РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября № года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края
В составе:
Председательствующего судьи: И.А. Бреславцевой
При секретаре : Е.В. Рыжковой
С участием:
Представителя истца ФИО1 – ФИО2, представившего доверенность.
Представителей ответчика военного комиссариата <адрес>ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ча к военному комиссариату <адрес> о перерасчете недополученной пенсии.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату <адрес> о восстановлении нарушенного пенсионного права и взыскании недополученной пенсии в связи с неправильным исчислением стоимости продовольственного пайка за период с дата по дата. Истец просит также обязать выплатить недополученную сумму пенсии за указанный период в размере 44108,33 руб., производить исчисление пенсии и её перерасчет в соответствии с требованиями Закона РФ от дата№.
В обоснование своих требований истец указывает, что статьей 43 Закона РФ от дата№ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" введено специальное понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии». В него включаются: оклады по должности, воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Общевойсковой паек (норма №) введен в действие Постановлением Правительства РФ от дата№, в котором определен перечень и количество потребляемых продуктов на 1 человека в сутки.
Размер компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки был установлен с января 2000 года и в последующем не менялся, несмотря на ежемесячное увеличение стоимости продуктов питания, составляющих общевойсковой паек.
Как видно из названия и содержания статьи 43, 49 Закона РФ от дата№ «О пенсионном обеспечении военнослужащих…» законодателем в этом Законе введено понятие «денежное довольствие для исчисления пенсий» и его составляющих. Поэтому, увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсий, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно влечь по п.п.»б» ст. 49 Закона пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.
Истец указал, что в настоящее время при исчислении его пенсии применяется суточная стоимость продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, исчисленная в ценах по состоянию на январь 2000 года, что не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Считает, что стоимость пайка составляет с 01 мая 206 года 74,97 руб..
О необходимости перерасчета его пенсии в связи со значительным увеличением стоимости продпайка истец обращался к военному комиссару <адрес>. Полученный ответ, которым истцу было отказано в перерасчете пенсии, считает незаконным и не состоятельным, так как он (ответ) противоречит социальным и правовым гарантиям пенсионеров.
Эти материальные виды обеспечения, установленные в Законе № 76-ФЗ «не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот Закон. Поскольку изменений и дополнений в Закон внесено не было, установление Федеральным законом «О Федеральном бюджете» фиксированной суммы выплаты денежной компенсации взамен, продовольственного пайка ниже его реальной стоимости, применению не подлежит. Кроме того, истец ссылается на Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от дата (дело № КАС 01-370), в котором указано, что перерасчет пенсии должен производиться при увеличении стоимости компенсации, выдаваемой взамен продовольственного пайка, а также на Определение Конституционного Суда РФ от дата№-О.
В судебное заседание истец, извещенный о дне слушания надлежащим образом, не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, также пояснил, что исковые требования поддерживает и просил суд их удовлетворить в полном объеме, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности ФИО2, исковые требования истца поддержал полностью и просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии со ст.43 Федерального Закона от дата№ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления денежного довольствие для выплаты пенсии определяется в порядке, установленном Правительством РФ Правительство РФ Постановлением от дата№ определило порядок. В соответствии с п.11 Постановления суточная стоимость (определяется Федеральным законом «О Федеральном бюджете» на бюджетный год) умножается на 365, а его результат делится на 12 (20 руб.*365=7300/12=608 руб. 33 коп.). Именно такая стоимость включается в состав денежного довольствия, из которого состоит пенсия пенсионеров МО РФ. Никаким другим нормативным правовым актом иная схема расчета компенсации не установлена.
В соответствии с этой же статьей для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава. То есть, законодатель в данном случае предусмотрел выплату именно компенсации, размер которой определяется Федеральным законом «О Федеральном бюджете» на соответствующий бюджетный год и никаким другим нормативным правовым актом.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки впервые был установлен Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» от дата№ (приложение №, секретно) и в последующем не изменялся. Та же самая сумма (20 рублей в сутки) была установлена вплоть до 2004 года (Федеральный закон № 150-ФЗ от дата «О Федеральном бюджете на 2001 год» (приложение №, п.8, секретно), Федеральный закон №194-ФЗ от дата «О Федеральном бюджете на 2002 год» (приложение №, п.5, секретно), Федеральный закон № 176-ФЗ от дата «О Федеральном бюджете на 2003 год», ст.97 Закона), Федеральный закон от дата № 186-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004 года», (ст.102 Закона). До 2000 года размер компенсации выдаваемого взамен продовольственного пайка с дата составлял 340 руб.06 коп., а с дата 378 руб.08 коп. На 2005 год аналогичная сумма утверждена Постановлением Правительства РФ от дата№.
Утверждение суммы компенсации, выдаваемой взамен продовольственного пайка до дата) производилось органами законодательной власти, а с дата согласно абз.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред.ФЗ от дата «№ 122-ФЗ) - денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка устанавливается Правительством РФ.
Никаким другим нормативным правовым актом иная сумма компенсации, выдаваемая взамен продовольственного пайка, не установлена.
Согласно вышесказанного, представитель ответчика считает, что военный комиссариат <адрес> исполняет предписания действующего федерального законодательства в отношении установления сумм составляющих пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ. Следовательно, военный комиссариат <адрес>, в том числе Министерство обороны РФ как орган исполнительной власти не вправе менять суммы, установленные органами законодательной власти. Просит суд отказать в удовлетвори заявленных исковых требований истца в полном объеме.
Представитель ответчика военного комиссариата <адрес>, действующий на основании доверенности ФИО4, исковые требования истца не признал, полностью поддержал представленные письменные возражения и просил суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ и состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате <адрес>. В соответствии со ст.43 Закона РФ от дата№ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления денежного довольствие для выплаты пенсии определяется в порядке, установленном Правительством РФ Правительство РФ Постановлением от дата№ определило порядок. В соответствии с п.11 Постановления суточная стоимость (определяется Федеральным законом «О Федеральном бюджете» на бюджетный год) умножается на 365, а его результат делится на 12 (20 руб.*365=7300/12=608 руб. 33 коп.). Именно такая стоимость включается в состав денежного довольствия, из которого состоит пенсия пенсионеров МО РФ. Истцом данный факт не оспаривался. Никаким другим нормативным правовым актом иная схема расчета компенсации, выдаваемая взамен продовольственного пайка пенсионерам МО РФ, не установлена.
В соответствии с этой же статьей для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава. То есть, законодатель в данном случае предусмотрел выплату именно компенсации, размер которой определяется Федеральным законом «О Федеральном бюджете» на соответствующий бюджетный год, а с дата сума компенсации устанавливается Правительством РФ.
Истец не представил в качестве доказательств материалы, согласно которым, была бы установлена иная сумма компенсации в соответствии с иным нормативным правовым актом. На основании этого, суд считает ссылку истца на ст.43 Закона РФ от дата№ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", устанавливающей сумму компенсации в размере его стоимости, несостоятельной, так как сама стоимость в этом законе не установлена. Понятие «размер его стоимости» из смысла этой статьи, не означает выплату его реальной стоимости.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от дата№ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» пенсии и пособия, предусмотренные настоящим Постановлением ежемесячное социальное пособие, а также другие пособия и компенсации, установленные законодательством для соответствующих категорий пенсионеров, выплачиваются за счет средств, выделяемых по федеральному бюджету в централизованном порядке на пенсионное обеспечение военнослужащих…
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки впервые был установлен Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» от дата№ (приложение №, секретно) и в последующем не изменялся. Та же самая сумма (20 рублей в сутки) была установлена вплоть до 2004 года (Федеральный закон № 150-ФЗ от дата «О Федеральном бюджете на 2001 год» (приложение №, п.8, секретно), Федеральный закон №194-ФЗ от дата «О Федеральном бюджете на 2002 год» (приложение №, п.5, секретно), Федеральный закон № 176-ФЗ от дата «О Федеральном бюджете на 2003 год», ст.97 Закона), Федеральный закон от дата № 186-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004 года», (ст.102 Закона).
Никаким другим нормативным правовым актом иная сумма компенсации, выдаваемая взамен продовольственного пайка, не установлена, и в суд истцом не представлена.
Согласно абз.4 ч.1 ст.14 Федерального закона дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), одной из форм которого является выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от дата № 122-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от дата№ "О мерах по реализации федерального закона "О Федеральном бюджете на 2006 год" (п.44) на 2006 год сумма компенсации осталась прежней (20 рублей) в сутки.
дата Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ решения судов <адрес> по аналогичным искам, которыми требования истцов были удовлетворены, отменены и принято новое решение, которым в удовлетворении требований истцов отказано. Действия военных комиссариатов и Министерства обороны РФ признаны законными.
В частности в данном Определении указывается, что если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам (пенсионерам МО РФ) пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 Постановления Правительства РФ от дата, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд должен руководствоваться специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г. федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст. 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.
В этой связи нельзя считать правильной ссылку истца на Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ № КАС 01-370, так как в ней речь идет о произведении перерасчета пенсии в связи с увеличением компенсации, выдаваемой взамен продовольственного пайка, как составляющей пенсии пенсионеров Министерства обороны РФ. До принятия этого Определения Министерство обороны РФ не производило перерасчет пенсии, так как считало, что компенсация, взамен продпайка, не является составляющей денежного довольствия. Речь о стоимости самой компенсации (его размере) в этом Определении не идет.
Истец неправильно истолковывает положения Определения Конституционного Суда РФ от дата№-«О», так как в данном определении также речь идет о произведении перерасчета пенсии в связи с увеличением компенсации, выдаваемой взамен продовольственного пайка, как составляющей пенсии пенсионеров Министерства обороны РФ.
Конституционный Суд РФ своим определением не определил незаконность выплаты компенсации, выдаваемой взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. 00 коп. в сутки. Иная сумма никаким нормативным правовым актом не установлена. Кроме того, в самом определении указано, что схема расчета компенсации никаким нормативным правовым актом не установлена.
В частности, в последнем абзаце п. 4 указанного Определения сказано, что оспариваемые нормы бюджетного законодательства касаются лишь одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих (денежная компенсация взамен продовольственного пайка) и не могут рассматриваться как допускающие отказ от реализации действующих законодательных предписаний о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту, и как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Таким образом, положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000 год, на 2001 год, на 2002 год, на 2003 год, на 2004 год и приложений к ним, относящиеся в системе действующего нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права данной категории граждан и не предполагают изменение (приостановление) действующего в настоящее время порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, установленного специальным законом (статьи 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Следовательно, так как истцом не представлено доказательств установления иной суммы компенсации, выдаваемой взамен продовольственного пайка (что дало бы основания для произведения перерасчета суммы пенсии), то оснований для удовлетворения требований не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сумма компенсации, установленная Законом, может быть изменена только Законом.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении требований ФИО1 ча к военному комиссариату <адрес> о перерасчете недополученной пенсии, с учетом индексации, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение № дней.
Председательствующий: