ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1135/2014 от 30.04.2014 Тобольского городского суда (Тюменская область)

 № 2-1135/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г.Тобольск 30 апреля 2014 года

 Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Логиновой М.В.,

 при секретаре Мальцевой С.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1135/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Тепло Тюмени» об оспаривании представления прокурора г.Тобольска Тюменской области,

 - с участием представителя ОАО «Тепло Тюмени» ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

 - с участием представителя ОАО «Тепло Тюмени» ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

 - с участием помощника прокурора г.Тобольска Ражева М.М.,

 УСТАНОВИЛ:

 ОАО «Тепло Тюмени» обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора г.Тобольска Тюменской области об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, внесенного в адрес Генерального директора ОАО «Тепло Тюмени».

 Требования мотивирует тем, что прокуратурой г.Тобольска Тюменской области проведена проверка по обращению ФИО3 по вопросу установки общедомового прибора учета коммунальных ресурсов в жилом доме по адресу: <адрес>. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором г.Тобольска в адрес Генерального директора ОАО «Тепло Тюмени» внесено представление об устранении нарушений закона. Прокурором в представлении указано на то, что в стоимость установки прибора учета тепловой энергии необоснованно включены расходы на приобретение GPRS-модема, адаптера сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией, лицензии Взлет СП и настройку сетевых компонентов. Данное обвинение прокурора является противоречащим действующему законодательству Российской Федерации. При соблюдении требований п.5 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирном жилом доме имели возможность по своему усмотрению осуществлять выбор производителя прибора учета, самостоятельно определять для себя требуемый уровень качества и стоимости прибора учета. Однако, собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> требования п.5 ст.13 Закона № 261-ФЗ в установленный срок не были выполнены. Пунктом 9 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрена обязанность ресурсоснабжающих организаций произвести оснащение приборами учета многоквартирные дома, инженерно-технически непосредственно присоединенные к сетям таких ресурсоснабжающих организаций и которые в нарушение требований п.5 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ не были оснащены приборами учета в установленный срок, а собственники помещений таких домов обязаны предоставить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Выбор монтируемого прибора определяется ресурсоснабжающей организацией самостоятельно с учетом результатов осмотра технической возможности установки такого прибора на инженерных сетях многоквартирного жилого дома, без согласования с собственниками помещений. Установка узла учета тепловой энергии производилась на основании Рабочего проекта узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, разработанного на основании технических условий на установку прибора учета тепловой энергии на объекте теплопотребления: <адрес>. Техническими условиями на установку прибора учета отпускаемой тепловой энергии было предусмотрено условие предусмотреть возможность дистанционного снятия показаний давления, температуры и объема, а также выполнить монтаж вычислителя теплоты, блоков питания, адаптера, автоматов подачи напряжения питания в отдельном металлическом щите, исключающем возможность несанкционированного доступа к указанному оборудованию. Как видно из рабочего проекта узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, устанавливаемый узел учета тепловой энергии «ВЗЛЕТ ТСР-М» исполнения ТСР-024М обеспечивает вывод измерительной, диагностической, установочной, архивной и другой информации через последовательный интерфейс RS-232 или RS-485 (непосредственно по кабелю, по телефонной линии, по радиоканалу или каналу сотовой связи) либо через интерфейс Ethernet. Данная функция позволяет в автоматическом режиме в удаленном доступе обеспечить передачу данных в диспетчерскую службу управляющей компании либо иному лицу. Для передачи указанной информации рабочим проектом предусмотрена установка адаптера (модема) сигналов сотовой связи АССВ-030. В комплект поставки данного адаптера входит: адаптер, наружная антенна, паспорт и программное обеспечение. Таким образом, установка адаптера сотовой связи АССВ-030 в комплексе узла учета не является фактическим подключением узла учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а лишь монтажом и надлежащей наладкой установленного оборудования для допуска в эксплуатацию узла учета и дальнейшей его эксплуатации. Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14 февраля 2012 года, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения. При рассматриваемых обстоятельствах отношения по установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрены и регулируются Федеральным законом № 261-ФЗ, а не заключенным договором теплоснабжения с управляющей организацией. Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом № 261-ФЗ. Общедомовой прибор учета принят управляющей компанией без замечаний. Включение в стоимость установки узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, расходов по установке и наладке оборудования, предусмотренного рабочим проектом является обоснованным и не противоречит действующему законодательству.

 В судебном заседании представитель ОАО «Тепло Тюмени» ФИО2, действующая на основании доверенности, заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Пояснила, что у собственников многоквартирного дома была возможность определиться с выбором прибора учета, чего не было сделано, ОАО «Тепло Тюмени» работы выполнены в соответствии с рабочим проектом, GPRS-модем (или адаптер сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией), лицензия Взлет СП и настройка сетевых компонентов предусмотрены рабочим проектом, их установка и настройка не является подключением узла учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета. Установленный в многоквартирном доме по адресу: <адрес> узел учета может функционировать без адаптера сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией, но при этом данные будут передаваться не дистанционно, а путем передачи данных непосредственно с прибора учета. Адаптер сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией является дополнительной комплектацией к узлу учета, лицензия Взлет СП входит в комплектацию адаптера сотовой связи. В настоящее время показания прибора учета в указанном многоквартирном доме снимаются и передаются дистанционно с помощью адаптера сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией. Расходы на установку адаптера сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией, лицензию Взлет СП и настройку сетевых компонентов включены в стоимость установки узла учета согласно рабочему проекту.

 В судебном заседании представитель ОАО «Тепло Тюмени» ФИО1, действующая на основании доверенности, заявление поддержала по изложенным основаниям.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица прокуратуры г.Тобольска Тюменской области - помощник прокурора г.Тобольска Ражев М.М. с заявлением ОАО «Тепло Тюмени» не согласился, пояснил, что GPRS-модем (или адаптер сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией), лицензия Взлет СП и настройка сетевых компонентов являются дополнительным оборудованием к узлу учета тепловой энергии, расходы на установку которых ОАО «Тепло Тюмени» не вправе предъявлять к оплате собственникам помещений многоквартирного дома. Поэтому расходы на установку GPRS-модема (или адаптера сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией), лицензию Взлет СП и настройку сетевых компонентов необходимо исключить из стоимости установки узла учета тепловой энергии, предъявленной к оплате собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

 Заслушав представителей заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Тобольска в адрес Генерального директора ОАО «Тепло Тюмени» внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно представлению прокуратурой г.Тобольска по обращению ФИО7 проведена проверка по вопросу установки общедомового прибора учета коммунальных ресурсов в жилом доме по адресу: <адрес> и начисления платы за коммунальные услуги. В ходе проверки установлено, что ОАО «Тепло Тюмени» необоснованно включило в стоимость установки прибора учета расходы на приобретение GPRS-модема (или адаптера сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией), лицензию Взлет СП и настройку сетевых компонентов. Передающее данные устройство и его настройка, лицензия Взлет СП не являются необходимыми компонентами узла учета тепла и горячего водоснабжения, показания таким приборов учета могут быть использованы без автоматизированных систем учета ресурсов. Расходы на приобретение адаптера сотовой связи, его настройку и лицензию Взлет СП не могут возлагаться на собственников многоквартирного дома. По смыслу ч.12 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2-009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ресурсоснабжающей организации возмещению подлежат только расходы на установку прибора учета. Аналогичная позиция изложена в подпункте «ж» п.18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124, запрещающем возлагать расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета на потребителей и предусматривающим, что ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителей компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случаев, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

 Представителями ОАО «Тепло Тюмени» и прокурором г.Тобольска не оспаривается факт установки ОАО «Тепло Тюмени» прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> и факт включения ОАО «Тепло Тюмени» в стоимость установки прибора учета тепловой энергии расходов на приобретение GPRS-модема (или адаптера сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией), лицензию Взлет СП и настройку сетевых компонентов.

 Представителем заявителя ОАО «Тепло Тюмени» не оспаривается, что GPRS-модем (или адаптер сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией), лицензия Взлет СП и настройка сетевых компонентов являются дополнительным оборудованием к узлу учета тепловой энергии, узел учета тепловой энергии может функционировать без адаптера сотовой связи АССВ-030, но при этом данные прибора учета будут передаваться не дистанционно.

 Техническими условиями на установку прибора учета отпускаемой тепловой энергии в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, подготовленными ОАО «Тепло Тюмени», предусмотрено, что необходимыми условиями к месту установки прибора учета необходимо предусмотреть возможность дистанционного снятия показаний давления, температуры и объема, выполнить монтаж вычислителя теплоты, блоков питания, адаптера, автоматов подачи напряжения питания в отдельном металлическом щите, представить программное обеспечение по обслуживанию узла учета, тепловычислитель должен быть оборудован разъемом RS-232.

 Рабочим проектом узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ в здании жилого дома по адресу: <адрес>, выполненным ООО «Взлет-Тюмень», предусмотрено, что в состав системы учета потребляемой тепловой энергии и горячего водоснабжения входят: электромагнитные расходомеры с импульсным выходом, термопреобразователи сопротивления и тепловычислитель ТСР- 024М. Теплосчетчик «ВЗЛЕТ ТСР-М» исполнения ТСР-024М обеспечивает вывод измерительной, диагностической, установочной, архивной и другой информации через последовательный интерфейс RS-232 или RS-485 (непосредственно по кабелю, по телефонной линии связи, по радиоканалу или по каналу сотовой связи), через интерфейс Ethernet.

 Актом о приемке выполненных работ за август 2013 года подтверждается, что подрядчиком ООО «Взлет-Тюмень» по заказу ОАО «Тепло Тюмени» выполнены работы в здании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, сметная стоимость узла учета включает расходы на GPRS-модем (или адаптер сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией), лицензию Взлет СП и настройку сетевых компонентов.

 Договором на предоставление услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что между ООО «Жилсервис-Север» и собственниками помещений в многоквартирном доме № в <адрес> заключен договор на предоставление услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

 По информации ООО «Жилсервис-Север» от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, по итогам которого собственниками не принято решение об установке приборов учета тепловой и электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения. Иного решения об установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов не принималось, голосования не проводилось.

 Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что собственниками помещений в указанном многоквартирном доме проведено общее собрание по вопросу установки общедомовых приборов учета тепловой и энергетической энергии, холодного и горячего водоснабжения, решение не принято.

 Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что собственниками помещений в указанном многоквартирном доме проведено общее собрание по вопросу избрания способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление, принято решение - избрать способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление.

 Согласно ст.ст. 254 - 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, в результате которых: нарушены права и свободы организации; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; на организацию незаконно возложена какая-либо обязанность или она незаконно привлечена к ответственности.

 Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы организации не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК Российской Федерации).

 В силу ст.ст. 21, 26 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1997 года «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении такого надзора прокуроры вправе осуществлять проверки исполнения законов, а в случае обнаружения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель в силу ст. ст. 24, 28 Федерального закона N 2202-1 вправе принести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

 В соответствии с ч.5 и ч. 9 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» до 1 июля 2012 года собственники … помещений в многоквартирных домах … обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. До 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение … тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

 Согласно подпункту «ж» пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается, в том числе, условие об обязанности исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

 Из указанных положений закона следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны при невыполнении обязанности по установке общедомового прибора учета в установленный Федеральным законом № 261-ФЗ срок оплатить расходы на установку прибора учета организации, осуществляющей оснащение многоквартирных домов приборами учета, к которым относится ОАО «Тепло Тюмени». Расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

 GPRS-модем (или адаптер сотовой связи АССВ-030 с внешней антенной конфигурацией) является дополнительным оборудованием к прибору учета тепловой энергии, обеспечивающим подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета тепловой энергии. Не смотря на то, что данное оборудование предусмотрено рабочим проектом узла учета тепловой энергии на здание многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, подготовленным на основании технических условий ОАО «Тепло Тюмени», данное оборудование не предусмотрено Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве необходимого при выполнении обязанности по установке прибора учета. Поэтому расходы на установку указанного оборудования, не могут быть возложены на собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случаев принятия собственниками решения о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

 Общего собрания по вопросу принятия решения о включении расходов на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний прибора учета тепловой энергии в плату за содержание и ремонт жилого помещения, собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> не проводилось.

 Таким образом, представление прокурора г.Тобольска внесено в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с чем, требование ОАО «Тепло Тюмени» о признании представления прокурора г.Тобольска Тюменской области незаконным является не обоснованным и не подлежит удовлетворению.

 Иных доказательств суду не представлено.

 Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Отказать открытому акционерному обществу «Тепло Тюмени» в удовлетворении заявления о признании незаконным представления прокурора г.Тобольска Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2014 года.

 Судья М.В. Логинова