ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1137/2013 от 29.11.2013 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Приморско-Ахтарск 29 ноября 2013 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кучуковой Н.В.,

с участием прокурора Кошмелюк Ю.А.,

при секретаре Качановой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД «Станция юных техников», МБОУ ДОД Детская музыкальная школа, МБОУ ДОД Детская художественная школа, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок» о признании незаконным бездействия к созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД «Станция юных техников», МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок» о признании незаконным бездействия и созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно: признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ, выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД «Станция юных техников», МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в месячный срок с учетом требований СНиП 35-01-2001 произвести реконструкцию входов в МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ.

Впоследующем исковые требования были уточнены - признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ, выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД «Станция юных техников», МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок» установить при входе в здания указанных учреждений в доступном для инвалидов месте кнопку вызова работника в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в данные помещения, обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД «Станция юных техников», МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок» установить знак «Инвалид» при входе в здание указанных учреждений, для обозначения кнопки вызова, а также установить срок исполнения судебного решения.

В судебном заседании прокурор Кошмелюк Ю.А. уточненные исковые требования поддержала и в их обоснование суду пояснила, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района в соответствии с информацией поступившей от руководителя управления социальной защиты населения в Приморско-Ахтарском районе Короткой В.Г. была проведена проверка доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, по результатам которой установлено, что МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ не соблюдаются требования СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Согласно Уставов образовательных учреждений района, осуществляющих дополнительное образование детей, учредителем учреждений является администрация МО Приморско-Ахтарский район. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности Приморско-Ахтарского района и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 – ФЗ ( в редакции от 30.11.2011 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В нарушение указанной нормы права учредителем МБОУ ДОД ДМШ, МБУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ СЮТ – администрацией МО Приморско-Ахтарский район не приняты меры по обеспечению доступности для инвалидов-колясочников, инвалидов с ПОДА, инвалидов по зрению в помещения образовательных учреждений, осуществляющих дополнительное образование детей на территории района.

Учитывая, что в соответствии с разделом 1 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года №605, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна). Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функциональнопланировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В ходе судебного заседания установлено, что администрацией МО Приморско-Ахтарский район, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД ДМШ,МБОУ ДОД ДХШ, МБОУ ДОД СЮТ предоставлены документы, подтверждающие возможность создания беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путем установки кнопки вызова персонала учреждений.

Поэтому прокурор Кошмелюк Ю.А. просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Приморско- Ахтарский район и МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ, выразившееся в невыполнении требований по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ установить при входе в здания указанных учреждений в доступном для инвалидов месте, кнопку вызова работника в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в данные помещения.       

Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ установить знак «Инвалид» при входе в здание указанных учреждений, для обозначения кнопки вызова. Установить срок исполнения судебного решения.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – ФИО1, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования не признал и суду пояснил, что в соответствии с разделом 1 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года №605, следует, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основные на принципах «универсального проекта». Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Статьи 4 и 5 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяют полномочия федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов и формы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечение социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 указанного закона, в частности к федеральным полномочиям отнесена разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением.

Во исполнение указанного полномочия распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2181-р утверждена государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Одной из целей программы является формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.В результате реализации мероприятий Программы субъектами РФ будут выявлены наиболее востребованные инвалидами объекты с целью первоочередного обеспечения их доступности.

По информации, предоставленной субъектами РФ, прогнозный объем финансирования на реализацию мероприятий, обеспечивающих доступность объектов для инвалидов, не позволит добиться полного приспособления всех приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и, по предварительной оценке, к 2016 году значение этого показателя составит 45%.

В соответствии с ч.5 ст. 15 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Объекты недвижимости – здания, которые находятся у ответчиков на праве оперативного управления, введены в эксплуатацию задолго до введения законодателем норм, определяющих государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Таким образом, для приведения зданий, занимаемых учреждениями в соответствие с требованиями ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» необходима их полная реконструкция при наличии соответствующего заключения.

В связи с изложенным нельзя считать, что администрация допустила бездействие по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Поэтому представитель ответчика ФИО1 просит суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика – директор МБОУ ДОД «Станция юных техников» - ФИО2 уточненные исковые требования признал и суду пояснил, что в настоящее время выявленные проверкой нарушения частично устранены. В ближайшее время также будет установлена кнопка вызова работника в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в их помещение и также будут приняты меры к установке знака «Инвалид» при входе в здание СТЮ.

Представитель ответчика - МБОУ ДОД ДМШ – ФИО3, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования прокурора признала и суду пояснила, что нарушения по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к зданию ДМШ частично устранены. В настоящее время принимаются меры к установке кнопки вызова работника в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение музыкальной школы и к установке знака «Инвалид» при входе в здание школы.

Представитель ответчика – директор МБОУ ДОД ДХШ – ФИО4 уточненные исковые требования признал и суду пояснил, что ими принимаются меры для устранения выявленных нарушений, а именно: для установки кнопки вызова работника в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение художественной школы, а также будут приняты меры к установке знака «Инвалид» при входе в здание школы.

Представитель ответчика – директор МАОУ ДОД ДДТ «Родничок» - ФИО5 уточненные исковые требования признала и суду пояснила, что в настоящее время в здании ДДТ «Родничок» установлена кнопка вызова работника в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Также принимаются меры к установке знака «Инвалид» при входе в здание ДДТ.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению на основании следующего.

Частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно Уставов образовательных учреждений района, осуществляющих дополнительное образование детей, учредителем учреждений является администрация МО Приморско-Ахтарский район. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности Приморско-Ахтарского района и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 – ФЗ ( в редакции от 30.11.2011 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В нарушение указанной нормы права учредителем МБОУ ДОД ДМШ, МБУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ СЮТ – администрацией МО Приморско-Ахтарский район не приняты меры по обеспечению доступности для инвалидов-колясочников, инвалидов с ПОДА, инвалидов по зрению в помещения образовательных учреждений, осуществляющих дополнительное образование детей на территории района.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой Приморско-Ахтарского района в соответствии с информацией поступившей от руководителя управления социальной защиты населения в Приморско0-Ахтарском районе Короткой В.Г. была проведена проверка доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, по результатам которой установлено, что МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ не соблюдаются требования СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В нарушение указанной нормы права учредителем МБОУ ДОД ДМШ, МБУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ СЮТ – администрацией МО Приморско-Ахтарский район не приняты меры по обеспечению доступности для инвалидов-колясочников, инвалидов с ПОДА, инвалидов по зрению в помещения образовательных учреждений, осуществляющих дополнительное образование детей на территории района.

Учитывая, что в соответствии с разделом 1 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года №605, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН)"'равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна). Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании ^ новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функциональнопланировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

Установлено, что действующие объекты недвижимости: здание Детской музыкальной школы, здание МАОУ ДОД Дома детского творчества «Родничок», здание, расположенное по улице Мира, 5/улица Чернецкого, 60 – «Станция юных техников города Приморско-Ахтарска», здание МБОУ ДОД ДХШ невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации установлено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В ходе судебного заседания установлено, что администрацией МО Приморско-Ахтарский район, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД ДМШ,МБОУ ДОД ДХШ, МБОУ ДОД СЮТ предоставлены документы, подтверждающие возможность создания беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путем установки кнопки вызова персонала учреждений.

Поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации МО Приморско - Ахтарский район и МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ, выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД ДДТ «Родничок», МБОУ ДОД СЮТ в течение месяца со дня вступления решения в законную силу установить при входе в здания указанных учреждений в доступном для инвалидов месте, кнопку вызова работника в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в данные помещения и установить знак «Инвалид» при входе в здание указанных учреждений, для обозначения кнопки вызова.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в месячный срок со дня его вынесения.

Судья:    Н.В.Кучукова