Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года Адрес
Октябрьский районный суд Адрес в составе: председательствующего судьи Островских Я.В., при секретаре ФИО7, с участием прокурора ФИО8, ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО1 -ФИО9, ответчика ФИО5, представителя ответчика ФИО5 -ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФГКУ «Сибирское ТУИО» к ФИО5, ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3 об освобождении помещения,
У С Т А Н О В И Л :
В обоснование исковых требований указано, что на основании передаточного акта от Дата Иркутская КЭЧ района передала ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нежилое здание «Управление», расположенное по адресу: Адрес, общей площадью 4 418,6 кв.м. Нежилое здание, расположенное по адресу: Адрес, общей площадью 4 418,6 кв.м., инв. №, лит. А является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления у Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, здание, расположенное по адресу: Адрес, является «нежилым». ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным проектам» при проведении технической экспертизы здания выявлено, что здание является аварийным. Жилое помещение №, расположенное по адресу: Адрес, предоставлено ФИО5 на основании договора найма жилого помещения в общежитии койко-места от Дата№. Согласно акту установления фактического проживания граждан в жилом помещении от Дата в жилом помещении № проживают ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3, ФИО2 Согласно акту осмотра помещения на предмет его фактического использования, составленного ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в жилом помещении № проживают ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3, ФИО2 В соответствии с выпиской из лицевого счёта на коммунальные услуги за период ноябрь 2017 года - июнь 2019 года в помещении № фактически проживает 4 человека. В ходе проведенной проверки ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России установлено, что ответчики не являются военнослужащими и не состоят в трудовых отношениях с учреждениями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, следовательно жилое помещение №, расположенное по адресу: Адрес, занимают незаконно. Дата в адрес ответчиков направлено требование об освобождении помещения в течение 10-ти дней с момента получения требования. Согласно уведомлению требование получено Дата. Согласно уведомлению ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны от Дата исх. №, направленном в адрес ответчиков последние не имеют право проживания в служебном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации, обязаны освободить занимаемое помещение. Вместе с тем, до настоящего времени ответчики названное помещение не освободили и продолжают незаконно его удерживать, тем самым нарушая права и охраняемые законом интересы, а также имущественные интересы государства -Российской Федерации, в чьей собственности находится упомянутое помещение. Спорное нежилое помещение не сформировано как самостоятельный объект гражданских прав, отсутствуют правоустанавливающие документы на отдельные помещения. Перевод помещений из статуса «нежилое» в статус «жилое» в установленном порядке не осуществлён. Спорное помещение являлось нежилым и на момент его предоставления ответчику, следовательно оно не могло быть предметом договора найма жилого помещения в общежитии. Доказательства осуществления перевода спорного нежилого помещения в жилое помещение отсутствуют. Все вышеперечисленные обстоятельства подтверждают отсутствие оснований для заключения договора найма жилого помещения в общежитии. На основании изложенного, истец просил суд обязать ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3 и ФИО2 в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу освободить и вернуть ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нежилое помещение №, расположенное по адресу: Адрес, по акту приёма-передачи.
В судебное заседание представитель истца ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не явился, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2, представитель ответчика ФИО1 -ФИО9, ответчик ФИО5 и её представитель ФИО10, в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, возражений о рассмотрении дела в её отсутствие не предоставила.
Представители третьих лиц ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России, 3-го отдела Адрес ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав ответчиков, их представителей, прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с подп.71 п.7 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от Дата№, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочие в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от Дата № 61-ФЗ «Об обороне», а также п.п.1-2 Постановления Правительства Российской Федерации от Дата№ «О некоторых мерах по управлению генеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пункции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения ли оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет, в том числе, от имени Российской Федерации, юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от Дата№, ст.ст.57, 58 ГК РФ, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, Иркутской квартирно-эксплуатационной части (района) передано имущество федеральному государственному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, все права и обязанности на имущество по передаточному акту от Дата перешли к вышеуказанному учреждению (истцу).
На основании передаточного акта от Дата Иркутская КЭЧ района передала ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нежилое здание «Управление», расположенное по адресу: Адрес, общей площадью 4 418,6 кв.м.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата№-р тип федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменён на федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Уставом Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее -ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учёта, управления и распоряжения, а так же контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование.
Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач, по организации учёта, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а так же управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст.ст.304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Данное право принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
На основании выписки из реестра федерального имущества от Дата№, постановления Верховного Совета РФ от Дата№ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» Дата зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации на нежилое здание (военная комендатура), 3-этажное, общей площадью 4 418,6 кв.м., инв. №, лит. А, расположенное по адресу: Адрес (запись регистрации № свидетельство о государственной регистрации права Адрес от Дата).
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от Дата№, передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений Минобороны России от Дата, указанное нежилое здание -управление (военная комендатура), расположенное по адресу: Адрес, передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (свидетельство о государственной регистрации права Адрес от Дата, запись регистрации №).
В техническом паспорте здания (инв. №) по адресу: Адрес также указано, что объект является зданием «Управление» и имеет статус нежилого помещения.
Какие-либо правоотношения между Министерством обороны Российской Федерации, как собственником имущества, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, как балансодержателем имущества -спорного нежилого помещения №, расположенного по адресу: АдресФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3 и ФИО2 после Дата, не оформлялись, договор аренды нежилого помещения не заключался.
Данное помещение является нежилым, поскольку в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилым не признавалось.
К специализированным жилым помещениям, в частности к общежитиям, с соблюдением требований и в установленном порядке (ч.2 ст.92 ЖК РФ) постановление Правительства Российской Федерации от Дата№ «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений») данное помещение также не относилось.
Согласно техническому заключению от 2018 года, выполненному ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» по заказу ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» проведена техническая экспертиза указанного здания, по результатам проведения которой установлено, что здание, расположенное по адресу: Адрес, находится в аварийном состоянии, также требуется реконструкция здания в части его сейсмоусиления.
Жилое помещение №, расположенное по адресу: Адрес, предоставлено ФИО5 на основании договора найма жилого помещения в общежитии, койко-места от Дата№.
Согласно акту осмотра здания на предмет его фактического использования установлено, что в жилом помещении №, расположенном в здании по адресу: Адрес, проживают ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3 и ФИО2
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из лицевого счёта о начислениях за жилое помещение коммунальные услуги за период с ноября 2017 года по июнь 2019 года, ФИО5 несёт бремя содержания спорного помещения, в помещении № фактически проживает 4 человека.
То есть указанное здание «Управление» (военной комендатуры) фактически было перепланировано без соблюдения установленного порядка и внесения изменений в данные технической инвентаризации, помещения разделены на комнаты, которые предоставлялись в пользование военнослужащим и сотрудникам гражданского персонала Минобороны России, для временного проживания в качестве общежития.
В соответствии со ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с положениями ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Вместе с тем, спорное нежилое помещение не сформировано как самостоятельный объект гражданских прав, отсутствуют правоустанавливающие документы на отдельные помещения.
В силу п.4 ст.22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (п.1 ст.23 ЖК РФ).
Перевод помещений из статуса «нежилое» в статус «жилое» в установленном законом порядке не осуществлен. Спорное помещение являлось нежилым с момента предоставления его ответчику, статус «нежилое» не менялся, следовательно оно не могло быть предметом договора найма жилого помещения в общежитии.
Доказательств осуществления перевода спорного нежилого помещения в статус «жилое» суду не представлено.
В силу ч.2 ст.23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление, гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.
Отношения найма жилого помещения, в том числе специализированного, между ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (иными учреждениями и организациями Министерства обороны Российской Федерации) и ответчиками не возникли, поскольку занимаемое помещение для проживания по договору социального или служебного или иного вида найма после Дата, им не предоставлялось.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для заключения договора найма жилого помещения в общежитии.
Таким образом, само нежилое здание по адресу: Адрес находится в аварийном состоянии и требует проведения комплекса ремонтно-восстановительных работ и работ по его усилению.
Дата истцом в адрес ответчиков направлено требование об освобождении помещения в течение 10-ти дней с момента получения требования. Согласно уведомлению ФИО5 требование получено Дата.
При этом, доказательств, подтверждающих отнесение ответчиков к категории лиц, выселение которых без предоставления другого жилого помещения не допускается, не представлено, судом таковых не установлено.
Также, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств, указывающих на то, что ответчики добровольно освободили спорное нежилое помещение.
Согласно пояснениям ответчиков, в спорном помещении они не проживают около двух лет, признают его аварийное и не пригодное для проживания состояние, при этом указывают на наличие личных вещей в нём.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России исковых требований истца об обязании ответчиков освободить и вернуть нежилое помещение по акту приёма-передачи.
При этом, на выводы суда не может повлиять решение Октябрьского районного суда Адрес от Дата, которым Иркутской квартирно-эксплуатационной части было отказано в расторжении договора найма с ответчиками, поскольку предметом рассмотрения ранее разрешенного судом спора являлись иные отношения сторон, возникшие до 2010 года.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Следуя указанным положениям гражданско-процессуального законодательства, суд устанавливает ответчикам срок для освобождения занимаемого нежилого помещения - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России удовлетворить.
Обязать ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3 и ФИО2 в лице ФИО1 в течение месяца с момента вступления решения в законную силу освободить и вернуть ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нежилое помещение №, расположенное по адресу: Адрес, по акту приёма-передачи.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с Дата.
Судья Островских Я.В.