ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/12 от 06.02.2012 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-113/12

Мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2012 года

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Канцеровой Т.В.,

при секретаре Руденко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «***» о демонтаже незаконно размещенной рекламной конструкции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского округа г. Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «***» о демонтаже незаконно размещенной рекламной конструкции. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе в деятельности ООО «***». В результате проверки был выявлен факт самовольного размещения ООО «***» рекламных конструкций, установленных на доме №*** по Адрес***, о чем составлены акты осмотра №*** и №*** и произведена фотофиксация самовольно установленных рекламных конструкций. Установлено, что у ООО «***» соответствующее разрешение на установку вышеуказанных рекламных конструкций в настоящее время отсутствует. Просит обязать ООО «***» демонтировать рекламные конструкции с содержанием рекламно-информационного поля: развлекательный комплекс, ***… и ***…, установленные на доме №*** по Адрес*** в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Горбачева А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что фирменным наименованием ответчика является ООО «***», ресторан «***» и ночной клуб «***» не являются ни фирменным наименованием организации, ни зарегистрированным в установленном порядке торговым знаком. Размещенные в виде объемных световых букв «***» и «***» рекламные конструкции не содержат в себе информации, которая в соответствии с требованиями ФЗ «О защите прав потребителей» являлась бы обязательной для разместивших их предприятий торговли и оказания услуг либо индивидуальных предпринимателей. В силу отсутствия в спорных конструкциях ссылок на фирменное наименование этих предприятий, включающее в себя указание на их организационно-правовую форму, нанесенные на них надписи не могут рассматриваться в качестве фирменного наименования этих организаций. С учетом того, что указание на адрес организации, являющейся владельцем ночного клуба и ресторана, режим их работы, а также на информацию о государственной регистрации и наименовании органа, зарегистрировавшего индивидуального предпринимателя, соответствующие надписи также не содержат, их нельзя отнести к вывескам в том понимании, как это трактуется в статье 2 ФЗ «О рекламе». Фактически надписи на стене здания (наименование ресторана и ночного клуба) адресованы неопределенному кругу лиц. При этом сам эскиз конструкций, их размер и место расположения свидетельствуют о том, что целевым назначением размещения этих конструкций было не информирование потребителей о месте нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), а привлечения внимания к объектам оказания услуг торговли. Наличие в конструкциях коммерческих обозначений ресторана и ночного клуба, индивидуализирующих их в сфере осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 1538 ГК РФ), характеризует содержание данных конструкций как объект рекламирования, а само их размещение – как рекламу.

Представитель Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска в ранее состоявшемся судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования.

Представители ООО «***» Нуждин Д.В. и Велиев Н.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменный отзыв на заявление, из которого усматривается, что спорные конструкции рекламой не являются, надписи «V***» и «***» следует рассматривать как вывеску, размещение которой не требует специального разрешения. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О защите прав потребителей» потенциальный продавец, а также исполнитель работ и услуг, обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование, наименование и режим работы, разместив данную информацию на вывеске. Размещение вывески является обязанностью и не требует согласования. «***» и «***» является фирменным наименованием, в соответствии со ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо вправе иметь фирменное наименование на русском языке, языках народов России или иностранном языке. Размещение данных вывесок преследует цель информирование о месте нахождения юридического лица и входа в здание. В настоящее время на рассмотрении в ФГУ ФИПС Роспатента находится на рассмотрении заявка на регистрацию бренда *** в качестве товарного знака, о чем имеется решение о принятии к рассмотрению заявки. В дополнении к отзыву указано, что о проведении проверки прокуратурой округа ответчик надлежащим образом уведомлен не был, не известно, когда и на основании какого распорядительного документа такая проверка проводилась.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что *** в результате проверки, проведенной главным специалистом отдела наружной рекламы Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска Курчаком С.М. и старшим помощником прокурора *** округа г. Мурманска Бугреевой К.С. проведен осмотр и фотофиксация рекламной конструкции, установленной на доме №*** по Адрес***, содержание рекламно-информационного поля: развлекательный комплекс, ***… и Ночной клуб ***… Рекламные конструкции установлены самовольно, с нарушением ФЗ «О рекламе», Постановления администрации г. Мурманска «Об установке рекламных конструкций на территории города Мурманска»» от 05.12.2007 № 1656.

Из пояснений директора ООО «***» Велиева Н.А. усматривается, что в *** ООО «***» заказаны рекламные конструкции с содержанием рекламно-информационного поля: развлекательный комплекс, ***… и Ночной клуб ***…и в *** установлены на дом №*** по Адрес***. Разрешения администрации г. Мурманска на установку указанных рекламных конструкций ООО «***» в установленном законом порядке не получало.

Из пояснений Космынина М.В., отобранных в письменном виде, усматривается, что он работает в Мурманском гуманитарном институте младшим научным сотрудником отдела международных связей, закончил факультет перевода и переводоведения этого же института, ему присвоена квалификации «лингвист, переводчик». Надпись «Vivid night club» дословно означает «яркий/пылкий ночной клуб», надпись «***» дословно означает «Добро пожаловать». Полагает, что данные надписи привлекают внимание неопределенного круга лиц, побуждая посетить данные заведения.

Из объяснений Лихошва В.П., также представленных истцом в письменном виде, следует, что она является доцентом кафедры социальной психологии Мурманского гуманитарного института, кандидат психологических наук. Полагает, что надписи YOU ARE WELCOME и Vivid night club с точки зрения психологии рекламы привлекают внимание неопределенного круга лиц и побуждают к посещению данного заведения. По форме и внешнему виду (яркие, светящиеся, крупные буквы) являются приемами стимулирования интереса у потребителей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (далее – Закон о рекламе).

В силу ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон не распространяется на: информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Указанные случаи неприменения Закона о рекламе корреспондируют п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), в силу которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

По смыслу приведенной нормы размещение указанной информации на вывеске носит для организации продавца товара или исполнителя работ (услуг) обязательный характер.

Из п. 18 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (информационное письмо Президиума ВАС от 25.12.1998 г. № 37) следует, что уличная вывеска (табличка) с наименованием юридического лица размещается для указания его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое жилое помещение, здание или на территорию. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лицо фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Указание юридическим лицом (или индивидуальным предпринимателем) своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения не преследует цели формирования и поддержания интереса к нему, его товарам, идеям или начинаниям и не может рассматриваться как реклама.

Представители ответчика полагают, что надписи YOU ARE WELCOME и Vivid night club являются вывеской со ссылкой на ст. 1473 ГК РФ, однако, по мнению суда, к данным доводам следует отнестись критически.

Согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменным наименованием ответчика является ООО «Фрегат», указанное наименование включено в ЕГРЮЛ, определено в его учредительных документах. Кроме того, информационное поле с надписями YOU ARE WELCOME и Vivid night club не содержит сведений об организационно-правовой форме ответчика, режиме его работы.

Истцом представлены письменные доказательства того, что спорные надписи привлекают внимание и вызывают интерес у неопределенного круга лиц, побуждают к посещению ресторана и ночного клуба, чем также опровергаются доводы ответчика о том, что «YOU ARE WELCOME» и «Vivid night club» являются вывесками.

Фактически эскиз спорных конструкций, их размер и место расположения свидетельствуют о том, что целевым назначением размещения этих конструкций является не информирование потребителей о месте нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), а привлечение внимания к объектам оказания услуг торговли.

Указанное обстоятельство подтверждается также пояснениями генерального директора ООО «Фрегат» Велиева Н.А. (л.д. 6).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Коммерческое обозначение V.N. YOU ARE WELCOME и Vivid night club индивидуализируют ресторан и ночной клуб ответчика как субъекта предпринимательской деятельности, привлекают внимание и вызывают интерес у неопределенного круга лиц, побуждают к посещению ресторана и ночного клуба, характеризуют ресторан и ночной клуб как объект рекламирования, а само их размещение следует рассматривать как рекламу, в связи с чем, суд находит заявленные требования прокурора законными и обоснованными. Кроме того, из пояснений генерального директора ООО «Фрегат» Велиева Н.А., данных 05.12.2011 г., усматривается, что спорные надписи носят рекламный характер (л.д. 6), на то, что они являются вывеской или коммерческим обозначением он не ссылается.

Ссылки ответчика на то, что в настоящее время ими подана заявка на регистрацию бренда V.N. YOU ARE WELCOME в качестве товарного знака, не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку процедура регистрации на день вынесения решения не завершена.

Правомочность проведения прокурором проверки, в результате которой было выявлено нарушение ответчиком Закона о рекламе, у суда сомнений не вызывает.

Кроме того, в силу ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

В нарушение указанных требований закона рекламные надписи V.N. YOU ARE WELCOME и Vivid night club выполнены на английском языке.

Доводы представителей ответчика о том, что при размещении спорных надписей не использовались технические средства стабильного территориального размещения, о которых упоминается в ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе, также не могут служить основание к отказу в иске, поскольку не исключает их рекламного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Фрегат» демонтировать рекламные конструкции с содержанием рекламно-информационного поля «V.N. YOU ARE WELCOME» и «Vivid night club», установленные на доме № 47 по пр. Ленина в г. Мурманске в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Фрегат» расходы по уплате госпошлины в сумме 200 руб. в доход местного бюджета.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Т.В.Канцерова