ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1137/20 от 16.03.2021 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-23/2021

УИД 23RS0043-01-2020-001785-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 16 марта 2021 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Кобзева А.В.,

при секретаре – Мальцевой Е.В.

с участием:

истца представителя администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес>ФИО4, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика ФИО1 ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> к ФИО1 об устранении выявленных нарушений,

у с т а н о в и л:

Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с иском к ФИО1. об устранении выявленных нарушений.

Истец представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района – ФИО4 в судебном заседании пояснил, что в ходе проведения проверки муниципального земельного контроля земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером были выявлены нарушения земельного законодательства, а именно забор, установленный ФИО1 по урезу воды, создает препятствие к свободному доступу граждан к водному объекту и используется ответчиком без правоустанавливающих документов. Согласно водного законодательства, ширина береговой линии, предназначенная для общего пользования должна составлять 5 м. Кадастровый инженер был приглашен для подготовки схем в рамках земельного муниципального контроля и исковые требования основываются на заключении кадастрового инженера, то, что объекты выходят за предела участка ФИО1, подтверждается фотоматериалом, а кадастровый инженер ФИО1 подготовил просто топосъёму и все. Считал, что объект недвижимости расположен не в границах земельного участка принадлежащего ответчику в связи с чем подлежит сносу. Считал, что последствия истечения срока исковой данности для данного иска не наступили, так как срок исковой давности в данном случае начинает течь с момента того, как стало известно о нарушении, в связи с тем, что администрация не занимается государственной регистрацией вспомогательных объектов недвижимости, то администрация не имела информации о том, что объект возведен с нарушением. Уточненные исковые требования поддержал и просил суд: обязать ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок площадью 112 кв.м., примыкающий с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенный между водным объектом и земельным участком с кадастровым номером путем сноса ограждения по урезу воды напротив земельного участка с кадастровым номером и его боковым сторонам на расстояние 5 м от уреза воды. Обязать ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок площадью 112 кв.м., примыкающий с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенный между водным объектом и земельным участком с кадастровым номером путем сноса кирпичного строения, расположенного частично в юго-западном углу земельного участка с кадастровым номером и частично за его границей, в части, выступающей за границу земельного участка с кадастровым номером . Обязать ФИО1 обеспечить за свой счет доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта, примыкающему с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенному между водным объектом и земельным участком с кадастровым номером путем сноса ограждения по урезу воды напротив земельного участка с кадастровым номером и его боковым сторонам на расстояние 5 м от уреза воды и сноса кирпичного строения, расположенного частично в юго-западном углу земельного участка с кадастровым номером и частично за его границей.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом. Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица.

Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании, пояснила, что ФИО1 добросовестно владеет своим имуществом с 2016 года и администрация городского поселения, как минимум, пропустила срок исковой давности для обращения в суд, к тому же все объекты ФИО1 возвел на основании разрешительной документации, которая была выдана ему администрацией городского поселения и объекты недвижимости прошли государственную регистрацию, данные объекты расположены на земельном участке, который принадлежит ответчику на праве собственности, что подтверждается заключением кадастрового инженера. Просила суд в удовлетворении уточненных исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителей, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В ходе рассмотрения спора ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.

Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются указанным Кодексом и иными законами.

Как установлено в просе рассмотрения настоящего гражданского дела на принадлежащем ФИО1 на праве собственности земельном участке по адресу: <адрес>, ответчиком возведено нежилое здание – <данные изъяты>

Таким образом о строительстве гаража, возведенного с нарушением границ земельного участка истец должен был узнать еще ДД.ММ.ГГГГ. то есть в момент постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, однако истец с требованиями о сносе гаража обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ

Частью 1 ст. 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, не представлено суду достоверных и бесспорных доказательств подтверждающих уважительность пропуска процессуального срока.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Кроме того основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к ФИО1 об устранении выявленных нарушений, суд находит следующее.

Истец свои исковые требование мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки земельного участка, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый ) установлено, что земельный участок ограждён металлическим ограждением, а также что участок земли, площадью 112 кв.м, от уреза воды до границы земельного участка с кадастровым номером , используется ответчиком без правоустанавливающих документов. На территории участка с кадастровым номером вырыт канал, который заполнен водой. Ограждение участка достигает уреза воды при этом осуществляется водопользование. На береговой линии возведено берегоукрепление. Существующее ограждение создает препятствие к свободному доступу к водным объектам общего пользования неопределенному кругу лиц. Кроме того, выявлено капитальное кирпичное строение, расположенное в непосредственной близости от уреза водного объекта.

С данными доводами суд согласиться не может на основании следующего.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, <данные изъяты>

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно п.п. 1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 40 ЗК установлено, что собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

На принадлежащем ответчику земельном участке расположен принадлежащий ФИО1 на праве собственности следующий объект недвижимого имущества: <данные изъяты>

С доводами истца о том, что гараж, находящийся по адресу: <адрес>, возведен за пределами границ земельного участка, принадлежащего ответчику, суд согласиться не может, поскольку из схемы границ земельного участка образуемого путем объединения земельных участков с кадастровыми номера , подготовленной кадастровым инженером ФИО6 следует, что спорный объект недвижимости находится в границах земельного участка, принадлежащего ФИО1

Таким образом объект недвижимости возведен ФИО1 на основании разрешительной документации, которая была выдана ему администрацией городского поселения, объект недвижимости прошел государственную регистрацию, данный объект расположен на земельном участке, который принадлежит ответчику на праве собственности.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе кирпичного строения, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).

Как следует из частей 1-3,6-8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (части 3,4 данной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016г. N 377 утвержден порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2016г. N 164.

В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.

В соответствии с п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

В соответствии с п.10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии.

В соответствии с п.14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).

Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона N-218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление I государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015г. N 1532.

Согласно пункту 22 Правил в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Как следует из ответа Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от ДД.ММ.ГГГГ. Краснодарский ЦГМС сведениями о нахождении водных объектов в границах земельного участка с кадастровым номером , не располагает.

Из ответа Кубанского бассейнового водного управления от 01.02.2021г. следует, что согласно данным общедоступного информационного ресурса «Публичная кадастровая карта», можно предположить, что земельный участок с кадастровым номером расположен в непосредственной близости водного объекта – Ахтарский лиман.

Сведения публичной кадастровой карты не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт того, что земельный участок с кадастровым номером расположен в непосредственной близости от водного объекта, поскольку публичная кадастровая карта не гарантирует достоверность, точность, полноту и своевременность данных. Указанный вывод следует из соглашения об использовании. Указанное соглашение размещено в сети Интернет на Интернет-портале по адресу: http://pkk5.rosreestr.ru/. Как следует из пунктов 4.3. и 2.13. соглашения, Росреестр не гарантирует степень соответствия Публичной кадастровой карты запросам и потребностям пользователя. Координаты характерных точек и форма объектов Публичной кадастровой карты могут отличаться от соответствующих сведений Государственного кадастра недвижимости в связи с применением преобразований проекции и трансформации датумов.

Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования.

Суд отмечает, что доказательственная деятельность, связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ). В случае процессуального бездействия стороны в части представления в обоснование своих требований и возражений доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, такая сторона самостоятельно несет неблагоприятные последствия своего пассивного поведения.

При отсутствии доказательств подтверждающих наличие водного объекта, зарегистрированного в установленном законом порядке, недоказанности координат и границ зоны с особыми условиями использования территории (водоохранной зоны), суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании ФИО1 обеспечить доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы, нельзя признать обоснованным.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к ФИО1 об устранении выявленных нарушений, являются не законными, не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении уточненных исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> к ФИО1 об устранении выявленных нарушений, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.В. Кобзев

решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГг.