2-1138/2021
91RS0008-01-2021-001452-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Холкиной А.И.,
при секретаре – Пимерзиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Майского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о признании недействительными записи в едином государственном реестре недвижимости, результатов межевания и исключении сведений о земельном участке, при участии третьих лиц – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации Джанкойского района Республики Крым,
установил:
19.04.2021 года в Джанкойский районный суд поступило исковое заявление ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании недействительными записи в едином государственном реестре недвижимости, результатов межевания и исключении сведений о земельном участке, при участии третьих лиц – администрации Майского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым. Поданное исковое заявление мотивировано тем, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, на основании решения Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером: № и зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре прав недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда.
В последствии, при оформлении межевания границ участка, принадлежащего истцу, выяснилось, что в отношении данного земельного участка супруг истца ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ, при жизни поставил данный земельный участок на кадастровый учет и уточнил границы, в связи с чем, согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ земельному участку был присвоен кадастровый №, а также установлены координаты.
Истец неоднократно обращалась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в администрацию Майского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым с целью аннулирования (снятия с кадастрового учета) кадастрового номера, а также снятии границ земельного участка с кадастровым номером № с публичной кадастровой карты, однако это результатов не принесло.
Таким образом, земельный участок истца поставлен на кадастровый учет дважды и имеет два кадастровых номера, при этом, право собственности зарегистрировано за кадастровым номером №. Истец считает, что наличие двух кадастровых номеров у одного объекта недвижимости нарушает действующее законодательство, в связи с чем, просит суд признать недействительными записи единого государственного реестра недвижимости, результаты межевания и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровом номере земельного участка и координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером: №, площадью № кв.м.
Определением суда от 26.05.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Также определением суда от 26.07.2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым надлежащим - администрация Майского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, а также привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Джанкойского района Республики Крым и Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, предоставила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Майского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представители третьих лиц Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации Джанкойского района Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, с заявлениями и ходатайствами не обращались.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, и определением суда от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом общей площадью № кв.м. и хозяйственные постройки, расположенные по адресу: <адрес>, земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 8-10, 11).
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанным решением суда было установлено, что в соответствии с Выпиской из Решения Майского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГФИО2 предоставлен за счет свободных приусадебных земельных участков земельный участок площадью № га для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства по <адрес>, ФИО2 разрешено строительство на выделенном земельном участке индивидуального жилого дома жилой площадью № кв.м., также разработаны проект застройки земельного участка, пояснительная записка к проекту застройки земельного участка. В соответствии с актом выноса в натуру земельного участка и разбивки строений от ДД.ММ.ГГГГ, представитель районного архитектора на основании решения исполкома Майского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ установил в натуре границы земельного участка, выделенного гражданину ФИО2 для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек, площадь земельного участка составляет № кв.м., земельный участок находится в <адрес>
На основании указанного решения суда Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ произвел регистрацию права собственности за ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью № кв.м. с кадастровым номером № (л.д. 17).
В материалы дела предоставлены два кадастровых паспорта на вышеуказанный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с кадастровым паспортом, выданным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок имеет кадастровый №, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные (л.д. 18). В соответствии с кадастровым паспортом, выданным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок имеет кадастровый №, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте имеют статус временные – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
По сведениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным на запрос суда, спорный земельный участок под кадастровым номером №, имеет статус «Временные», дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ. Также усматривается, что основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, послужило решение Майского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка <адрес>, которым ФИО2 утверждена схема расположения земельного участка площадью № кв.м. на кадастровом плане территории для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенный по адресу: <адрес>, а также копия межевого плана.
Частями 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В настоящее время истец просит суд признать недействительными записи единого государственного реестра недвижимости, результаты межевания и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровом номере земельного участка и координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером: №, площадью № кв.м.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частями 3-6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ФЗ № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч.1. ст. 14 ФЗ № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.
Согласно п. 10 ст. 22 ФЗ-218 при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В Письме Минэкономразвития РФ от 13.04.2010 N Д23-1342 "О порядке принятия органом кадастрового учета решений о включении (внесении) в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках; о порядке оформления кадастровых дел в отношении ранее учтенных земельных участков; о порядке аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" разъяснено, что земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета по основаниям, предусмотренным ч. 3, 3.1 ст. 24 Закона о кадастре; на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 года №305-КГ17-14600.
Таким образом, отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к убеждению об удовлетворении заявленных исковых требований.
Поскольку истец не настаивал на возмещении государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1 к администрации Майского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о признании недействительными записи в едином государственном реестре недвижимости, результатов межевания и исключении сведений о земельном участке, при участии третьих лиц – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации Джанкойского района Республики Крым, - удовлетворить.
Исключить из единого государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровом номере земельного участка и координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером: 90:03:110101:505, площадью 1563 кв.м., признать недействительной запись единого государственного кадастра недвижимости и результаты межевания.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 03.09.2021 года.
Председательствующий А.И. Холкина