Дело № 2-1138/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2016 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Зарецкой Т.В.,
при секретаре Денисовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.И.Б. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» о взыскании надбавки,
УСТАНОВИЛ:
О.И.Б. обратился в суд с иском к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее ФГКУ УВО) о взыскании надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, с учетом уточнения, в сумме <данные изъяты> руб. Также истец в лице представителя, согласно уточненному иску, просил взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>., за нотариальное изготовление доверенности <данные изъяты>., при этом ходатайствовал о восстановлении трехмесячного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В обоснование заявленных уточненных исковых требований истец указал, что проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения взвода полиции № батальона полиции ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю. При увольнении ему был выдан денежный аттестат №, из содержания которого он узнал, что ему не была выплачена надбавка к должностному окладу, предусмотренная приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время» и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время в редакции приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ за весь период службы. При этом в период прохождения службы истец регулярно привлекался к обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, в том числе 04.12.2013г., из расчета должностного оклада в сумме <данные изъяты>., то есть <данные изъяты>. х20%=<данные изъяты>.; <данные изъяты>=<данные изъяты>.
В судебное заседание истец и его представитель не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражала, указывая на отсутствие правовых оснований для взыскания заявленной надбавки, кроме того, просила применить срок исковой давности.
Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что О.И.Б. проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности в должности командира отделения взвода полиции № батальона полиции ФГКУ УВО ГУ МВД России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Согласно частям 1 и 2 статьи 42 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
В силу положений частей 2 и 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Часть 6 названной статьи устанавливает следующие дополнительные выплаты:
1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время;
8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Перечень должностей сотрудников, при замещении которых выплачивается надбавка за особые условия службы, и размеры надбавок по этим должностям применительно к функциям и задачам, выполняемым соответствующими подразделениями, в которых проходят службу сотрудники, установлены приказом МВД России от 19.12.2011 N 1259 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям».
В соответствии с частью 14 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации.
Размер выплаты, а также Перечень должностей, при замещении которых она полагается, установлены приказом МВД России от 20.02.2012 N 106 (ред. от 24.11.2015) «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время»
Пунктом №2 названного приказа утвержден Перечень должностей сотрудников внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, согласно приложению №2.
Пунктом 46 Приложения №2 к данному приказу установлено, что к числу должностей, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за выполнение задач связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, относятся штатные должности в строевых подразделениях полиции, осуществляющих функции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, за исключением штатных должностей, указанных в пунктах 41 и 49 настоящего Перечня.
Названный приказ принят во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 N 1122 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время», согласно пункта 4 данного постановления в случае, если специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники, требует выполнения специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, но не предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, надбавка может устанавливаться в размере до 60 процентов должностного оклада в соответствии с перечнями, утверждаемыми руководителями соответствующих государственных органов.
Пунктом 3 Постановления предусмотрен порядок определения размера в зависимости от условий выполнения задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что указанная надбавка не является постоянной (ежемесячной) составляющей денежного довольствия сотрудника полиции, а предусмотрена в качестве дополнительной выплаты за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и применительно к должности истца такая надбавка подлежит выплате за выполнение сотрудником полиции специальных задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий за те периоды (месяцы), когда имели место такие массовые мероприятия, правопорядок и общественную безопасность которых обеспечивал конкретный сотрудник полиции.
Законодателем не определено точное понятие массовых мероприятий.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция обязана в том числе обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации этого конституционного положения, права и обязанности граждан, общественных объединений, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований регулируются Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Для правильной организации деятельности полиции по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка во время проведения публичных и массовых мероприятий необходимо учитывать вид, назначение и особенности проводимых мероприятий с участием значительного количества граждан.
В Законе о полиции "публичные" мероприятия впервые четко отделены от "массовых" мероприятий, которые также проводятся с участием большого количества людей. Критерием здесь выступает цель проводимых мероприятий. Публичные мероприятия преследуют в отличие от спортивных, культурно-зрелищных, религиозных, траурных и иных мероприятий, проводимых в общественных местах с массовым участием граждан, общественно-политические цели. В соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичным мероприятием считается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
При проведении публичных мероприятий полиция обязана непосредственно обеспечивать (совместно с представителями государственных и муниципальных органов, организаторами мероприятий) безопасность граждан и общественный порядок. При проведении же массовых мероприятий обязанность полиции сводится к содействию организаторам в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка. Во время организации и проведения таких мероприятий основная ответственность за поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности возлагается на организаторов массового мероприятия.
В обоснование своих уточненных исковых требований истец указывал на то, что ДД.ММ.ГГГГг. был задействован в усилении охраны общественного порядка во время проведения эстафеты олимпийского огня. При этом из представленной Расстановки личного состава следует, что истец был задействован не на массовом мероприятии, а ДД.ММ.ГГГГ. на осуществлении охраны общественного порядка и сохранности инвентаря, атрибутов и другого имущества в местах проживания участников эстафеты.
Доказательств того, что в местах проживания участников эстафеты истцом ДД.ММ.ГГГГ. выполнялись какие-либо задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий не представлено, а потому основания для начисления спорной надбавки истцу отсутствовали.
Кроме того, в соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Истцом заявлены требования о недоплате им в период работы и при увольнении спорной надбавки, выплата которых производится в рамках служебных трудовых отношений действующих сотрудников.
Выплата данных сумм производится в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 72 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о взыскании суммы надбавки, суд исходит из того, что срок для предъявления данных требований истцом пропущен, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока суд не усматривает, поскольку доводы о возможных преследованиях со стороны руководителей подразделения, ущемления трудовых прав, не предоставления рабочего места в условиях сокращения основаны на предположениях и ничем не подтверждены. Доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
В соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Из смысла вышеуказанного разъяснения Верховного Суда Российской Федерации следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенных условий, а именно: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена, трудовые отношения не должны быть прекращены.
Таким образом, работник вправе рассчитывать на начисление данных сумм и на выплату причитающейся ему суммы в течение всего срока дальнейшего исполнения трудовых обязанностей. Такие правоотношения носят длящийся характер, соответственно срок исковой давности исчисляется с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, т.е. после прекращения трудового договора, а потому срок исковой давности подлежит исчислению за каждый период (месяц) невыплаты данной надбавки.
Поскольку надбавка не выплачивается ежемесячно в силу вышеназванных нормативных актов, а выплачивается только в том месяце, когда сотрудник непосредственно выполнял задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, истцом заявлено о выполнении таких задач в декабре ДД.ММ.ГГГГ года, он обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, то им пропущен 3-х месячный срок на обращение в суд.
Истец ежемесячно получал расчетные листки, в которых отражены начисленные и выплаченные суммы, а потому о не начислении и не выплате спорной надбавки он должен был узнать при получении каждого расчетного листка.
При разрешении спора суд исходит из презумпции "знания закона", согласно которой граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции права предусмотрено обязательное опубликование федеральных законов, а также нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан.
Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 N 1122 "О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время" было опубликовано "Российская газета", N 296, 30.12.2011, "Собрание законодательства РФ", 02.01.2012, N 1, ст. 162. Приказ МВД России от 20.02.2012 N 106 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время" опубликован в "Российская газета", N 85, 18.04.2012. Данные издания находятся в открытом доступе, препятствий для ознакомления с которыми у истца не имелось.
Пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования О.И.Б. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» о взыскании надбавки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Зарецкая