ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1136/2013 от 14.02.2013 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

с у д ь и ФИО1

при секретаре Коньковой Е.А.

с участием:

заявителя ФИО3

заинтересованного лица КУВО «Государственный архив <адрес>

<адрес>»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия должностных лиц казенного учреждения <адрес> «Государственный архив <адрес> по личному составу» при рассмотрении запроса от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги и обязании рассмотрения запроса,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, к казенному учреждению <адрес> «Государственный архив <адрес> по личному составу, и просит признать незаконным бездействие заинтересованного лица при рассмотрении запроса заявителя от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги «предоставление пользователю архивными документами оформленных в установленном порядке архивных справок или копий архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации»; обязать заинтересованное лицо в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть запрос заявителя от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявления ФИО3 сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с запросом по предоставлению государственной услуги – архивной справки, подтверждающей льготный трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ государственная услуга не была оказана, срок исполнения услуги не был доведен до сведения заявителя, что создает препятствия к осуществлению прав заявителя.

В судебное заседание ФИО3 не явился при надлежащем извещении. Представитель заявителя по доверенности ФИО4 просит заявление удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что бездействие заинтересованного лица имело место свыше установленных действующим законодательством сроков.

Представитель заинтересованного лица – руководитель казенного учреждения <адрес> ФИО5 возражает против удовлетворения заявления, поскольку архивная справка была готова ДД.ММ.ГГГГ, однако вручить последнюю не представилось возможным в виду ошибочного указания заявителем номера контактного телефона; при рассмотрении данного заявления представитель ФИО3 отказался принимать архивную справку, поэтому последняя была направлена по почте и заявителем получена; увеличение сроков по выдаче архивных справок обусловлено объективными причинами, за которые «Государственный архив <адрес> по личному составу» не может отвечать в силу действующего законодательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд отказывает в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В судебном заседании бесспорно установлено, что ФИО3 обратился за архивной справкой о льготном стаже с ДД.ММ.ГГГГ в казенное учреждение «Государственный архив <адрес> по личному составу» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами гражданского дела (л.д. 8, 15) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Материалами гражданского дела подтверждается, что архивная справка, испрашиваемая заявителем, составлялась по архиву ОАО ФИО7, где ФИО3 работал согласно представленной трудовой книжке (л.д. 17) и в сравнении с содержанием запроса заявителя о предоставлении льготного стажа с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что передаче архива в «Государственный архив <адрес> по личному составу» предшествовала обработка и комплектование архива в соответствии с заключенным договором между ОАО ФИО8 в лице конкурсного управляющего и Департаментом культуры и архивного дела <адрес>.

Из представленной со стороны заинтересованного лица описи дел по личному составу усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в раздел описи за ДД.ММ.ГГГГ внесено единиц хранения.

Из представленной описи и акта приема-передачи документов на хранение следует, что «Государственный архив <адрес> документов по личному составу» принял документы по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ годы в количестве дел по личному составу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом на момент рассмотрения дела со стороны конкурсного управляющего подписанный экземпляр акта приема-передачи не возвращен заинтересованному лицу.

Материалами гражданского дела подтверждается позиция заинтересованного лица, что с ДД.ММ.ГГГГ имела место обработка ведомственного архива, после чего по мере комплектования ведомственный архив передавался частями на хранение заинтересованному лицу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает бездействия со стороны заинтересованного лица и в силу применения действующего законодательства.

В соответствии с разъяснениями пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 3 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации документы по личному составу отнесены законодателем к архивным документам, отражающим трудовые отношения работника с работодателем.
В соответствии с частью 9 статьи 23 настоящего Закона при реорганизации негосударственных организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами.

В силу части 10 статьи 23 настоящего Кодекса при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

В соответствии со статьей 89 ФЗ «Об акционерных обществах» общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс утверждено Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, которое устанавливает порядок и сроки хранения документов акционерных обществ, в том числе порядок уничтожения документов с истекшими сроками хранения.

При системном применении действующего законодательства в сочетании со статьей 19-21 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», пунктами 1-1.5. Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, утвержденного приказом Росархива от 11 марта 1997 года № 11, следует, что передаче на хранение ведомственного архива в государственный архив предшествует соблюдение порядка государственного учета документов и комплектование архива.

Следовательно, тот факт, что заинтересованное лицо принимало от граждан заявления по выдаче архивных справок до передачи архива от ОАО «Воронежский завод полупроводников приборов» и выдавало последние по мере поступления единиц хранения в государственный архив, - не может быть квалифицировано как бездействие.

Ссылка заявителя на положения пункта 3.2.2 Административного регламента департамента культуры и архивного дела <адрес> по предоставлении государственной услуги "Предоставление пользователю архивными документами оформленных в установленном порядке архивных справок или копий архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации", утвержденного приказом ДКАД <адрес> от 17 июля 2012 года № 417-ОД, - о сроке исполнения запроса в течение 30 дней, - не является достаточным для удовлетворения заявления.

В силу пункта 2.4.1. настоящего регламента, пункта 5.8.3. Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук", утвержденного приказом Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), 30-дневный срок

с разрешения руководства архива может быть при необходимости продлен с обязательным уведомлением об этом пользователя.

При этом обоснованность продления срока со стороны заинтересованного лица подтверждается объективно материалами гражданского дела.

Кроме того, применение сроков ответа на запрос пользователя государственной услуги в тридцать дней судом оценивается в сочетании с частью 3 статьи 26 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», поскольку обязанность предоставления государственной услуги пользователям архивными документами сопряжено с наличием у архива соответствующих архивных документов.

Следовательно, судом не усматривается фактических и правовых оснований для удовлетворения заявления.

Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления является и недоказанность заявителем нарушения своих прав по смыслу статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях», равно как и тем, что архивная справка была подготовлена заинтересованным лицом, представлена суду на обозрение; представитель заявителя уклонился от ее получения, ограничившись вручением ксерокопии последней; при разрешении дела по существу вручена заявителю, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

При этом суд, отказывая заявителю в удовлетворении заявления, действует с учетом разъяснений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", т.е. в пределах заявленных требований.

Разрешая заявление в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд исходит из субъектного состава и характера рассматриваемых правоотношений в сочетании с разъяснениями пункта 5 настоящего Постановления, поскольку по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

Материалами гражданского дела подтверждается, что на государственный архив <адрес> по личному составу возложены полномочия по соблюдению требований ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»; учреждение создано органом государственной исполнительной власти <адрес> и подведомственно департаменту культуры и архивного дела <адрес>.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным бездействия должностных лиц казенного учреждения <адрес> «Государственный архив <адрес> по личному составу» при рассмотрении запроса от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги и обязании рассмотрения запроса.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд <адрес>.

С у д ь я ФИО1