омска (далее – администрация округа) от ДД.ММ.ГГГГ выявлено несоответствие параметров реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства, а именно: планируемый к реконструкции объект расположен за пределами границ участка, в пределах которых разрешается строительство (реконструкция); минимальный отступ от границ смежных земельных участков до здания менее 3 метров.

Согласно экспертному заключению реконструированный жилой дом соответствует строительным, пожарным, санитарным и градостроительным нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Собственники смежных земельных участков не возражают против произведенной реконструкции дома.

На основании изложенного, просит сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 137,1 кв. м в переустроенном и реконструированном состоянии; признать за Лазаревой Л.В. право собственности на 48/76 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 137,1 кв. м.

Истец Лазарева Л.В., третьи лица Бадрызлов С.П., Якубов Р.Ш., Сатвалдинова Ф.Х., представители ответчика администрации Советского административного округа г. Омска, третьего лица - департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

С учетом положений ст. 233Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), принимая во внимание надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Допустимые способы защиты предусмотрены ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), среди которых указаны такой способ защиты, как признание права.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В пункте 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

В силу п. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя, в том числе: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством и правилами землепользования и застройки.

Судебным разбирательством установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, что Лазаревой Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 48/76 доли в праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 430 кв. м (т. 2 л.д. 7-10). Земельный участок имеет вид разрешенного использования: земли жилой застройки (индивидуальной).

Также согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Лазаревой Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 48/76 доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> в г. Омске, 1957 года постройки с кадастровым номером , площадью 74,8 кв. м (т. 2 л.д. 1-6).

По справке БУ «Омский центр КО и ТД» от ДД.ММ.ГГГГ Бадрызлову С.П. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 28/76 доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> в г. Омске (т. 1 л.д. 140).

Как видно из технического паспорта на жилой дом <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и экспликации к нему, год постройки – 1957 (литера А), 2013 постройки (литера А1, А2 мансарда), Собственники: литера А, А1 (48/76) – Лазарева Л.В. (28/76) – Бадрызлов С.П.; литера А1, А2 – самовольная постройка Площадь: квартира №1 – 101 кв. м, квартира №2 – 36,1 кв. м, по всему дому – 137,1 кв. м литера А1 площадью 17,4 кв. м снесена, литера А1 площадью 30,5 кв. м, А2 – 41,7 кв. м – документы не предъявлены (т. 1 л.д. 141-156).

Таким образом, на принадлежащем истцу и третьему лицу земельном участке без разрешительной документации реконструирован объект строительства – жилой <адрес> в г. Омске, площадь которого после произведенной реконструкции увеличилась с 74,8 кв. м. до 137,1 кв. м.

В соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Исходя из указанных норм гражданского законодательства для признания права собственности на самовольную постройку необходима совокупность ряда таких факторов, как: законность владения землей и истцом соблюдено целевое назначение земельного участка; принадлежность строения истцу (несение расходов на строительство, затрата личных средств); отсутствие возражений от иных лиц относительно сохранения объекта в реконструированном виде; отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан существованием постройки; принятие истцом мер к узаконению постройки в досудебном порядке (предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию); соблюдение градостроительных норм и правил, вида разрешенного использования земельного участка, а также, если истцами соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические и иные правила и нормы.

В соответствии с подп. 1 п. 20 ст. 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 названной статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Судебным разбирательством установлено, что уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Лазаревой Л.В. сообщено о несоответствии реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности: планируемый к реконструкции объект расположен за пределами границ участка, в пределах которых разрешается строительство (реконструкция); минимальный отступ от границ смежных земельных участков до здания менее 3 метров. Также указано на необходимость обращения всех участников долевой собственности (т. 1 л.д. 31)

Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с картой градостроительного зонирования территорий г. Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне жилой застройки смешанного типа Ж5-1566 (т. 1 л.д. 135).

Согласно ст. 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования округ город Омск жилая зона Ж-5 является зоной жилой застройки смешанного типа высокой этажности.

В соответствии с п. 4 ст. 46 указанных Правил землепользования и застройки виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне жилой застройки высокой этажности приведены в таблице № 1 (статья 42 названных Правил) и статье 43 названных Правил

По правилам таблицы 1 Правил землепользования и застройки среди основных видов использования территориальной зоны Ж5 указано – высотные многоквартирные дома, многоквартирные жилые дома средней этажности, индивидуальные, блокированные и многоквартирные жилые дома малой этажностью.

Таким образом, цели использования земельного участка соответствуют виду разрешенного использования, установленному в кадастре недвижимости по состоянию на 2020 год и Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск.

В пункте 4 ст. 46 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск жилые зоны (Ж) выделены для обеспечения правовых условий формирования жилых районов и организации благоприятной и безопасной среды проживания населения. Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-5) предусматривает минимальный отступ от границ земельных участков до зданий, строений, сооружений в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуальных и блокированных жилых домов, от границ смежного земельного участка до основного строения - 3 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, открытых стоянок - 1 м.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Разрешая требование о признании права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на принадлежащем истцу земельном участке и разрешенным для этого видом использования, суд отмечает, что несоблюдение отступов до границ смежных земельных участков не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку применительно к ст. ст. 222, 304 ГК РФ фактические обстоятельства по делу в таком случае должны свидетельствовать о реальном характере нарушения прав иных лиц и угрозе жизни и здоровью граждан.

Третье лицо Бадрызлов С.П., а также смежные землепользователи, привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, возражений относительно исковых требований, а также сведений о нарушении своих прав произведенной истца реконструкцией, не представили. Третьи лица Сатвалдинова Ф.Х., Якубов Ф.Ж. письменных заявлениях указали на отсутствие нарушения их прав произведенной реконструкцией (т. 2 л.д. 13-14).

В обоснование доводов о соответствии жилого дома градостроительным, строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, а также об отсутствии возведенным зданием угроз жизни и здоровью граждан, истец представила экспертное заключение , составленное ДД.ММ.ГГГГ ООО «ОМЭКС» (т. 1 л.д. 32-56), согласно которому жилой дом общей площадью 129,6 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует строительным, пожарным, санитарным и градостроительным нормам и правилам; не нарушает права и законные интересы 3-х лиц, не создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.

Также экспертом установлено, что расстояние до дома составляет 5,4 м, до дома – 6,6 м, ширина участка, а также сложившаяся застройка в 50-70 годах не позволяет построить (реконструировать) объект в соответствии с действующими нормами и правилами. Имеются письменные согласия от собственников домов и на выполненную реконструкцию дома .

По правилам ст. 55 ГПК РФ заключения экспертом являются одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела.

Учитывая положения ст. 222 ГК РФ и разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», вывод о допустимости постройки в нарушением градостроительных регламентов в части несоблюдения отступов до границ смежных земельных участков взаимосвязан с отсутствием угрозы жизни и здоровью граждан существованием постройки и невозможен без соблюдения минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям, предусмотренных Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года № 384-ФЗ.

В приведенном заключении содержится вывод о соответствии реконструированного истцами жилого дома требованиям пожарной безопасности при имеющемся несоответствии минимального противопожарного расстояния между жилыми домами истца и собственников смежных земельных участков.

Применительно к ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

По правилам ч. 6 ст. 3, ч. 2 ст. 5 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности названный Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно частям 1, 7 ст. 6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона.

В перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" входит СП 42.13330.2016. «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Разделы 1 (пункт 1.1), 3 (пункт 3.37), 4 (за исключением пункта 4.16), 5 (за исключением пунктов 5.1, 5.2, 5.4, 5.5, 5.7, 5.8), 6 (за исключением пунктов 6.3, 6.4, 6.6, 6.7), 7 (пункты 7.1, 7.5), 8 (пункты 8.3 - 8.6, 8.9, 8.12 - 8.15, 8.18 - 8.21, 8.24, 8.26), 9 (за исключением пунктов 9.18, 9.26), 10 (пункты 10.2, 10.3), 11 (пункты 11.1, 11.4 - 11.6, 11.7, 11.9 - 11.11, 11.12 (абзац третий), 11.14, 11.16, 11.17, 11.21 - 11.27, 11.29, 11.34 - 11.36, 11.38, 11.39, 11.40, 11.41), 12 (за исключением пунктов 12.3, 12.11, 12.12, 12.19, 12.22, 12.33 - 12.37), 13 (за исключением пунктов 13.3, 13.8), 14 (за исключением пунктов 14.4, 14.5, 14.10, 14.12, 14.13).

Согласно требованиям положений п. 7.1 СП 42.13330.2016 расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15.

Расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) домов индивидуальной застройки до стен домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома - 3; до хозяйственных построек - 1. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен ближайшего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца) - не менее 25 м.

Допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом противопожарных требований, приведенных в разделе 15.

Согласно письму Минрегиона РФ «О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов» от 15.08.2011 года № 18529-08/ИП-ОГ в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни.

СНиП 2.07.01-89* как самостоятельный нормативный документ полностью утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минстроя России от 29.04.2020 № 242/п.

Согласно 15.1 СП 42.13330.2016 требования пожарной безопасности следует принимать в соответствии с [4, раздел II, глава 15], то есть в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно п. 4.3 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утв. приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13.

Противопожарные расстояния от указанных зданий, сооружений до зданий, сооружений производственного и складского назначения следует принимать по таблице 1, если иное не предусмотрено настоящим сводом правил и другими нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности. При определении противопожарных расстояний до автозаправочных станций, опасных производственных объектов, объектов газоснабжения и нефтегазовой индустрии, энергообъектов и электроустановок, особо опасных и технически сложных объектов и т.д. следует также руководствоваться требованиями раздела 6, положениями [1], [2], СП 155.13130 и другими нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

По правилам таблицы 1 СП 4.13130.2013 расстояние от соседних домов до границы строящегося объекта недвижимости должны быть от 6 до 15 метров в зависимости от конструктивных элементов здания.

Применение названного свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Поскольку истцом в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», которые не содержат специальных требований к противопожарным расстояниям между жилыми домами, расположенных на смежных земельных участках, а приведенные нормативные документы по пожарной безопасности не являются обязательными к применению для индивидуальных жилых домов, постольку в отсутствие возражений собственников жилых домов, расположенных на смежных земельных участках, против требований иска о признании права собственности за истцом на реконструированный жилой дом, у суда имеются законные оснований для удовлетворения иска о признании права собственности на реконструированный жилой дом за истцом.

Частью 1, п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-238 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление о признании права на жилой дом удовлетворить.

Признать за Лазаревой Л.В. право собственности на 48/76 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 137,1 кв. м, кадастровый номер , расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу:<адрес>.

Решение суда является основанием для государственной регистрации права.

Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд г. Омска, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ю.А. Еленская