ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1137/19 от 21.08.2019 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело N 2-1137/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2019 года город Озёрск

Озёрский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Медведевой И.С.

при секретаре Яременко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Щекочихиной ФИО10 к администрации Озёрского городского округа Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в принятии многодетной семьи на учет на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

Истец Щекочихина Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Озёрского городского округа Челябинской области (далее по тексту – администрация, ответчик), просит признать незаконным решение администрации, выраженное в письме №01-01-24/356,385 от 15 апреля 2019 года об отказе в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, обязать ответчика поставить многодетную семью в составе Щекочихиной Е.В., малолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в собственность бесплатно, взыскать в счет компенсации морального вреда 150000 руб., возместить расходы по госпошлине 900 руб. (л.д.6-19).

В обоснование требований указала, что семья Щекочихиной является многодетной, в марте 2019 года истец обратилась к ответчику и в адрес Губернатора Челябинской области по вопросу постановки ее семьи на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков, в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке, а также о предоставлении земельного участка бесплатно для указанных целей на территории Озёрского городского округа.

Письмом администрации от 15 апреля 2019 года №01-01-24/356,385 Щекочихиной Е.В. в удовлетворении заявлений отказано, ввиду того, что все земли на территории закрытых административно-территориальных образований относятся к землям, изъятым из оборота, и к землям, ограниченным в обороте, и в собственность не предоставляются. Земельные участки семьям, имеющим трех и более детей, в порядке, предусмотренном Законом Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО на территории Озёрского городского округа не предоставляются в силу ограничения оборотоспособности земель ЗАТО, в связи с чем постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков, предусмотренных в рамках данного закона, администрацией и ее структурными подразделениями не осуществляется. Отражено, что реализация права на первоочередное получение земельного в аренду возможна только при соблюдении ряда обязательных условий, в том числе, подтверждения факта признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, семья Щекочихиной, состоящая из 5 человек, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной не территории Озёрского городского округа. Разъяснено, что в случае признания семьи Щекочихиной нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, наличие в собственности земельного участка в <адрес>, не будет являться препятствием для предоставления иного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов.

Истец Щекочихина Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.108). Ходатайство истца об отложении судебного заседания для уточнения исковых требований рассмотрено с учетом положений статьи 169 ГПК РФ и оставлено судом без удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации Озёрского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.107), представил письменный отзыв (л.д.55-56), в котором указал на законность ответа органа местного самоуправления от 15 апреля 2019 года №01-01-24/356,385.

Представители третьих лиц Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Озёрского городского округа (УКЖКХ), Управления социальной защиты населения администрации Озёрского городского округа (УСЗН) в судебное заседание не явились, извещены, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.113, 119).

Третье лицо Щекочихин М.В. в судебное заседание не явился, извещен через Щекочихину Е.В. и с ее согласия в порядке части 2 статьи 115 ГПК РФ (л.д.109).

Огласив исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, суд отказывает в иске.

Из материалов дела установлено, что семья Щекочихиной Е.В. имеет статус многодетной семьи, состоит на учете как многодетная семья, имеющая среднедушевный доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Челябинской области, семье оказываются меры социальной поддержки в виде пособий на детей и ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.100).

Согласно справке ООО «Строй Гарант» истец вместе с тремя несовершеннолетними детьми и Щекочихиным М.В. (бывший супруг – л.д.25) зарегистрированы по адресу: <адрес>л.д.27).

Указанная выше квартира общей площадью 81,8 кв.м. принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 марта 2015 года (л.д.28), приобретена Щекочихиной Е.В. в том числе, за счет средств социальной выплаты на приобретения (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. в размере 916200 руб. (л.д.86)

Также Щекочихиной Е.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью <> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.29) и земельный участок площадью <> кв.м. по <адрес> (л.д.30).

18 марта 2019 года истец обратилась в администрацию Озёрского городского округа Челябинской области с заявлением, в котором просила принять ее семью составом четыре человека (она и трое детей) на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в собственность бесплатно, предоставить многодетной семье бесплатно земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности на территории Озёрского городского округа для индивидуального жилищного строительства (л.д.39-48).

Заявление аналогичного содержания истец направила и в адрес Губернатора Челябинской области, которое в порядке переадресации передано в администрацию Озёрского городского округа (л.д.60-66).

Письмом администрации Озёрского городского округа Челябинской области от 15 апреля 2019 года №01-01-24/356,385 Щекочихиной Е.В. в удовлетворении заявления отказано (л.д.49-51).

Из содержания письма следует, что земли на территории закрытых административно-территориальных образований относятся к землям, изъятым из оборота, и к землям, ограниченным в обороте, и в собственность не предоставляются. Земельные участки семьям, имеющим трех и более детей, в порядке, предусмотренном Законом Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО на территории Озёрского городского округа не предоставляются в силу ограничения оборотоспособности земель ЗАТО, в связи с чем, постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков, предусмотренных в рамках данного закона, администрацией и ее структурными подразделениями не осуществляется. Реализация права на первоочередное получение земельного в аренду возможна только при соблюдении ряда обязательных условий, в том числе, подтверждения факта признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, семья Щекочихиной, состоящая из 5 человек, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной не территории Озёрского городского округа. Разъяснено, что в случае признания семьи Щекочихиной нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, наличие в собственности земельного участка в <адрес>, не будет являться препятствием для предоставления иного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

До заявителя доведена информация о возможности предоставления земельного участка на условиях аренды в соответствии с п. 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Проверяя изложенные выше основания к отказу, суд исходит из следующего.

Порядок постановки на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в собственность бесплатно, предусмотрен статьей 1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 12 мая 2011 года) (далее – закон №121-ЗО).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО земельные участки предоставляются бесплатно из земель, не ограниченных в обороте, при наличии свободных земельных участков соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, образованных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Информация об указанных земельных участках предоставляется гражданам в соответствии со статьей 3 настоящего Закона.

В силу части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Челябинской области от 13 апреля 2015 года N 154-ЗО "О земельных отношениях" (принят постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2015 года N 2578) право на первоочередное получение земельных участков в границах населенных пунктов закрытых административно-территориальных образований из земель, находящихся в государственной собственности Челябинской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в аренду без проведения торгов предоставляется: гражданам, имеющим трех и более детей, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и постоянно проживающим на территориях населенных пунктов закрытых административно-территориальных образований, в границах которых расположены соответствующие земельные участки.

Согласно положениям статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ).

Исходя из приведенных норм закона, земельные участки на территории Озёрского городского округа Челябинской области могут быть предоставлены в рамках закона №121-ЗО только в аренду и при соблюдении ряда обязательных условий, в том числе, подтверждения факта признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Установлено, что истец имеет в собственности квартиру общей площадью 81,8 кв.м. по адресу: <адрес>, в которой зарегистрированы и проживают Щекочихина Е.В., трое несовершеннолетних детей и бывший супруг Щекочихин М.В. (л.д.27).

В соответствии с решением Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 12 октября 2005 года N 101 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в Озерском городском округе" учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) составляет не менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Семья Щекочихиной Е.В., состоящая из 5 человек, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы: 81,8 кв.м. : 5 человек = 16,36 кв.м.

Исходя из изложенного, принимая во внимание ограниченную оборотоспособность земель в ЗАТО г.Озёрск, суд приходит к выводу, что администрация Озёрского городского округа Челябинской области действовала в рамках предоставленных полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, отказ в постановке семьи Щекочихиной Е.В. на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке, и предоставлении бесплатно земельного участка на территории Озёрского городского округа является правомерным. Оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

Поскольку отказ администрации, выраженный в письме от 15 апреля 2019 года, является обоснованным, требования Щекочихиной Е.В. о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Щекочихиной ФИО11 к администрации Озёрского городского округа Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в принятии многодетной семьи на учет на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца через Озерский городской суд Челябинской области.

Председательствующий: И.С. Медведева