ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/18 от 09.01.2019 Александровского районного суда (Томская область)

Гражданское дело № 2-4/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 января 2019 года с. Александровское

Александровский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Крикуновой О.П.,

при секретаре Дизер Е.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика МУП «ЖКС» Александровского сельского поселения Адольф Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ***, действительной до ДД.ММ.ГГГГ, без права передоверия,

представителя ответчика ПАО «Томскэнергосбыт» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ***, действительной до ДД.ММ.ГГГГ, без права передоверия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4/2019 по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения Александровского района Томской области и Публичному акционерному обществу «Томская энергосбытовая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 (далее по тексту – ФИО1, истец) обратился в суд с иском к ответчикам Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения Александровского района Томской области (далее по тексту - МУП «ЖКС», ответчик) и Публичному акционерному обществу «Томская энергосбытовая компания» (далее по тексту – ПАО «Томскэнергосбыт», ответчик) о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению.

Увеличив исковые требования, ссылаясь на статью 153, пункт 2 статьи 154, пункт 1 статьи 157 ЖК РФ, статьи 8, 10, 12, 13, 28 ФЗ «О защите прав потребителей», Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 3-П, просил обязать ответчиков произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за июнь, июль и август 2018 года с учетом показаний по прибору учета тепловой энергии. Просил также взыскать с ответчика ПАО «Томскэнергосбыт» плату за отопление за указанный период в сумме 17191,36 рубль и штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 8595,68 рублей.

В обоснование иска указал, что проживает в квартире № *** двухподъездного многоквартирного дома № ***, расположенного по , и оплачивает коммунальные услуги. Каждый подъезд дома имеет замкнутый цикл на подачу тепловой энергии, ввод и вывод которого с 2015 гола снабжен общедомовым прибором учета тепловой энергии для квартир, находящихся в подъезде. Ресурсоснабжающей организацией согласно договору на приобретение коммунальных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ является МУП «ЖКС», но в соответствии с агентским договором платежные документы направляет ему ПАО «Томскэнергосбыт». За июнь, июль и август 2018 года плата за отопление начислялась с использованием норматива потребления. Он с расчетом не согласен, поскольку каждая часть дома отапливается отдельно и расчет должен производиться по каждому подъезду отдельно.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве государственного органа для дачи заключения привлечен Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об увеличении исковых требований. Уточнил, что ему плата за отопление должна быть произведена по установленному в его подъезде прибору учета тепловой энергии. Пояснил, что в соответствии с Правилами № 354 коллективный (общедомовый) прибор учета – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования) используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Прибор учета является средством измерения используемых энергетических ресурсов, понятие «коллективный (общедомовый) прибор учета» не устанавливает правовое регулирование оплаты поставляемой тепловой энергии путем суммирования показаний общедомовых приборов учета многоквартирного дома. Проектом дома предусмотрены и введены в эксплуатацию два тепловых пункта (подъезда), с автономными закольцованными системами отопления. Потребляемая тепловая энергия при нагреве учитывается в каждом тепловом пункте (подъезде) отдельным счетчиком. Два коллективных (общедомовых) прибора учета тепловой энергии учитывают потребление двух независимых друг от друга систем теплопотребления, самостоятельно подключаются (отключаются) к системе теплоснабжения, имеют разную тепловую нагрузку, разные температурные режимы потребления энергоресурса. Поэтому начисление за потребленную тепловую энергию должно производиться по каждому подъезду отдельно, исходя из показаний каждого прибора учета.

Представитель ответчика МУП «ЖКС» Адольф Н.Н. исковые требования признала, поддержала письменный отзыв, в котором ответчик указал следующее. В двухподъездном многоквартирном жилом доме по , к каждому из подъездов подходит собственная система теплоснабжения, имеется два закольцованных ввода, работающих автономно. В 2015 году жильцы подъезда дома, в котором находятся квартиры № ***, установили прибор учета тепловой энергии. ДД.ММ.ГГГГ прибор учета тепла ZENNER № *** допущен к эксплуатации. Этот прибор учета приобретен на средства жильцов только этого подъезда и является собственностью жильцов указанных квартир. Поэтому он не может являться общим имуществом многоквартирного дома. В доме нет индивидуально-тепловых пунктов, а есть две точки присоединения прибора учета. Согласно пункту 5.5 договора на приобретение коммунальных ресурсов, заключенного между ФИО1 и МУП «ЖКС», граница эксплуатационной ответственности установлена в месте соединения приборов учета с тепло-водосетями, входящими в дом. Технически установить один общедомовой прибор учета на дом не представляется возможным. Позиция Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области основана на самостоятельном истолковании норм материального права. Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области не обладает правом давать разъяснения по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, поскольку согласно указанному Постановлению разъяснение по применению указанных правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Письма Минстроя России и его структурных подразделений являются экспертной позицией, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных предписаний постоянного или временного характера. Позиция Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 30-П. С сентября 2015 года теплосчетчик был допущен к эксплуатации, жильцы оплачивали потребление тепловой энергии по показаниям прибора учета, что соответствует статьям 541, 544 ГК РФ и части 1 статьи 157 ЖК РФ. Начисление по показаниям теплосчетчиков производил ПАО «Томскэнергосбыт» согласно агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ. С февраля 2018 года ответчик в нарушение указанных правовых норм изменил порядок начисления платы за тепловую энергию, стал суммировать показания приборов учета двух подъездов, а с июня 2018 года – начислять по нормативам. Прибор учета в данном подъезде был исправен. Распоряжение МУП «ЖКС» от ДД.ММ.ГГГГ*** производить начисление отдельно по приборам учета ответчик не исполнил. Поскольку каждая часть дома отапливается отдельно, то расчет должен производиться по каждому прибору учета в соответствии с пунктами 42(1), 54 и 59 (1) Правил № 354 (том 1 листы дела 163-166).

Представитель ответчика ПАО «Томскэнергосбыт» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В нём указала, что ответчик согласно агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «ЖКС» начисляет плату, оформляет платежные документы по сбору денежных средств с населения за оказанные МУП «ЖКС» жилищно-коммунальные услуги, в том числе, отопление. Дом по ул. , является восьмиквартирным, состоит из двух блоков-секций, имеет технический паспорт на единый дом, расположен на земельном участке, имеющим общую границу, в пределах которого имеются сети инженерно-технического обеспечения и другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого помещения. В доме имеются два индивидуальных тепловых пункта, которые являются общим имуществом многоквартирного дома. Поскольку один из приборов учета тепловой энергии вышел из строя, то расчет тепловой энергии собственникам всего дома в соответствии с пунктами 2, 42(1), 60 Правил № 354. Абзац второй пункта 42 (1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирным)) приборами учета (распределителями) тепловой энергии. Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения. Такой порядок расчета позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади (том 1 листы дела 103-107).

Также пояснила, что начисление оплаты суммарно по приборам учета с февраля 2018 года связано с выявленным в ходе аудита в ПАО «Томскэнергосбыт» фактом того, что предыдущий расчет по каждому прибору учета отдельно не соответствовал действующему законодательству. Из сведений, каковые были представлены МУП «ЖКС», во втором подъезде дома по , с марта 2018 года не работал прибор учета тепловой энергии, поэтому с марта по май начисление платы за отопление собственникам производилось в соответствии с пунктом 59 Правил № 354 по среднемесячному объему потребления тепла, далее - в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 по нормативу потребления.

Государственный орган, привлеченный к участию в деле для дачи заключения - Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки его представителя не представил. В письменном заключении от ДД.ММ.ГГГГ*** полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку коллективный (общедомовый) прибор учета должен учитывать объем (количество) коммунального ресурса, поданного во все подъезды многоквартирного дома. Поскольку под прибор учета дома по , подпадает только объем (количество) коммунального ресурса, поданный в один из подъездов дома, то указанный дом коллективным (общедомовым) прибором учета по Правилам № 354 не оборудован. Согласно абзацу 2 пункта 42(1) Правил № 354 расчет в этом случае производится по формулам 2 и 2(1) приложения 2 к правилам № 354, то есть, по нормативу.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

А поэтому суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя государственного органа, привлеченного к участию в деле для дачи заключения - Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.

Исследовав доводы сторон и представленные письменные доказательства, а также заключение государственного органа, привлеченного к участию в деле для дачи заключения - Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по заявленным основаниям.

Свои выводы суд основывает на следующем.

Согласно Конституции Российской Федерации в России признаются и защищаются равным образом все формы собственности; право частной собственности относится к основным правам человека и подлежит защите со стороны государства наряду с другими правами и свободами человека и гражданина, которые обеспечиваются правосудием, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления (статья 8, часть 2; статья 18). Исходя из этого статья 35 Конституции Российской Федерации предписывает, что право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) признает в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества в многоквартирном доме как жилые, так и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств машино-места (пункт 1 статьи 130).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П, поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 ГК РФ и статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ); в силу того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по этому имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов) для каждого из собственников помещений в этом доме составляет не просто неотъемлемую часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества ЖК РФ устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39).

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ своевременное и полное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью собственников жилых помещений.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законодательство о теплоснабжении обязывает потребителя оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808).

В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила).

Согласно пункту 2 указанных Правил «коллективный (общедомовый) прибор учета» - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно подпункту «е» пункта 4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.

Согласно абзацу второму пункта 40 указанных Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) указанных Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения. В соответствии с формулой при расчете платы за отопление должна быть учтена площадь дома S (об), которая формулой определена как общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Как следует из пункта 59 указанных Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Из пункта 60 указанных Правил следует, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на квартиру номер *** в многоквартирном жилом доме по . Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, а также свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии *** и от ДД.ММ.ГГГГ*** (том 1 листы дела 6-7).

Ответчик МУП «ЖКС» является централизованным поставщиком тепловой энергии в ***, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления многоквартирного жилого дома, подключенного к системе централизованного теплоснабжения, расположенного по .

Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, Устава, согласно которому предприятие осуществляет теплоснабжение жилого фонда, деятельность по эксплуатации тепловых сетей (пункт 2.2), а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой основным видом деятельности предприятия является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Истец ФИО1 является потребителем поставляемой МУП «ЖКС» тепловой энергии. Им ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с МУП «ЖКС» на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе, тепловой энергии, что подтверждается соответствующим договором. Из пункта 5.5 указанного договора следует, что для многоквартирных домов при наличии приборов учета границей эксплуатационной ответственности устанавливается место соединения приборов учета с тепло-водосетями, входящими в дом (том 1 листы дела 8-9).

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком ПАО «Томскэнергосбыт» (до реорганизации – ОАО «Тоскэнергосбыт») и ресурсоснабжающей организацией МУП «ЖКС» заключен агентский договор № *** по начислению платы, оформлению платежных документов, сбору денежных средств с населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, в том числе, отопление (том 1 листы дела 30-38).

А поэтому расчет платы за потребленную истцом тепловую энергию осуществляет ответчик ПАО «Томскэнергосбыт».

Стороны в соответствии со статьёй 10 ЖК РФ являются участниками жилищных отношений и имеют соответствующие права и обязанности.

Согласно техническим условиям № *** и на основании актов ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (после поверки), выданными МУП «ЖКС», в многоквартирном жилом доме по , для первого подъезда (***) был допущен к эксплуатации общедомовой прибор учета тепловой энергии ZENNER (том 1 листы дела 39, 195, 203-209).

Согласно техническим условиям № *** и на основании акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ выданными МУП «ЖКС», в указанном доме для второго подъезда (***) с ДД.ММ.ГГГГ был допущен к эксплуатации общедомовой прибор учета тепловой энергии ВТК-1К (том 1 листы дела 210-214, 216).

Так и из выкопировки схемы теплоснабжения Александровского сельского поселения, утвержденной постановлением Главы Александровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ***, а также исполнительной схемы инженерных сетей (приложения к акту Государственной приемочной комиссии о приемке законченного капитальным ремонтом жилого здания в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что многоквартирный жилой дом по , имеет два ввода теплоснабжения (том 1 листы дела 40-41, 178-179).

Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям тепловодоснабжения, являющегося приложением к техническим условиям № *** на установку прибора учета, утвержденным МУП «ЖКС» ДД.ММ.ГГГГ, граница балансовой принадлежности и эксплуатационная ответственность ресурсоснабжающей организации «МУП ЖКС» и абонента ФИО1 установлена по ответному фланцу запорной арматуры тепловодосетей ввода (том 1 лист дела 207).

Аналогично разграничена балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность ресурсоснабжающей организации МУП «ЖКС» и абонентов – собственников квартир *** второго подъезда дома - по ответному фланцу запорной арматуры тепловодосетей ввода (том 1 лист дела 214).

В судебном заседании установлено, что до февраля 2018 года расчет платы за отопление производился по каждому прибору учета тепловой энергии отдельно, а, начиная с февраля 2018 года, начисление платы собственникам квартир дома производится с учетом работы приборов учета тепловой энергии в обоих подъездах дома.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон и едиными квитанциями на оплату услуг (том 1 листы дела 10, 12, 182).

Истец ФИО1 полагал, что поскольку подъезд, в котором он проживает, оснащен теплосчетчиком, и система отопления подъезда (ввода и вывода тепла) закольцована и работает автономно от другого подъезда, который также оснащен теплосчетчиком, то начисления ему должны производиться по прибору учета тепловой энергии, установленному в его подъезде.

МУП «ЖКС» позицию истца подержал, полагая, что расчет платы за тепловую энергию в многоквартирных домах должен производиться отдельно по каждому подъезду, по установленному на отдельном вводе прибору учета тепловой энергии, по этому поводу издал распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ*** и направил ответчику ПАО «Томскэнергосбыт» сообщения от ДД.ММ.ГГГГ***, от ДД.ММ.ГГГГ***, от ДД.ММ.ГГГГ***, ДД.ММ.ГГГГ*** о необходимости такового начисления платы. Учитывая, в многоквартирном жилом доме по , в каждом подъезде имеется отдельный ввод, полагал, что начисление платы следует производить по формуле 3 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, то есть по прибору учета тепловой энергии, установленному на отдельном вводе (том 1 листы дела 19-28, 170-177).

МУП «ЖКС» в письме от ДД.ММ.ГГГГ*** указал, что при расчете по формуле 3 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам № 354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, значение S (об) должно определяться как общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома от единого для помещений ввода, оборудованного коллективным прибором учета (лист дела 18).

Вместе с тем, указанная позиция суду представляется ошибочной. Доводы истца и представителя ответчика МУП «ЖКС» о том, что расчет за тепловую энергию должен производиться отдельно по показаниям каждого прибора учета, установленного в двух подъездах многоквартирного дома, суд находит несостоятельными.

Судом установлено, что жилой дом по , является многоквартирным жилым домом.

Об указанных обстоятельствах свидетельствует постановление Главы администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта, акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом жилого здания от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 листы дела 42-49).

Как следует из технического паспорта на указанный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, дом, площадью *** кв.м., состоит из двух этажей и восьми квартир. Он также имеет места общего пользования – лестничные клетки. Дом находится на едином земельном участке, имеет единый фундамент, зарегистрирован по одному адресу (том 1 листы дела 111-120).

А поэтому указанный жилой дом построен и используется как единый многоквартирный жилой дом, а не два отдельных многоквартирных дома.

Кроме того, доля в общем имуществе рассчитывается на каждого жильца, исходя из общего имущества в доме, а не в части (доли) дома.

Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по , подключен к централизованной системе отопления. Система отопления дома разделена на две автономные части, подача теплоносителя на каждую из которых осуществляется от двух отдельных вводов подающих и обратных трубопроводов. Жилой дом на вводах оборудован двумя введенными в эксплуатацию приборами учета тепловой энергии, которые учитывают расход тепловой энергии на два подъезда. Приборы опломбированы и приняты в эксплуатацию по акту МУП «ЖКС».

Из содержания пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, «коллективный (общедомовый) прибор учета» - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Из изложенного следует, что коллективный (общедомовый) прибор учета должен учитывать объем (количество) коммунального ресурса, поданного во все подъезды многоквартирного дома.

Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** со ссылкой на положения статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, указано, что точкой поставки соответствующего коммунального ресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников. Для учета тепловой энергии должна использоваться сумма показаний приборов учета тепловой энергии, установленных на границе балансовой ответственности дома, а расчет размера платы будет производиться, исходя из показаний таких приборов учета. В случае, если хотя бы один из приборов учета вышел из строя, начисление размера платы производится по нормативу (том 1 листы дела 108-110, 168-169).

Так и из сообщения Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ*** со ссылкой на пункты 2, 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, следует, что в случае оснащения приборами учета тепловой энергии каждого из узлов учета тепловой энергии расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться, исходя из объема потребления тепловой энергии многоквартирным домом в целом, то есть исходя из общего объема потребления тепловой энергии многоквартирным домом пропорционально общей площади жилых и нежилых помещений. При осуществлении расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирных домах, где имеется частичный учет коммунального ресурса тепловой энергии, должен определяться, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (том 1 лист дела 167).

Аналогично следует и из заключения указанного государственного органа, данного им в соответствии со статьёй 47 ГПК РФ.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части производства расчетов за отопление применяются с 01.07.2016. До указанного времени применению подлежали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые предусматривали иной порядок расчета платы за отопление.

Действующим законодательством не предусмотрено разделение расчета общедомового потребления для отдельно взятой части, в том числе, подъезда, многоквартирного жилого дома.

То обстоятельство, что два подъезда в доме оборудованы отдельными приборами учета потребленной тепловой энергии, не может повлечь изменение порядка расчета, исходя из показаний каждого из приборов в отдельности, поскольку в силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, данные приборы являются совокупностью средств измерения, которые представляют собой один коллективный (общедомовый) прибор учета.

Собственникам помещений, находящихся в одном подъезде многоквартирного жилого дома, принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество во всем многоквартирном доме, в том числе и расположенное в другом подъезде дома, а поэтому показания общедомовых приборов учета, установленных на каждом из подъездов, должны суммироваться и фигурировать в расчетах как единая величина.

Из объяснений сторон, показаний свидетеля ***., а также представленных ответчиком расчетов следует, что в феврале 2018 года начисление платы производилось суммарно по показаниям двух приборов учета.

Далее, с марта 2018 года, поскольку во втором подъезде дома по , обнаружилась неисправность прибора учета тепловой энергии, то собственникам дома начисление за три месяца (март, апрель, май 2018 года) производилось по среднемесячному объему потребления тепла, что соответствует пункту 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Поскольку прибор учета тепловой энергии во втором подъезде указанного дома не был введен в эксплуатацию вплоть до сентября 2018 года (акт ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 лист дела 218), то следующие три месяца июнь, июль и август – начисление производилось в соответствии с пунктом 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 по формуле 2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, то есть по тарифам, установленным приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от ДД.ММ.ГГГГ***), и по нормативам потребления коммунальных услуг, установленным решением Совета Александровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ*** (том 1 листы дела 66-70).

Начисление платы в указанном порядке соответствует также требованиям части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Истец ФИО1 отрицал факт неисправности прибора учета тепловой энергии во втором подъезде дома с марта 2018 года, оспаривая акт МУП «ЖКС» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 листы дела 217, 220).

Суд не принимает во внимание указанный акт, поскольку он представлен с отличающимся содержанием.

Вместе с тем из совокупности представленных доказательств: реестров показаний общедомовых счетчиков за март и апрель 2018 года (том 1 листы дела 226, 230), составленных МУП «ЖКС», а также сообщений МУП «ЖКС» в адрес ПАО «Томскэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ*** и от ДД.ММ.ГГГГ*** (том 1 листы дела 26-27, 219), расчетов начисления платы (том 1 листы дела 245-246), а также показаний свидетеля ***., объяснений представителя ответчика ПАО «Томскэнергосбыт» ФИО2, следует, что с марта 2018 года собственники квартир второго подъезда не представляли в МУП «ЖКС» для начисления платы показания прибора учета тепловой энергии вследствие его неисправности.

Таким образом, расчет платы за отопление произведен ответчиком ПАО «Томскэнергосбыт» в установленном законодательством порядке, исходя из суммирования данных приборов учета тепловой энергии в двух подъездах дома и с учетом неисправности с марта 2018 года одного из приборов учета тепловой энергии, введенного в эксплуатацию в сентябре 2018 года.

Положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 30-П, которым положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 3 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, 35, ч. 3 ст. 55), не могут быть приняты о внимание. В данном случае, Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что отдельные положения законодательства признаны неконституционными в той мере, в какой они не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета и помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

На наличие подобных обстоятельств стороны не ссылались и судом таковые не установлены.

А поэтому не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований как в части возложения обязанности произвести перерасчет, так и в части взыскания произведенной платы за отопление в сумме 17191,36 рубль и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в размере 8595,68 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения Александровского района Томской области и Публичному акционерному обществу «Томская энергосбытовая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Александровский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.П. Крикунова

Верно. Судья: О.П. Крикунова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 января 2019 года