Дело № 2-1134/2022
УИД 26RS0001-01-2021-000454-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 28.02.2022
Промышленный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Кулиевой Н.В.,
при секретаре Юрковой Ю.В.,
с участием истца ФИО1 по средствам ВКС, представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № по <адрес> – ФИО2, представителя ответчика ГУ – Отделение ПФ РФ по <адрес> – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес>, Пенсионному фонду Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> об обязании возвратить излишне уплаченный налог по страховым взносам,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в обоснование, которого указал, что 01.09.2021 за исх. № Управление ФНС по СК направило в его адрес сообщение о том, что числится переплата по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Так же, было указано, что для получения излишне уплаченного налога подлежащего возврату необходимо направить заявление в налоговые органы с указанием счета, на который необходимо осуществить возврат денежных средств. Указывалось, что также числится переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период, истекший до дата.
При этом, решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов истекший до дата принимаются при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017
Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов образовавшихся за расчетные периоды, истекшие до дата при поступлении денежных средств после дата установлен совместным приказом ПФР и ФНС России от 04.10.2017г. №
В соответствии с п.1 указанного письма плательщик страховых взносов подает заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств, образовавшихся за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. по причине поступления денежных средств после дата в отделение ПФР по субъекту РФ.
дата истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, образовавшихся за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017
дата за исх. № – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) направило в адрес истца ответ на его обращение от дата, в котором указало, что по состоянию на дата для дальнейшего взыскания в налоговые органы выгружена задолженность по страховым взносам и пени на обязательное медицинское страхование.
Указано, что к заявлению необходимо приложить документы: справку из налогового органа о состоянии расчетов по налогам, которая должна выдана не ранее 10-ти дней, чем дата подачи заявления о возврате, копии платежных документов, оплаченных в 2017-2021г., за счет которых образовалась задолженность.
С данными требованиями не согласен. С дата по дата являлся индивидуальным предпринимателем. В период предпринимательской деятельности возникла задолженность по уплате страховых взносов, вследствие чего органами Пенсионного фонда по <адрес> были вынесены решения о принудительном взыскании задолженности. Данные решения были направлены в СМП-Банк (доп. офис <адрес>), в котором был открыт расчетный счет индивидуального предпринимателя. Ввиду того, что на расчетный счет был наложен арест, денежные средства не были взысканы.
В соответствии с ФЗ от дата № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные органы Российской Федерации» при наличии соответствующих оснований, суммы задолженности по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию:
- по решению органа ПФР – в случае если сроки взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам образовавшиеся за периоды до дата, на момент передачи сальдовых остатков в налоговые органы (т.е. по состоянию на дата) истекли;
- по решению налоговых органов – в случае если сроки взыскания задолженности по страховым взносам за период до дата истекли после дата.
Решением Управления ПФР по <адрес> (межрайонное) от дата№, задолженность была признана безнадежной к взысканию и списана на общую задолженность 99,58 руб.
Налоговыми органами списана принятая от органов ПФР задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пеням в размере 10752,79 руб.
Однако, ни органы Пенсионного фонда, ни налоговые органы после принятия соответствующих решений не направили в отделение СМП-Банк сведений о том, что часть задолженности списана и больше не подлежит взысканию.
В последующем, в 2020г. с расчетного счета был снят арест и отделение Банка исполнило требование Пенсионного фонда о принудительном взыскании страховых взносов и перечислил денежные средства в налоговые органы, несмотря на факт списания задолженности.
Также, не представляется возможным предоставить в отделение Пенсионного фонда копий платежных документов, так как данные сведения относятся к банковской тайне и могут быть предоставлены только предпринимателю, либо на основании запросов правоохранительных органов либо суда, а с учетом того, что в настоящее время истец находится в следственном изоляторе, то предоставление копий этих документов становится невозможным.
Не представляется возможным предоставить справку о состоянии расходов по налогам, дата которой не должна быть ранее 10-ти дней, чем дата подачи заявления о возврате денежных средств, так как истец находится в следственном изоляторе и получение и перенаправление данной справки займет более одного месяца.
Также, в ответе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) говорится о том, что переплата страховых взносов до дата в размере 3810,01 руб., указанная налоговым органом, отсутствует.
Данные денежные средства «осели» на счетах налоговых органов, поскольку были взысканы после дата, вследствие чего ответчики должны были самостоятельно осуществить межведомственный обмен информацией, однако, этого не было сделано.
дата истец обратился в МИФНС России № по <адрес> с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) налога на расчетный счет следственного изолятора, где в настоящее время содержится.
дата исх. № заместитель начальника МИФНС России № по <адрес> направил ответ о невозможности исполнить заявление о возврате денежных средств в связи с отсутствием правовой и технической возможности, так как в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ необходимо указывать реквизиты банка с 20-значным расчетным счетом, владельцем которого является ФИО1
С данным ответом МИФНС России № по <адрес> не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога подается в течение 3 лет с момента оплаты.
При таких обстоятельствах, когда уплата задолженности произошла в мае-июне 2020г., с учетом того, что может быть назначено наказание в исправительной колонии, отсутствия 20-значного счета в банке, открытого на его имя, истец лишен возможности возврата излишне уплаченных денежных средств, что повлияет на его финансовое положение.
Для устранения нарушения прав граждан, находящихся в следственном изоляторе, исправительных учреждениях по распоряжению своими денежными средствами Министерство Юстиции РФ издал приказ № от дата «Об утверждении Инструкции по учету личных денежных средств и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний».
П. 3 и 4 приказа установлено, что учету подлежат денежные средства, поступившие через банк, для этого бухгалтерией учреждения открываются лицевые счета, зачисление денежных средств на лицевой счет производится на основании платежного поручения, для этого лицам, содержащимся под стражей в данных учреждениях, открываются лицевые счета, открытыми в территориальных органах Федерального казначейства.
Полагает, что МИФНС России № по <адрес> без нарушений законодательства смогло бы произвести возврат излишне уплаченного налога на расчетный счет следственного изолятора, открытого в Управлении Федерального казначействапо <адрес>, где в назначении платежа указать, что это денежные средства ФИО1, как излишне уплаченные и подлежащие зачислению на его лицевой счет.
Однако, ответчик указанное не выполнил, чем нарушил права ФИО1 на возврат излишне уплаченного налога.
Своими незаконными действиями ответчики наносят нравственные и моральные страдания, которые выражаются в нервозном состоянии того, что пока содержится в местах принудительного содержания пройдет более 3 лет и будет лишен возможности осуществить возврат излишне уплаченного налога, а так же тем фактом, что из-за незаконных действий ответчиков не может воспользоваться своими денежными средствами, находясь в трудной жизненной ситуации.
Из-за незаконных действий ответчиков, в частности, в не уведомлении банка о том, что задолженность списана, они незаконно получили денежные средства и вынужден вести переписку с ответчиками с просьбой вернуть денежные средства, все это не может не сказываться на психологическом состоянии.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа илиоргана местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Полагает, что сумма в размере 30 000 руб. с каждого ответчика, в полной мере сгладит перенесенные страдания.
Просит суд обязать Межрайонную ИФНС России № по <адрес> осуществить возврат излишне уплаченного (взысканного) налога по страховым взносам на банковские реквизиты, указанные в заявлении от дата; обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) осуществить межведомственный обмен с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по факту взыскания страховых взносов по задолженностям, возникшим до дата; взыскать с Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России № по <адрес> за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.; взыскать с Пенсионного фонда РФ в лице ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) за счет средств Пенсионного фонда РФ в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.; взыскать с Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России № по <адрес> за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 процессуальные издержки в размере 62 руб.; взыскать с Пенсионного фонда РФ в лице ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) в пользу ФИО1 процессуальные издержки в размере 62 руб.90 коп.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 отказался от исковых требований к Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес>, Пенсионному фонду Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в части возложения обязанности на Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> осуществить межведомственный обмен с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по факту взыскания страховых взносов по задолженности, возникшей до дата.
В силу п. 1 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Судом принят отказ от части исковых требований ФИО1, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске и дополнениям к нему, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – Отделения ПФ РФ по <адрес> – ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 по доводам, изложенным в возражениях, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Как следует из возражений ГУ – Отделение ПФ РФ по <адрес>, в силу положений ч.3 ст. 21 ФЗ №, решение о возврате сумм, излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до датаг., принимаются органами ПФР на основании заявления плательщика о возврате сумм, излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и приусловии отсутствия у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до датаг. По результатам рассмотрения обращения ФИО1 направлен ответ от дата, согласно которому у органов ПФР отсутствовали правовые основания для возврата переплаты из-за наличия непогашенной задолженности.
Поскольку с 2017г. администратором страховых взносов являются налоговые органы и соответственно органы ПФР располагают информацией о состоянии расчетов с плательщиками только на дата, в адрес УФНС по СК направлен запрос от дата о подтверждении факта наличия у плательщика переплаты, а также об отсутствии задолженности по страховым взносам и пеням на ОМС за периоды до 2017г.
Согласно ответа УФНС по СК от дата у плательщика имелась переплата по страховым взносам на ОМС в размере 3810 руб., а также непогашенная задолженность по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на ОМС в размере 420,38 руб., о чем ФИО1 уведомлен письмом отделения от дата.
Поскольку по данным налогового органа у ФИО1 на момент обращения имелась неоплаченная задолженность по пеням на ОМС, у Отделения отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения о возврате излишне уплаченной суммы.
Представитель Межрайонной ИФНС России № по СК по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в возражениях, из которых следует, что налоговым органом до принятия судом к производству искового заявления ФИО1 после уточнения в порядке ст. 86 НК РФ сведений о банковских счетах ФИО1 приняты решение от дата№ о возврате сумм излишнеуплаченныхстраховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 33 744,09 руб., решение от дата№ о возврате сумм излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 766.90 руб., решение от дата№ о возврате сумм излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в части пени в размере 143.80 руб., решение от дата№ о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 758.28 руб. на расчетный счет, открытый в банке на имя ФИО1, сведения о котором предоставлены кредитной организацией налоговому органу.
В настоящий момент переплата по обязательным платежам у налогоплательщика отсутствует, денежные средства возвращены на расчетный счет ФИО1 При этом, налогоплательщику отказано в возврате сумм страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до дата в размере 3 810 руб.
Согласно ст. 20 ФЗ от дата № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное имедицинское страхование», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до датаг., осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.
Согласно ст. 21 ФЗ от дата № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до дата, принимаются соответствующими органами ПФР, ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. При этом решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до дата, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до датаг.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС России направляют его в УФНС России.
Поскольку лицом, уполномоченным принимать решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до дата в размере 3 810 руб., является ГУ- Управление ПФР по <адрес>, налоговый орган обоснованно отказал в возврате денежных средств истцу.
Компенсация морального вреда возможна лишь в случае нарушения его прав незаконными действиями виновного лица. Однако, действия налогового органа правомерны, отказ в возврате излишне уплаченного налога не нарушил права и законные интересы налогоплательщика, налоговый орган в письме от дата не отказывал в возврате сумм излишне уплаченного налога, лишь указал на необходимость уточнения расчетного счета, на который в соответствии с действующим законодательством возможно перечислить денежные средства. Просиал в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Текст возражений приобщен к материалам дела.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, пришел к следующему.
Из материалов дела следует, ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с дата по дата, что подтверждается сведениями ЕГРИП.
До дата вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались ФЗ от дата № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонда РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федерального закона N 212-ФЗ).
Ч. 1 ст.18 указанного Федерального закона предусматривалось, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов (статья 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, предусматривался ст. 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ (часть 8).
Федеральным законом от дата № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с дата администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы.
В соответствии со ст 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до дата, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до дата, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные периоды), истекшие до дата. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Таким образом, полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации с дата ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до дата, при этом полномочиями по их фактическому возврату, органы Пенсионного фонда Российской Федерации не обладают.
Согласно ст. 20 Закона N 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до дата, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Данному праву корреспондирует установленная п. 7 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
На основании ч. 6 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
При этом возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога (абз. 3 п. 6 ст. 78 НК РФ).
В силу ч. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, Налоговым кодексом РФ установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.
датаФИО1 обратился с заявлением в УФНС России по СК о возврате излишне выплаченных сумм страховых взносов.
Согласно ответу УФНС России по СК от дата№, у ФИО1 установлена переплата по обязательным платежам в бюджетную систему РФ. Разъяснено, что для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до датаг., следует обратиться в территориальные органы ПФР РФ.
Из ответа УПФР по <адрес> от дата по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов следует, что переплата по страховым взносам на обязательное страхование работающего населения в фиксированном размере на сумму 3 810,01 руб., отсутствует.
Из ответа Межрайонной ИФНС России № по СК от дата усматривается, что для возврата излишне уплаченного налога необходимо указывать реквизиты банка (20-значный расчетный счет), владельцем которого является ФИО1
В рамках межведомственного взаимодействия между ПФР и УФНС по СК, установлен факт наличия у ФИО1 переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3810,01 руб., а также задолженность по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 420,38 руб.
Поскольку на момент обращения ФИО1 имелась задолженность по пеням на ОМС, у УПФР по <адрес> в силу положений ст. 21 Закона N 250-ФЗ, отсутствовали основания для принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от дата принято решение № о возврате налогоплательщику ФИО1 налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сумме 143,80 руб.
Платежным поручением № от дата на счет ФИО1№ УФК по СК (Межрайонной ИФНС России № по СК) произведен возврат налога в соответствии со ст. 78 НК РФ, на основании решения МИФНС России № по СК от 02.02.2022г. № на сумму 143,80 руб.
Решением №Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от датаФИО1 возращена сумма налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сумме 766,90 руб.
Платежным поручением № от дата на счет ФИО1№ УФК по СК (Межрайонной ИФНС России № по СК) произведен возврат налога в соответствии со ст. 78 НК РФ, на основании решения МИФНС России № по СК от дата№ на сумму 766,90 руб.
Решением № Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от датаФИО1 возращена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с дата, в сумме 33 744,09 руб.
Платежным поручением № от дата на счет ФИО1№ УФК по СК (Межрайонной ИФНС России № по СК) произведен возврат страховых взносов в соответствии со ст. 78 НК РФ, на основании решения МИФНС России № по СК от дата№ на сумму 33 744,09 руб.
дата. Межрайонной ИФНС России № по <адрес> принято решение № о возврате налогоплательщику ФИО1 страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с дата в размере 6758.28 руб.
Платежным поручением № от 13.01.2022г. на счет ФИО1№ УФК по СК (Межрайонной ИФНС России № по СК) произведен возврат налога в соответствии со ст. 78 НК РФ, на основании решения МИФНС России № по СК от дата№ на сумму 6 758.28 руб.
ФНС России представлены сведения о банковских счетах (вкладах), открытых на имя ФИО1, из которых следует, что счет № в ПАО «Сбербанк России», открытый дата, принадлежит ФИО1, дата г.р.
Таким образом, Межрайонной ИФНС России № по <адрес> излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, перечислены на расчетный счет №, открытый на имя ФИО1, сведения о котором предоставлены кредитной организацией налоговому органу.
Требование ФИО1 по возврату излишне уплаченных страховых взносов обращено к налоговому органу, при том, что налоговый орган только исполняет решение органов пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов за периоды, истекшие до дата.
Поскольку лицом, уполномоченным принимать решение о возврате сумм, излишне уплаченных страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные периоды до дата, является ГУ - УПФР по <адрес>, налоговый орган обоснованно отказал возвратить излишне уплаченный налог по страховым взносам.
Доводы истца, о том, что ему неправомерно было отказано в перечислении излишне уплаченного сумм налогов на счет ФКУ «Следственный изолятор №» Управления федеральной службы исполнения наказания по <адрес>» суд находит необоснованным.
Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на расчетный счет налогоплательщика, указанный в заявлении (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога (п. 5 ст. 79 НК РФ).
Приказом Минюста России от дата N 356 утверждена Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Инструкция).
Согласно п. 1 Инструкции ее действие распространяется на осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (далее также - ИУ), подозреваемых и обвиняемых, находящихся в СИЗО, и регулирует вопросы: учета личных денег; учета и хранения личных ценностей; контроля за движением личных денег и ценностей.
Согласно п. 4 Инструкции для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет с вкладышем. Лицевому счету присваивается номер, состоящий из начальной буквы фамилии осужденного и номера личного дела, который регистрируется в оборотной ведомости движения личных денег.
Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что в СИЗО возможно открытие истцу только лицевого счета, а в соответствии с со ст. 78 и 79 НК РФ возврат излишне уплаченного (взысканного) налога осуществляется на открытый в банке расчетный счет налогоплательщика.
Кроме того, истец не лишен права обратиться в банк с заявлением о переводе поступивших на его расчетный счет денежных средств в СИЗО.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, Пенсионному фонду РФ в лице Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> об обязании возвратить излишне уплаченный налог по страховым взносам.
ФИО1 заявлены требования о компенсации морального вреда с ответчиков.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Поскольку возникший спор вытекает из налоговых правоотношений, гражданское законодательство о компенсации морального вреда в данном случае не применимо.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в сумме по 30 000 руб. с каждого, не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении требований ФИО1, оснований для удовлетворения требований о взыскании судебных расходов, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес>, Пенсионному фонду Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> об обязании возвратить излишне уплаченный налог по страховым взносам, взыскании морального вреда, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Судья подпись Н.В. Кулиева
Копия верна. Судья Н.В. Кулиева
Подлинник определения подшит
в материалах дела №
Судья Н.В. Кулиева