РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
с. Кырен 10 февраля 2016 года
Тункинский районный суд Республики Бурятии в составе:
судьи Низовцева А.В.,
с участием помощника прокурора Тунинского района Гармажаповой Е.С.,
при секретаре Зайгановой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РБ в интересах Российской Федерации, Республики Бурятия, МО «Тункинский район» к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в районный суд с иском в интересах Российской Федерации, Республики Бурятия, МО «<адрес>» к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации: <данные изъяты> руб. – в пользу Администрации МО «<адрес>», <данные изъяты>89 руб. – в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. На основании данного свидетельства ответчику предоставлены денежные средства в размере <данные изъяты>00 руб. для строительства дома. Свидетельство было предоставлено для строительства индивидуального жилого дома для семьи количеством 6 человек, в том числе супруга ФИО2, детей ФИО3-Н.О., ФИО4, ФИО5, ФИО6 на указанные средства ответчиком построен жилой дом по адресу: <адрес>, б/н, <адрес>.
В нарушение положений федерального и республиканского законодательства построенный жилой дом не оформлен в собственность ФИО1 и членов ее семьи. Согласно объяснению ФИО1 жилой дом не оформлен в собственность, поскольку у нее нет прав на земельный участок, перед строительством дома земельный участок она не оформила, за предоставлением земельного участка для строительства индивидуального жилого дома никуда не обращалась, земельный участок для строительства жилого дома выбран ими самовольно.
В судебном заседании помощник прокурора Тункинского района Гармажапова Е.С. настаивала на удовлетворении иска по вышеуказанным основаниям.
Ответчик ФИО1 против заявленных требований не возражала,
Представитель Управления Росреестра в Тункинском районе РБ ФИО7 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст.38 Конституции РФ предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч.1, 2 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в т.ч. путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», основными целями которой являются создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проектов, формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Одной из основных задач программы является удовлетворение потребностей сельского населения, в т.ч. молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим на территории Республики Бурятия в период получения ФИО8 свидетельства был установлен Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в т.ч. молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства РБ от 27.12.2013 №726 «О реализации в РБ федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
В соответствии с п. 11 Положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.
В соответствии с п. 29 Положения жилое помещение оформляется в общую собственность всех членом семьи, указанных в свидетельстве, в течение 15 месяцев со дня выдачи свидетельства.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 приняла участие по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
В рамках указанной программы ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. На основании данного свидетельства ответчику предоставлены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей для строительства дома. В соответствии со свидетельством оно предоставлено для строительства индивидуального жилого дома для семьи количеством 6 человек, в т.ч. ее супруг ФИО2, детей ФИО3-Н.О., ФИО9, ФИО4, ФИО6
На полученные денежные средства ответчиком построен дом по адресу : <адрес>, д. б/н, <адрес> РБ.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений федерального республиканского законодательства построенный жилой дом не оформлен в собственность ФИО1 и членов ее семьи.
Согласно объяснению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на средства полученной субсидии от Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ был построен жилой дом по <адрес>. Жилой дом в собственность ФИО10 и членов ее семьи не оформлен, поскольку у нее нет прав на земельный участок. Перед строительством дома земельный участок она не оформляла, за предоставлением земельного участка для строительства индивидуального жилого дома никуда не обращалась, земельный участок для строительства жилого дома выбран ими самостоятельно.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Таким образом, поскольку неоформленное жилое помещение в собственность получателя социальной выплаты и членов его семьи препятствует достижению целей и задач федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», а так же влечет за собой неэффективное использование средств бюджетов Российской Федерации, Республики Бурятия, МО «Тункинский район», направленных на финансирование данной программы.
В соответствии со ст. 28,34 Бюджетного кодекса РФ одним из основных принципов бюджетной системы РФ является принцип эффективности использования бюджетных средств.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.12.2013 №726 «О реализации в Республике Бурятия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» разработано в целях эффективного и целевого использования средств, выделяемых на развитие жилищного строительства в сельской местности комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в рамках Государственной программы «Развитие агропромышелнного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 №, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Пунктом 29 Положения установлено, что Министерство вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае не соблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что из средств местного бюджета Администрацией МО «Тункинский район» ФИО1 перечислено <данные изъяты> руб. в соответствии с платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№, из средств федерального бюджета Министерства сельского хозяйства – <данные изъяты> руб. в соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, из средств республиканского бюджета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия – <данные изъяты> руб. в соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Тункинского района РБ в интересах Российской Федерации, Республики Бурятия, МО «<адрес>» к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации.
Взыскать с ФИО1 денежные средства в размере полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации в пользу Администрации МО «Тункинский район» в сумме <данные изъяты>., по следующим реквизитам: №, отделение – НБ <адрес>, <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО1 денежные средства в размере полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) гражданам Российской Федерации в пользу республиканского бюджета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в сумме <данные изъяты>., получатель: <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1 денежные средства в размере полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) гражданам Российской Федерации в пользу федерального бюджета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия – <данные изъяты>., получатель: <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1 в доход МО «Тункинский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Низовцев