Дело № 2-1137/2013
Решение
Именем Российской Федерации
25 марта 2013 года г. Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Петровой К.А.
при секретаре судебного заседания Добрыниной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации.
В обоснование требований указал, что ... Управление министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области направило заявителю уведомление об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - Общественной организации - Национально-культурная автономия казаков города Волгограда на основании п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку устав противоречит законодательству Российской Федерации, по мнению заявителя по надуманным основаниям, а именно по причине того, что казаки не являются народом, у них отсутствует язык, в алфавитный перечень национальностей и языков, утверждённым постановлением Госкомстата РФ от 02 сентября 2002 года за № 171 для проведения Всероссийской Переписи населения в 2002 году и единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 225 от 24 марта 2000 года не внесены, не находятся в ситуации национального меньшинства. С данным решением Управления, заявитель не согласен, поскольку Общественная организация Автономия была создана учредителями ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в соответствии с действующим Федеральным законом РФ от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ (далее - Закон № 74- ФЗ) «О национально-культурной автономии», как форма национально-культурного самоопределения этнических (потомственных, родовых, природных) казаков, представляющих собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (статья 1 Закона №74-ФЗ). По мнению заявителя его право на объединение гарантирует ст. 30 Конституции Российской Федерации. Кроме того, статьей 2 Закона РСФСР (Российской Федерации) от 26 апреля 1991 г. №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» установлено, что Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно - этнические общности людей, например казачество) в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-государственных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения. Заявитель считает, что Казачество является исторически сложившейся Культурно-этнической общностью и отнесено законом к Народу и иного толкования данной культурно-этнической общности в законодательстве Российской Федерации не имеется, однако Управление игнорирует законы, указывающие на казаков как на народ. Законодательного закрепления этнологических понятий «национальное меньшинство», «народа (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности) в законодательстве Российской Федерации нет, хотя используется этнологией, некоторыми нормативными актами. Какого-либо единого перечня народов Российской Федерации так же нет. Вывод Управления о том, что создание Автономии не предусмотрено Федеральным законом от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее Закон №154-ФЗ) по мнению заявителя, абсурден, как и требование для потомственных казаков объединиться с гражданами других национальностей в казачьи общества для несения государственной или иной муниципальной службы. По мнению заявителя решение Управления об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - Общественной организации - Национально - культурной автономии казаков города Волгограда на основании пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является незаконным и ущемляет конституционные права заявителя на объединение в общественные организации со своими соплеменниками, обязывающим его и его соплеменников одной национальной принадлежности на объединение с гражданами других национальностей, свободный выбор языка общения, изучение и развитие родного языка, обучения на нём своих детей, внуков, развития культуры и народного творчества, обязывающим состоять в казачьих обществах только лицам определённого возраста, профессии, навыкам с обязательствами по взятию на себя обязанностей по несению государственной или иной муниципальной службы скудного перечня и при этом не гарантирующего первоочередного права казака на занятие той или иной должности в государстве или муниципалитете. Просит отменить принятое Управлением Министерства юстиции по Волгоградской области решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - Общественной организации - Национально-культурная автономия казаков города Волгограда и обязать восстановить нарушенные права заявителя путем регистрации Общественной организации - Национально-культурная автономия казаков города Волгограда и опубликования за счет Управления сведений об этом в городских и областных средствах массовой информации.
В судебном заседании заявитель ФИО4, требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, по изложенным в заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо ФИО3, в судебном заседании поддержал требования заявителя в полном объеме, просил отменить решение Управления Министерства юстиции по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации – Общественной организации – Национально-культурная автономия казаков города Волгограда.
Представители заинтересованного лица – министерства по делам национальностей и казачества Волгоградской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица – Управления министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, действующие на основании доверенностей ФИО6, ФИО7, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснили, что ... заявителем представлены документы в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации - Общественной организации - Национально-культурная Автономия казаков города Волгограда (далее - некоммерческая организация) при ее создании. В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 17.06.199 г. № 74-ФЗ «О национально - культурной автономии» (далее - Закон № 74-ФЗ) национально - культурная автономия - это форма национально - культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В данном определении словосочетание «этническая общность» используется в контексте как синоним понятия «национальность». Таким образом, правовыми критериями реализации права граждан Российской Федерации на создание национально-культурной автономии являются: самоидентификация граждан с определенной этнической общностью; нахождение иной этнической общности в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории; наличие самобытности, языка, образования, национальной культуры. Базовым признаком национальности в соответствии с Законом № 74-ФЗ является наличие национального (родного) языка. Алфавитный перечень национальностей и языков, утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 02.09.2002 г. № 171 не содержит сведений об отнесении казаков к определенной нации. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 24.03.2000 г., также не содержит сведений об отнесении к данным народам казаков. В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 26.04.1991 г. № 1107 - 1 «О реабилитации репрессированных народов» казачество, в отличие от наций, народностей или этнических групп, является исторически сложившейся культурно - этнической общностью людей. В соответствии с разделом 1 Основных положений Концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1994 г. № 355, казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой, и именно в период своей государственной службы казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. В соответствии со статей 2 Федерального закона РФ от 05.12.2005 г. № 154 - ФЗ «О государственной службе российского казачества» российское казачество - это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» установлено, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а так же граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские, городские и станичные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества. Порядок создания казачьих обществ регламентируется Федеральным законом от 05.12.2005 г. № 154 - ФЗ «О государственной службе российского казачества». Кроме того, в соответствии с Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.07.2008 г. на территории Российской Федерации действуют общественные объединения российского казачества, являющиеся добровольными, самоуправляемыми организациями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Одной из задач, которых является объединение усилий общественных объединений российского казачества и казачьих обществ, налаживание между ними взаимодействия в интересах российского казачества. Таким образом, правовые основы создания и деятельности национально - культурной автономии регулируются специальным законом - Федеральным законом «О национально - культурной автономии», а деятельность российского казачества другим специальным законом - Федеральным законом «О государственной службе российского казачества». В свою очередь, указанным специальным законом такая форма самоорганизации казаков, как национально - культурная автономия казаков, не предусмотрена. На основании изложенного и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», 28.12.2012 г. Управление отказало в государственной регистрации некоммерческой организации, поскольку ее устав, утвержденный Протоколом учредительного собрания 1 от 14.10.2012 г., противоречит законодательству Российской Федерации. Помимо этого определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 г. № 16-Г 11-41 установлено, что действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена. Обращают внимание на тот факт, что 23.01.2013 г. Министерством юстиции Российской Федерации принято решение о государственной регистрации Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в качестве юридического лица, данный факт подтверждает, что «казак» - это не национальность (пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях»). Кроме того, отказ в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании не ущемляет право заявителя на объединение, и создавать на добровольной основе некоммерческие организации в иной организационно-правовой форме.
Представитель заинтересованного лица – министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
В силу ст. 13.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 г., некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Судом установлено, что ... ФИО1 обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области с заявлением о регистрации некоммерческой организации при ее создании – Общественной организации – Национально-культурная Автономия казаков г.Волгограда, приложив к нему необходимые документы.
Решением начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в государственной регистрации некоммерческой организации отказано на основании п.п.1,7 ст. 23.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях», поскольку учредительные документы организации противоречат законодательству РФ, а именно: определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 г. № 16-Г 11-41 установлено, что действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена.
Согласно ст. 23.1 указанного выше Федерального закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.
Как следует из обжалуемого решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от ..., основанием для отказа в государственной регистрации организации явилось то, что казачество является исторически сложившейся культурно - этнической общностью людей в соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 26.04.1991 г. № 1107 - 1 «О реабилитации репрессированных народов».
Согласно п. ... Устава общественной организации «Национально-культурная автономия казаков города Волгограда» общественная организация – Национально-культурная автономия казаков г.Волгограда в дальнейшем автономия – это общественная организация казаков относящих себя к этнической общности и являющихся прямыми потомками казаков, как форма национально-культурного самоопределения и объединяет граждан Волгограда, являющихся гражданами РФ, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения национальной самобытности, сохранения и развития национальной культуры, сохранения и обогащения исторического и культурного наследия, сохранения национальных традиций и обычаев, возрождения и развития художественных народных промыслов, ремесел языка.
Целью автономии является самостоятельное решение вопросов сохранения и развития казачьего языка и национальной культуры, творческой национальной самобытности, развития традиционных для казачества быта, хозяйственного уклада, форм землевладения и землепользования, самобытных традиций и культуры, а также в целях защиты своих прав и законных интересов, сохранения и обогащения исторического и культурного наследия, сохранения национальных традиций и обычаев, возрождения и развития художественных народных промыслов и ремесел, создание образовательных и научных учреждений, учреждений культуры, в целях участия в деятельности международных неправительственных организаций, поддержания без какой-либо дискриминации гуманитарных контактов с гражданами, общественными организациями иностранных государств, содействия в издании книг по национальной истории, создания средств массовой информации. Главной целью деятельности Автономии является возрождение национального казачьего самосознания, сплочение и объединение всех казачьих сил, структур и формирований, координация их деятельности, для сохранения казачьей национальности, как равной с другими национальными народами, проживающими в Российской Федерации, восстановления национального казачьего самоуправления на территориях исторического проживания казаков, воспитание духовного и физически здорового, образованного, честного и трудолюбивого поколения казаков.
В соответствии со статей 2 Федерального закона РФ от 05.12.2005 г. № 154 - ФЗ «О государственной службе российского казачества» российское казачество - это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» установлено, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а так же граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские, городские и станичные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казачье общество является одной из форм некоммерческой организации и представляет собой форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 6.2 данного Закона особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
Соответствующим специальным законодательным актом является Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 г. N 154-ФЗ.
Таким образом, правовые основы создания и деятельности национально - культурной автономии регулируются специальным законом - Федеральным законом «О национально - культурной автономии», а деятельность российского казачества другим специальным законом - Федеральным законом «О государственной службе российского казачества».
В свою очередь, указанным специальным законом такая форма самоорганизации казаков, как национально - культурная автономия казаков, не предусмотрена.
Поскольку учредительные документы юридического лица должны соответствовать требованиям законодательства РФ и прямо предусмотрено п.п.1 ч.1 ст.23.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996, решение управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 11 декабря 2012 года не может быть признано незаконным по данному основанию.
Кроме того, основанием для отказа в государственной регистрации автономной некоммерческой организации явилось определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 № 16-Г 11-41, которым установлено, что действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд полагает правомерным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в государственной регистрации автономной некоммерческой организации – Общественной организации «Национально-культурная автономия казаков города Волгограда», в связи с чем, заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление ФИО1 об оспаривании решения Управления министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации – Национально-культурная автономия казаков города Волгограда и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя путем регистрации Общественной организации – Национально-культурная автономия казаков города Волгограда и опубликования за счет Управления министерства юстиции Российской Федерации сведений об этом в городских и областных средствах массовой информации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение одного месяца (со дня изготовления его мотивированной части) путем подачи апелляционной жалобы через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Председательствующий: Петрова К.А.
Справка: решение принято в окончательной форме ... в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.
Судья: Петрова К.А.