ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1139/14 от 06.05.2014 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

 Дело № 2-1139/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 06 мая 2014 года

 Октябрьский районный суд г. Саратова

 в составе:

 председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

 при секретаре Михайловской И.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области о возложении обязанности по начислению с учетом индексации за <дата> ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров, ежегодной выплаты на оздоровление с дальнейшей индексацией, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, возложении обязанности по начислению единовременных задолженностей по выплатам ежегодной выплаты на оздоровление и ежемесячно денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с <дата> по <дата> года,

 у с т а н о в и л :

     Истец ФИО2 обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области о возложении обязанности по начислению ему :

 - с учетом индексации за <дата> ежемесячной выплаты на приобретение продуктов питания в размере 1641 руб. 33 коп., начиная с <дата> с дальнейшей индексацией, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

 - с учетом индексации за <дата> ежегодной выплаты на оздоровление, начиная с 2014 года 2 735 руб. 68 коп., с дальнейшей индексацией, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

 -единовременной задолженности по выплате ежегодной выплаты на оздоровление в размере 3 784 руб.76 коп. за период с <дата> по <дата> год;

 -единовременной задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 27 249 руб. за период с <дата> по <дата> год, мотивировав свои требования тем, что он является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС с <дата> года. Органами социальной защиты населения на основании решения Волжского районного суда г. Саратова от <дата> ему установлена ежемесячная выплата на приобретение продуктов питания в размере 955 руб. 60 коп. с <дата> года, а также ежегодная выплата на оздоровление в размере 1592 руб. 73 коп., которая выплачивается ежегодно начиная <дата> и по настоящее время, и не индексируется <дата>.

 В связи с этим он обратился с заявлением в Комитет социальной защиты населения г.Саратова с просьбой проиндексировать ему данные выплаты с учетом индексов роста инфляции за 2008-2014 годы, поскольку такая индексация предусмотрена ежегодно. Однако данным органом в индексации ему отказано.

 Считает действия работников Комитета не основанными на законе, т.к. ст. 1 закона от 26.04.04 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской федерации.

 В соответствии со ст.5 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 26.04.2004 года размер выплат индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Законами о федеральном бюджете на 2008, 2009,2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы с учетом внесенных изменений установлен рост инфляции 10- 11, 9 и 8 процентов соответственно, в связи с чем, размер выплат подлежит индексации с учетом указанных величин.

 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» уровень инфляции установлен в размере 10,5 %. Индекс составляет -1,105.

 Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. №76-ФЗ « О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» уровень инфляции установлен в размере 13 %.. соответственно индекс оставляет- 1,13.

 Федеральным законом от 02 декабря 2009 г. №308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» уровень инфляции установлен в размере 10 %, индекс -1,1.

 Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. №357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» уровень инфляции установлен в размере 6,5 %, индекс - 1,065.

 Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №371-Ф3 « О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» уровень инфляции установлен в размере 6%, индекс -1,06.

 Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №216-ФЗ « О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» уровень инфляции установлен в размере 5,5%, индекс - 1,055.

 Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. №249-ФЗ « О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» уровень инфляции установлен в размере 5 %., индекс- 1,05.

 Исходы из данных индексов, расчет ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п.22 ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в ред. ФЗ-№5 от 12.02.02 г., а также ежегодной компенсация за вред здоровью, предусмотренный ст. 39 данного закона, по его мнению, должен быть следующим:

 -расчет компенсации на приобретение продовольственных товаров: С <дата> 955,60 руб. х 1,105 = 1055,93 руб. С <дата> 1055,93 руб. х 1,13 = 1193,20 руб. С <дата> 1193,20 руб. х 1,1 = 1312,52 руб. С <дата> 1312,52 руб. х 1,065 = 1397,83 руб. С <дата> 1397,83 руб. х 1,06 = 1481,69 руб. С <дата> 1481,69 руб. х 1,055 = 1 563,18 руб<дата>. 1563,18 х 1,05 руб.= 1641,33 руб.

 задолженность за период с <дата> по <дата> составит:

 <дата>.- 1055,93 - 955,60 = 100,33 х 12 мес. = 1203,96 руб.

 <дата> 1193,20- 955,60= 237,60 х 12 мес. = 2851, 20 руб.

 <дата> - 1312,52 - 955,60 = 356,92 х 12 мес. = 4 283,04 руб.

 <дата> - 1397,83 - 955,60 = 442,23 х12 мес. = 5306,76 руб.

 <дата> - 1481,69 - 955,60 = 526,09 х 12 мес. = 6 313,08 руб.

 <дата> 1563,18 - 955,60 = 607,58 х 12 мес. = 7 290,96 руб.,

 итого задолженность за период с <дата> по <дата> - 27 249 руб;

 -расчет ежегодной компенсации на оздоровление: <дата>. - 1592,73 руб. х 1,105 = 1759,96 руб. За <дата> - 1759,96 руб. х 1.13 = 1988,75 руб. <дата>.- 1988,75 руб. х 1,1 = 2187,62 руб. <дата> - 2187,62 руб. х 1,065 = 2329,81 руб. <дата>2329,81 руб. х 1,06 = 2 469,59 руб. <дата>.-2469,59 руб. х 1,055 = 2 605,41 руб. <дата>. - 2 605,41 руб. х 1,05 = 2735,68 руб.

 Задолженность составит за период с <дата> по <дата> г.:

 за <дата>.- 1759,96 - 1592,73 = 167,23 руб.

 <дата>. - 1988,75- 1592,73 = 396,02 руб.

 <дата> 2187,62 - 1592,73 = 594,89 руб.

 <дата> - 2329,81 - 1592,73 = 737,08 руб.

 <дата>2469,59- 1592,73 = 876,86 руб.

 <дата> - 2605,41 - 1592,73 = 1012,68 руб.,

 итого задолженность за период с <дата> по <дата> - 3 784,76 руб.

 В связи с этим он вынужден обратиться в суд с указанными выше исковыми требованиями и просит их удовлетворить.

 Истец ФИО2 о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

 Представитель истца МАчунина Н.В. исковые требования своего доверителя поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.

 Представитель ответчика ФИО3 с иском ФИО2 не согласна, представила письменные возражения по нему (л.д.23-26), которые поддержала в судебном заседании, в удовлетворении требований истцу просила отказать.

 Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО2 в силу ч.1 ст. 48, ст. 167 ГПК РФ.

 Суд, заслушав представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе путем подачи искового заявления.

 В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

 В судебном заседании по делу установлены следующие обстоятельства.        ФИО2,<дата> года рождения, проживающий по адресу : <адрес>, является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС с <дата> года.

 Комитетом социальной защиты населения г. Саратова ( далее по тексту КСЗН г.Саратова) на основании решения Волжского районного суда г.Саратова от <дата>( л.д. 9-12) ему установлены:

 - ежемесячная выплата на приобретение продуктов питания в размере 955 руб.60 коп. с <дата> года,

 -а также ежегодная выплата на оздоровление в размере 1592 руб. 73 коп.. начиная с <дата>. которые выплачиваются истцу, но не индексируются <дата>.

 Как следует из ответа Комитета социальной защиты населения г. Саратова от <дата> и подтверждается обозревавшимися в судебном заседании материалами пенсионного дела № инвалида 2 группы и личного дела № участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС ФИО2, истцу назначены и выплачиваются :

 - по решению Кировского районного суда г. Саратова от <дата> с дальнейшей индексацией ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в следующих размерах: с <дата>-29 996,05 руб.; с <дата>-33 895,53 руб.; с <дата>-37 285,08 руб.; с <дата> -39 708,61 руб.; с <дата>42 091,13 руб.; с <дата>-44 406,14 руб.; с <дата> по настоящее время- 46 626,45 руб.,

 -на основании решения Волжского районного суда от <дата> ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с <дата> по настоящее время - 955,60 руб. и ежегодная компенсация на оздоровление, начиная <дата> и по настоящее время по 1592,73 руб., без последующей индексации.

 <дата> Истец ФИО2 обратился в КСЗН г.Саратова по вопросу индексации за <дата> сумм, выплачиваемых ему <дата> по решению Волжского районного суда г. Саратова в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров - 955,60 руб., и ежегодной компенсации на оздоровление- 1592,73 руб., на которое им получено разъяснение от <дата> за подписью председателя комитета ФИО1 о том, что последующая индексация указанных сумм решением Волжского районного суда г. Саратова от <дата> не предусмотрена и применение индексации в данном случае не входит в компетенцию комитета.

 Не согласившись с данным ответом, ФИО2 обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями.

 Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ « О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат» и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.

 Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона, к категории которых относится истец ФИО2, гарантируется:

 - ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и

 - ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

 Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11 -П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.

 Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 Данными Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

 При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

 В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.

 Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

 Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и доказательства, суд пришел к выводу, что истец ФИО2 на настоящее время получает ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью как инвалиду 2 групп в размерах, превышающих установленные действующим законодательством, в связи с чем права истца действиями ответчика по отказу в индексации данных сумм не нарушены, и определенные решением Волжского районного суда г. Саратова от <дата> истцу к выплате с <дата> ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 955,60 руб. и ежегодная компенсация на оздоровление в размере- 1592,73 руб., индексации за период с <дата> не подлежат.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Комитету социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области о возложении обязанности по начислению с учетом индексации <дата> ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров, ежегодной выплаты на оздоровление с дальнейшей индексацией, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, возложении обязанности по начислению единовременных задолженностей по выплатам ежегодной выплаты на оздоровление и ежемесячно денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с <дата> по <дата> года, отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова.

 Судья: подпись