Дело № 2-1136-2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2015 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Никифоровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и командиру в/ч 59313-47 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации мероприятий по специальной оценке условий труда,
у с т а н о в и л :
Заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная обратился в суд с названными иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Военной прокуратурой гарнизона Дровяная с привлечением специалиста Госинспекции труда Забайкальского края была проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 59313-47 законодательства об охране труда, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства «О специальной оценке условий труда». Так, не проведены мероприятия по специальной оценке условий труда 248 рабочих мест гражданского персонала войсковой части 59313-47, а именно: газосварщик -3, электросварщик ручной сварки -6, маляр-3, аккумуляторщик -8, газосварщик -8, машинист тепловоза -1, электрогазосварщик-3, кузнец ручной ковки – 1, слесарь по ремонту боевых и специальных машин-6, водитель погрузчика-6, слесарь-ремонтник боевых и специальных машин-6, слесарь ремонтник – 6, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования-6, слесарь по ремонту автомобилей -6, водитель боевых и специальных машин-15, швея-2, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования-8, слесарь по ремонту вооружения-8, токарь -4, заведующий хранилищем-40, слесарь механосборочных работ-2, такелажник -32, слесарь механосборочных работ -2, водитель (автомобиля) крановщик-24, машинист крана-1, водитель автомобиля -13, стропальщик -6, машинист бульдозера -3, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования-3, станочник деревообрабатывающих станков – 3, столяр – 6, слесарь ремонтник -1, фрезеровщик-1, заведующий складом – 2, дефектовщик деталей и изделий – 1, комплектовщик -3, укладчик-упаковщик-2, подсобный рабочий -1, кладовщик-1. Указанные нарушения норм трудового законодательства создают угрозу производственного травматизма, влияет на размер заработной платы рабочих, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
В связи с этим, основывая свои требования на положениях Конституции РФ, ст. 21, 22, 209, 210, 212 ТК РФ, нормах ФЗ «О специальной оценки условий труда», ст. 45 ГПК РФ, истец просил суд признать бездействие командира войсковой части 59313-47 и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», связанное с не проведением мероприятий по специальной оценки условий труда 248 рабочих мест гражданского персонала войсковой части 59313-47, незаконным и обязать командира войсковой части 59313-47 и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» провести специальную оценку условий труда 248 рабочих мест гражданского персонала войсковой части 59313-47, а именно: газосварщик -3, электросварщик ручной сварки -6, маляр-3, аккумуляторщик -8, газосварщик -8, машинист тепловоза -1, электрогазосварщик-3, кузнец ручной ковки – 1, слесарь по ремонту боевых и специальных машин-6, водитель погрузчика-6, слесарь-ремонтник боевых и специальных машин-6, слесарь ремонтник – 6, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования-6, слесарь по ремонту автомобилей -6, водитель боевых и специальных машин-15, швея-2, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования-8, слесарь по ремонту вооружения-8, токарь -4, заведующий хранилищем-40, слесарь механосборочных работ-2, такелажник -32, слесарь механосборочных работ -2, водитель (автомобиля) крановщик-24, машинист крана-1, водитель автомобиля -13, стропальщик -6, машинист бульдозера -3, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования-3, станочник деревообрабатывающих станков – 3, столяр – 6, слесарь ремонтник -1, фрезеровщик-1, заведующий складом – 2, дефектовщик деталей и изделий – 1, комплектовщик -3, укладчик-упаковщик-2, подсобный рабочий -1, кладовщик-1. Кроме того, просил обязать ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» выделить денежные средства ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и войсковой части 59313-47 для проведения вышеуказанных мероприятий.
Дважды уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, процессуальный истец в окончательной редакции иска просил суд признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», командира войсковой части 59313-47, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 59313-47, возложить обязанность на ответчиков организовать проведение в войсковой части 59313-47 мероприятия по специальной оценки условий труда в срок до 01 июля 2016 года.
В судебном заседании представитель процессуального истца ФИО1, действующий по доверенности, заявленные требования с учетом уточнения поддержал, от заявленных требований к ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» прокурор отказался, производство в этой части иска прекращено определением от 26.10.2015.
Представитель ответчика войсковой части 59313-47 ФИО2, действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила исключить войсковую часть из числа ответчиков как ненадлежащего, ссылаясь на то, что командованием части принимались меры для выделения финансирования на данные расходы, однако по независящим от них причинам материального сопровождения не получено.
Ответчики Министерство обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», надлежащим образом извещенные о времени и месте настоящего судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
В ранее представленных письменных возражениях представитель ФКУ «ОСК ВВО» ФИО3, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что ОСК ВВО осуществляет свою деятельность в целях обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений. Осуществление мероприятий по проведению специальной оценки условий труда финансируется за счет средств федерального бюджета. Лимиты на эти мероприятия от Минобороны РФ не поступали. Кроме того, полагает, что заявленный иск противоречит положениям ч. 1 ст. 16 ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно акту совместной проверки от 01.12.2014, проведенной военной прокуратурой гарнизона Дровянная с участием Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае 25.11.2014, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностными лицами войсковой части 59313-47. Так, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в 2013 году и ранее, не начаты работы по специальной оценке, что противоречит положениям ст. 212 ТК РФ.
Согласно списку должностей, подлежат специальной оценке условий труда следующие должности гражданского персонала войсковой части 59313-47: газосварщик -3, электросварщик ручной сварки -6, маляр-3, аккумуляторщик -8, газосварщик -8, машинист тепловоза -1, электрогазосварщик-3, кузнец ручной ковки – 1, слесарь по ремонту боевых и специальных машин-6, водитель погрузчика-6, слесарь-ремонтник боевых и специальных машин-6, слесарь ремонтник – 6, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования-6, слесарь по ремонту автомобилей -6, водитель боевых и специальных машин-15, швея-2, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования-8, слесарь по ремонту вооружения-8, токарь -4, заведующий хранилищем-40, слесарь механосборочных работ-2, такелажник -32, слесарь механосборочных работ -2, водитель (автомобиля) крановщик-24, машинист крана-1, водитель автомобиля -13, стропальщик -6, машинист бульдозера -3, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования-3, станочник деревообрабатывающих станков – 3, столяр – 6, слесарь ремонтник -1, фрезеровщик-1, заведующий складом – 2, дефектовщик деталей и изделий – 1, комплектовщик -3, укладчик-упаковщик-2, подсобный рабочий -1, кладовщик-1.
Ответчиками не оспаривалось то обстоятельство, что оценка указанных рабочих мест не проведена.
В письменном объяснении, данном помощнику военного прокурора, врио командира войсковой части 59313-47 ФИО4 ссылается на отсутствие финансирования, выделяемого из федерального бюджета на указанные мероприятия, при том, что с финансовыми органами ФИО5 проводится переписка по данному вопросу.
В материалы дела представлен перечень рабочих мест, подлежащих проведению специальной оценки условий труда в 2014 году войсковой части 59313-47, утвержденный 20.03.2014 (л.д.14-18).
Согласно письменному сообщению командиру в/ч 59313-47 от 24.07.2014, должностное лицо ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» дало разъяснение о том, что в силу норм действующего законодательства мероприятия по организации проведения специальной оценки условий труда в интересах воинский частей и учреждений будут осуществляться уполномоченными представителями ОСК ВВО. При этом указано, что ни казенное учреждение, ни войсковая часть в силу возложенных полномочий не могут самостоятельно заключать договоры с организациями, проводящими специальную оценку условий труда рабочих мест.
В обоснование возражений по иску командир войсковой части 59313-47 ссылается на обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии бездействия со стороны должностного лица по организации мероприятий, направленных на проведение специальной оценки условий труда. Так, ответчиком были направлены сообщения в финансовые органы Минобороны РФ о выделении финансирования на вышеуказанные цели, направлялись планы финансового обеспечения, перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, утвержденный в 2013-2015 годах.
Указанное подтверждается представленной вместе с письменным отзывом перепиской.
Согласно разъяснению ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» от 17.03.2014, заключение договоров со специализированными организациями на проведение специальной оценки условий труда в интересах воинских частей и учреждений округа будет осуществляться централизованным порядком уполномоченными представителями ОСК ВВО, по результатам проведения торгов и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных ФКУ «ОСК ВВО» на эти цели.
Согласно пояснительной записке ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», потребность на мероприятия по проведению специальной оценки условий труда по войсковой части 59313-47 составляет 346500 рублей.
Вместе с тем, как следует из материалов прокурорской проверки, до настоящего времени мероприятия по специальной оценке условий труда в данной войсковой части не проводились, денежные средства на эти цели не выделялись, какие-либо сторонние организации в интересах войсковой части работу по специальной оценке условий труда не проводили и не проводят. В настоящее время в войсковой части 59313-41 имеется 248 рабочих мест, подлежащее аттестации.
Отсутствие финансирования также подтверждается справкой от 01.07.2015 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда в войсковой части 59313-47, в результате которого были нарушены трудовые права сотрудников указанной войсковой части. Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ "ОСК ВВО" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ "ОСК ВВО", утвержденным Министром обороны Российской Федерации от 18.10.2011, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ "ОСК ВВО" входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Указанное ответчиками не опровергнуто.
Таким образом, обязанность по размещению заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в названной войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "ОСК ВВО", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "ОСК ВВО".
Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора гарнизона Дровяная к ответчикам о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда в войсковой части 59313-5, возложении обязанности организовать и провести специальную оценку условий труда в данной войсковой части.
Кроме того, суд полагает, что заявленный истцом срок для проведения оценки - до 01.07.2016 является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчиков обязанности. Кроме того, представители ответчиков и третьего лица каких-либо возражений против указанного срока не высказали.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиками не представлено.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства в совокупности с приведенными нормами законодательства, а также отсутствие каких-либо доказательств, опровергающих бездействие ответчиков по выполнению возложенной обязанности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования военного прокурора гарнизона Дровяная удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», командира в/ч 59313-47, выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда в в/ч 59313-47.
Возложить обязанность на Министерство обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», командира в/ч 59313-47 организовать проведение в в/ч 59313-47 мероприятий по специальной оценке условий труда в срок до 1 июля 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья Коберская М.В.
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2015