ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1135/2012 от 12.11.2012 Малоярославецкого районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1135/2012 копия Решение

Именем Российской Федерации

г. Малоярославец 12 ноября 2012 года

Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.

при секретаре Сырбу Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «<адрес>» о выдаче свидетельства на приобретение жилья,

Установил:

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд к администрации МО ГП «<адрес>», Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с иском о признании незаконными действий администрации МО ГП «<адрес>» при формировании списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и обязании администрации МО ГП «<адрес>» выдать семье ФИО1 свидетельство на приобретение жилья на сумму, рассчитанную исходя из рыночной стоимости 1 кв.м на день выдачи свидетельства. В обосновании требований указывая, что его семья из 3 человек Постановлением главы администрации МО ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Им разъяснено, что поскольку их семья встала на учет до ДД.ММ.ГГГГ, они имеют право на первоочередное получение жилья. ДД.ММ.ГГГГФИО3 и его супругой ФИО4 заключен ипотечный кредитный договор с ОАО «ТрансКредитБанк» на приобретение квартиры. ДД.ММ.ГГГГ в органе регистрации зарегистрирован договор купли-продажи. ДД.ММ.ГГГГ администрация МО ГП «<адрес>» известила истца о том, что его семья Постановлением администрации МО ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с исполнением 35 лет. Решением Малоярославецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Постановление администрации МО ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным, его семья восстановлена в списках участников подпрограммы с сохранением очередности. В связи с неисполнением Администрацией МО ГП «<адрес>» п. 10 Положения о порядке отбора муниципальных образований <адрес> для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории <адрес> на 2011 – 2015 годы» молодые семьи <адрес>, в том числе и семья истца не включены в сводный список на получение социальных выплат, что является грубейшим нарушением прав семей – участников подпрограммы, в том числе семьи истца. Допущенные администрацией МО ГП «<адрес>» нарушения прав семьи истца могли стать причиной того, семье истца, отвечающей требованиям молодой семьи, изъявившей желание стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», социальная выплата получена не была.

В ходе рассмотрения дела истцом в качестве соответчика привлечена администрация МО МР «<адрес>», уточнены исковые требования: истец просил признать незаконными действия администрации МО ГП «<адрес>» при формировании списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и обязать администрацию МО ГП «<адрес>» выдать семье ФИО1 свидетельство на приобретение жилья на сумму, рассчитанную исходя из рыночной стоимости 1 кв.м на день выдачи свидетельства, обязать администрацию МО МР «<адрес>» выдать семье ФИО1 свидетельство на приобретение жилья на сумму, рассчитанную исходя из рыночной стоимости 1 кв.м на день выдачи свидетельства, обязать Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике <адрес> выдать семье ФИО1 свидетельство на приобретение жилья на сумму, рассчитанную исходя из рыночной стоимости 1 кв.м на день выдачи свидетельства, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> выдать семье ФИО1 свидетельство на приобретение жилья на сумму, рассчитанную исходя из рыночной стоимости 1 кв.м на день выдачи свидетельства.

В судебном заседании истцом ФИО3 и его представителем по устному ходатайству ФИО5 администрация МО ГП «<адрес>», Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике <адрес>, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> исключены из числа ответчиков по делу и переведены в число третьих лиц, поддержаны исковые требования к администрации МО МР «<адрес>» об обязании выдать семье ФИО1 свидетельство на приобретение жилья на сумму, рассчитанную исходя из рыночной стоимости 1 кв.м на день выдачи свидетельства.

Представитель ответчика администрации МО МР «<адрес>» по доверенности ФИО6 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что администрация МО МР «<адрес>» только организует работу по сбору списков и направления их в орган исполнительной власти <адрес>, после направления утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> сводного списка с пустыми бланками свидетельств и перечисленных бюджетных средств, заполняют бланки свидетельства и выдают их молодым семьям, включенным в утвержденный сводный список.

Представители третьего лица администрации МО ГП «<адрес>» по доверенностям ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании иск ФИО1 считали не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием правовых оснований.

Представители третьих лиц Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике <адрес>, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в суд не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Третье лицо ФИО10, являющаяся также законным представителем третьего лица ФИО11, в суде иск ФИО1 считала подлежащим удовлетворению.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 13 и 16 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, проводит единую государственную социальную политику, реализует конституционные права граждан в области социального обеспечения, содействует решению проблем семьи, материнства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяет порядок получения субсидий гражданами для улучшения ими жилищных условий.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 5 названных Правил определены условия при соответствии, которым семья может быть участницей федеральной подпрограммы - участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям - возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий и наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

При этом положениями Правил предусмотрено составление двух списков.

Так, согласно пункту 21 орган местного самоуправления формирует список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Исходя же из пункта 26 орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает список молодых семей претендентов на получение социальных выплат с учетом объема средств федерального бюджета, выделенных субъекту РФ для предоставления социальных выплат.

Первый список молодых семей - участников подпрограммы, формируется органом местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, и направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ для составления заявки на выделение средств из федерального бюджета (п.п. 21, 23 Правил).

Последующий список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ исходя из контрольных цифр средств федерального бюджета, определенных государственным заказчиком подпрограммы, т.е. Министерством регионального развития РФ (п.п. 26, 28 Правил).

И только молодые семьи, вошедшие в список претендентов, в соответствии с пунктами 36, 41, 45-46 Правил, получают Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, открывают банковский счет для зачисления бюджетных средств, представляют документы по приобретенному жилому помещению, получают государственную поддержку в виде социальной выплаты.

Тогда как молодые семьи, не вошедшие в список претендентов и, следовательно, не получившие в текущем году государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья, вправе продолжить участие в федеральной подпрограмме в следующем году при соблюдении условий, установленных данной подпрограммой и Правилами.Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, фактически идентичная подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, которые дублируют положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, о составлении двух списков.

Как указал в своем определении -О-О от ДД.ММ.ГГГГ год Конституционный суд РФ, Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными статьей 144 (пункты «в» и «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.

Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в» и «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт «а» пункта 5 и подпункт «г» пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

Таким образом, только для данного нормативного правового акта установлены критерии возраста супругов при определении понятия «молодая семья» и именно на указанную категорию граждан распространяется действие данной подпрограммы

В разделе 3 Подпрограммы «Основные цели задачи подпрограммы» установлено, что участник подпрограммы - молодая семья - это семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Из анализа вытекает, что только для данного нормативного правового акта установлены критерии возраста супругов при определении понятия «молодая семья».

Понятие «молодая семья» в федеральных законах не определено, а поэтому Правительство Российской Федерации вправе в соответствии с приведенными выше федеральными законами при принятии нормативного правового акта определить категории граждан или юридических лиц, на которых распространяются положения данного правового акта.

Анализ вышеуказанных нормативных правовых актов также показывает, что количество семей, которые получат социальную выплату, определяется исходя из объемов финансирования.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются супругами и имеют несовершеннолетнего ребенка ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГФИО12 обратились с заявлением в администрацию МО ГП «<адрес>» о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Постановлением администрации МО ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1, состоящая из 3 человек, признана нуждающейся в жилых помещениях и признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Постановлением главы администрации МО ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 исключена из сводного списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Доступное жилье в <адрес>», изъявивших желание получить социальную выплату и вставших на учет по городскому поселению «<адрес>», как не попавшая в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2011 году в связи с превышением 35-летнего возраста одного из супругов в планируемом году на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов.

Решением Малоярославецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Постановление администрации МО ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения семьи ФИО1 из сводного списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Доступное жилье в <адрес>» признано недействительным, как принятое органом, в чью компетенцию принятие такого решения не входило, а также содержащее неправильную формулировку, на администрацию МО ГП «<адрес>» возложена обязанность восстановить семью ФИО1 в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы с сохранением очередности.

Постановлением администрации МО ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 восстановлена в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы с сохранением очередности от даты подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ).

В списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 год семья ФИО1 состояла под номером 175, на 2010 год – по<адрес>.

Согласно сведениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ учитывая объем средств, выделенных на реализацию подпрограммы в 2009 году, семья ФИО1 не вошла в сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в 2009 году по <адрес> и соответственно в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году и была подана на включение в сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2010 году, однако, учитывая объем финансирования программы в 2010 году, семья ФИО1 не вошла в сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2010 году по <адрес> и соответственно в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году, ДД.ММ.ГГГГ указанная семья исключена по причине достижения супругом 36-летнего возраста.

Поскольку семья ФИО1 состояла в сводном списке на 2009 год и на 2010 год, являлась одной из нескольких, претендующих на получение социальной выплаты на законных основаниях, однако в связи с недостаточностью бюджетного финансирования не вошла в список претендентов на получение социальной выплаты в указанных годах, то соответственно, оснований для обеспечения семьи жильем за счет социальной выплаты в рамках федеральной подпрограммы в указанных годах не имелось.

Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы не предусмотрено первоочередное предоставление социальных выплат каким-либо категориям граждан.

В связи с тем, что в личном деле семьи ФИО1 отсутствуют данные о том, что его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также в связи с тем, что истцом в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что указанная информация была им надлежащим образом доведена до ответчика - администрации МО МР «<адрес>», довод истца о том, что его семья имеет право на первоочередное получение жилья является необоснованным. Кроме того, в рамках указанных выше Подпрограмм предусмотрено предоставление не жилья, а социальных выплат.

Не имеется оснований для вывода о нарушении ответчиком прав истца, гарантированных федеральными законами, дискриминации, претендовавшего в рамках Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. на улучшение жилищных условий, поскольку для улучшения жилищных условий в рамках данной Подпрограммы возраст супругов должен быть не старше 35 лет, данная Подпрограмма имеет возрастные ограничения.

ФИО1 вправе улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

В связи с чем, предусмотренные законом основания для возложения на администрацию МО МР «<адрес>» обязанности выдать семье ФИО1 соответствующее свидетельство отсутствуют. Право на получение социальной выплаты у семьи ФИО1 не возникло.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

ФИО1 в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий подпись Н.Н. Мартынова

Копия верна: Судья Н.Н. Мартынова