ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1138/16 от 15.09.2016 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-1138/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.09.2016 года г. Дальнереченск

Судья Дальнереченского районного суда Приморского края Брянцева Ю.Н., при секретаре Ганжа Е.Н., с участием помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Попковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее по тексту ИП ФИО1) о запрете использования платежного терминала,

УСТАНОВИЛ:

Большекаменский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском ИП ФИО1, указывая, что в нарушение требований Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» (далее по тексту Закон) ответчик установил в <адрес> (магазин «<данные изъяты>») платежный терминал, не оборудованный контрольно-кассовой техникой. Простит запретить ИП ФИО1 использовать для приема платежей от физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал , установленный по адресу: <адрес> (магазин «<данные изъяты>»), поскольку прием платежей без применения контрольно-кассовой техники нарушает гарантированные законодательством права потребителей. Кроме того, использование платежных терминалов в отсутствие чеков, подтверждающих совершение физическими лицами финансовых операций, может привести к нарушению имущественных прав граждан.

В судебном заседании участвующий помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Попокова Е.В. (по поручению) на иске настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просит исковые требования удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направленные ответчику почтовые конверты, судебные уведомления о назначении судебных заседаний возвращены в суд почтовой службой, ответчиком получены. Об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражения на иск не представил.

На основании ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Заслушав помощника прокурора, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно выписке из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В исковом заявлении место жительства ответчика указано по адресу: <адрес>.

Согласно ч.12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами», платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

В соответствии со ст. 5 данного Закона прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

Исходя из ст.1 ст.6 названного Закона платежные агенты при приеме платежей вправе использовать – платежные терминалы.

Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление, плательщиком информации, предусмотренной ст. 4 настоящего Федерального закона; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

В соответствии с ч.4 ст. 6 Закона контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Кроме того, ч.1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 г. за № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:

-быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

-быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

-иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме;А также, контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных п.1 настоящей статьи, должна: быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе кассовой ленты и в накопителе фискальной памяти.

Согласно ч.3 ст. 8 Федерального закона от 03.06.2009 г. за № 103-ФЗ после 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.

Постановлением по делу об административном правонарушении ккт от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного и.о. начальника МИФНС по <адрес> установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. зафиксировано неприменение контрольно-кассовой техники по причине ее отсутствия в платежном терминале . При оплате услуг сотовой связи на плательщику в платежном терминале , установленном по адресу: <адрес>, магазин «<данные изъяты>», и принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1, ИНН <данные изъяты>, кассовый чек на сумму <данные изъяты> руб. не пробит и не выдан. Вместо кассового чека, платежным терминалом выдан документ - «Квитанция », с указанием принятой суммы <данные изъяты> руб. (зачислено-<данные изъяты> руб., комиссия - <данные изъяты> руб.). На квитанции отсутствуют обязательные реквизиты кассового чека, а именно: заводской номер контрольно-кассовой техники и признак фискального режима, что свидетельствует об отсутствии в платежном терминале встроенной контрольно-кассовой техники.

Таким образом, наличные денежные расчеты при оплате услуг сотовой связи осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники, ввиду ее отсутствия в платежном терминале .

Также, Постановлением по делу об административном правонарушении ккт от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного начальником МИФНС по <адрес> установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. зафиксировано неприменение контрольно-кассовой техники по причине ее отсутствия в платежном терминале . При оплате услуг сотовой связи на : плательщику в платежном терминале , установленном по адресу: <адрес>, магазин «<данные изъяты>», и принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1 ИНН , кассовый чек на сумму <данные изъяты> руб. не пробит и не выдан. Одновременно установлено, что указанный платежный терминал является устройством для приема наличных денежных средств, функционирующем в автоматическом режиме, без участия владельца платежного терминала. В выданном документе «Квитанция » отсутствуют обязательные реквизиты кассового чека: заводской номер контрольно-кассовой техники и признак фискального режима, что свидетельствует об отсутствии в платежном терминале встроенной контрольно-кассовой техники. По адресу: <адрес>, магазин « <данные изъяты>», платежный терминал контрольно-кассовая техника в налоговом органе не зарегистрирован.

За совершенные правонарушения на ИП ФИО1 указанными постановлениями было наложено взыскание в виде административного штрафа, налоговым органом ИП ФИО1 было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ за ккт об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Таким образом, ИП ФИО1 ведется незаконная деятельность по приему платежей от физических лиц посредством платежного терминала, установленного по адресу: <адрес> (магазин «<данные изъяты>»), на основании вышеуказанного, данная деятельность подлежит запрету.

Требования указанных законов по применению контрольно-кассовой техники направлены на обеспечение прав плательщиков - физических лиц, поскольку выдача чека обеспечивает подтверждение совершенных расчетов, осуществляемых через платежный терминал. И, как следствие, использование платежного терминала для приема платежей от физических лиц без применения контрольно-кассовой техники, нарушает гарантированные законом права граждан в области оказания услуг, защиты прав потребителей – жителей <адрес>, а также граждан временно находящихся на его территории, то есть, неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд считает, что предъявление настоящего иска прокурором, правомерно.

Учитывая, что в силу закона прокурор от оплаты госпошлины освобожден, она подлежит взысканию с ответчика в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в размере <данные изъяты> руб. (ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края – удовлетворить.

Запретить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) использовать для приема платежей от физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал , установленный по адресу: <адрес> (магазин «<данные изъяты>»).

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Брянцева