ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/15 от 10.06.2015 Торбеевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2-113/2015

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2015 года село ФИО1

Атюрьевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Черяпкина Н.С.,

с участием в деле:

представителя заявителя, в лице помощника прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Сидорова А.И.,

ответчика – администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, его представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 01 апреля 2015 года,

при секретаре Адамович М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

установил:

Прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц силу ст. 45 ГПК РФ просит обязать администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников закупки на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам этого отбора составить перечень поставщиков для последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Он же считает, несоблюдение единого порядка размещения заказа на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении закупок для муниципальных нужд, нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации. Так же препятствует эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в обозначенной сфере.

По мнению истца, выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Не проведение муниципальными заказчиками предварительного отбора участников размещения заказа, способно повлечь увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

В судебном заседании помощник прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Сидоров А.И. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель ответчика администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 не возражала против удовлетворения требований прокурора.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Пункты 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относят: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальным заказчиком признается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно части 1 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

Если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

По смыслу положений Федерального закона №44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

К вопросам местного значения Атюрьевского сельского поселения, согласно устава, принятого решением №74 Совета депутатов Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2005 года, входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Атюрьевского сельского поселения (п.8 ст.6 Устава).

В тоже время, администрацией Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводился, что подтверждается письмом администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия №91 от 20.04.2015 года.

Таким образом, суд считает необходимыми возложить на администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия обязанность провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам отбора составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия с возложением обязанности провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, незаконным.

Обязать администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального Республики Мордовия в течение 3 месяцев по вступлении решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам предварительного отбора составить перечень поставщиков, по осуществлению в последующем закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения, через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: Н.С. Черяпкин

Дело № 2-113/2015

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2015 года село ФИО1

Атюрьевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Черяпкина Н.С.,

с участием в деле:

представителя заявителя, в лице помощника прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Сидорова А.И.,

ответчика – администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, его представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 01 апреля 2015 года,

при секретаре Адамович М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

установил:

Прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц силу ст. 45 ГПК РФ просит обязать администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников закупки на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам этого отбора составить перечень поставщиков для последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Он же считает, несоблюдение единого порядка размещения заказа на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении закупок для муниципальных нужд, нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации. Так же препятствует эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в обозначенной сфере.

По мнению истца, выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Не проведение муниципальными заказчиками предварительного отбора участников размещения заказа, способно повлечь увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

В судебном заседании помощник прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Сидоров А.И. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель ответчика администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 не возражала против удовлетворения требований прокурора.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Пункты 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относят: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальным заказчиком признается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно части 1 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

Если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

По смыслу положений Федерального закона №44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

К вопросам местного значения Атюрьевского сельского поселения, согласно устава, принятого решением №74 Совета депутатов Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2005 года, входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Атюрьевского сельского поселения (п.8 ст.6 Устава).

В тоже время, администрацией Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводился, что подтверждается письмом администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия №91 от 20.04.2015 года.

Таким образом, суд считает необходимыми возложить на администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия обязанность провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам отбора составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия с возложением обязанности провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, незаконным.

Обязать администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального Республики Мордовия в течение 3 месяцев по вступлении решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам предварительного отбора составить перечень поставщиков, по осуществлению в последующем закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения, через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: Н.С. Черяпкин

1версия для печатиДело № 2-113/2015 ~ М-116/2015 (Решение)