ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/19 от 01.04.2019 Гусевского городского суда (Калининградская область)

№ 2-113/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Гусев 01 апреля 2019 года

Гусевский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Янч О.В.,

при секретарях Аринушкиной Ю.Е., Дроздовой В.С.,

с участием истца Денисова А.Ю.,

представителя ответчика Краснослободцевой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова Александра Юрьевича к АО «Янтарьэнерго», ОАО «Янтарьэнергосбыт» о признании незаконными действий по отключению квартиры от электроэнергии, и понуждении к восстановлению электроснабжения квартиры,

УСТАНОВИЛ:

Истец Денисов А.Ю. обратился в суд с иском к АО «Янтарьэнерго», ОАО «Янтарьэнергосбыт», в котором просил признать незаконными действия ответчиков по отключению квартиры от электроэнергии, расположенной по адресу: <адрес>, и обязать ответчиков восстановить электроснабжения его квартиры.

В обоснование своих требований ссылается на то, что он является собственником квартиры <адрес> 21 января 2019 года сотрудниками электросетей г. Гусева в его квартире произведено отключение электроснабжения. Основанием к отключению явилась образовавшаяся задолженность за потребленную истом электроэнергию. В мае 2018 года сотрудники ОАО «Янтарьэнергосбыт» в рамках проверки показаний прибора учета выявили, что счетчик, установленный в квартире истца, не прошел поверку, вместе с тем это не соответствует действительности, так как поверка счетчика должна быть произведена только в 3-ем квартале 2019 года. Указывает, что после данной проверки ему стали производить начисления за электроэнергию по средним показаниям за предыдущий период, а затем по нормативу, после чего он перестал оплачивать данную услугу. Поскольку сотрудники ОАО «Янтарьэнергосбыт» перестали принимать в расчет показания прибора учета, пригодного к расчетам, тем самым расторгли с ним договор электроснабжения, их действия являются незаконными. Просит суд признать действия по отключению электроэнергии незаконными, и обязать ответчиков восстановить электроснабжение вышеуказанного жилого помещения.

В судебном заседании истец Денисов А.Ю. настаивал на удовлетворении исковых требований, дополнительно суду пояснив, что на настоящий момент электроснабжение в его квартире восстановлено, после полной оплаты им задолженности. Отключение электроэнергии, произведенное 21 января 2019 года считает незаконным, поскольку ответчиками не соблюден установленный законом порядок отключения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, истцу не направлено повторно уведомление за три дня до отключения, кроме того, не составлен акт о неисправности счетчика, в силу чего ответчик не мог производить начисление по нормативу и отключать его от электроэнергии, в связи с неоплатой задолженности.

Представитель ответчика ОАО «Янтарьэнергосбыт» Краснослободцева Ю.М. с исковыми требованиями не согласилась, просила суд в удовлетворении иска отказать. Указала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в настоящий момент электроснабжение в квартире истца восстановлено, отключение электроэнергии произведено с соблюдением порядка, ввиду неоплаты потребителем задолженности в размере 984,15 руб. Денисов А.Ю. своевременно был уведомлен о необходимости как замены счетчика, так и вводимом ограничении подачи электроэнергии, однако к ответчикам не обращался, оплату не производил. В настоящий момент после проверки счетчика сотрудниками ОАО «Янтарьэнергосбыт» 22 февраля 2019 года, он признан пригодным и начисления производятся истцу в соответствии с показаниями прибора учета.

Представитель ответчика АО «Янтарьэнерго» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о причинах неявки суду не сообщил. В возражениях на исковое заявление с доводами иска не согласился, просил отказать истцу Денисову А.Ю. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 47-49).

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг определяются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. (п. 118 Правил № 354)

Согласно п. 119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подп. "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 Правил № 354.

Согласно п. 121 Правил № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" п. 115 и подп. "б" п. 117 настоящих Правил.

Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия (п. 121 Правил №354).

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 40 Постановления Пленума ВС РФ № 22, предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

По смыслу вышеприведенных норм закона на исполнителе лежит обязанность уведомить абонента о наличии задолженности, предварительно установить ее размер, и направить требование об ее оплате.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" п. 115 и п. 117 Правил № 354, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством РФ, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (п. 120 Правил № 354).

С 2012 года АО «Янтарьэнерго» является сетевой организацией в отношении объектов электросетевого хозяйства. ОАО «Янтарьэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии по сетям сетевой организации.

В судебном заседании установлено, что Денисов А.Ю. является собственником квартиры <адрес>

Для учета потребления электроэнергии в жилом помещении истца установлен прибор учета СО-И449, открыт лицевой счет <...>.

16 апреля 2018 года сотрудниками ОАО «Янтарьэнергосбыт» проведена проверка прибора учета, установленного в квартире истца, по адресу: <адрес>. По результатам проверки прибор учета СО-И449, установленный в квартире истца был признан непригодным, Денисову А.Ю. было выдано уведомление о необходимости замены приборы учета, от получения которого истец отказался.

Данные обстоятельства подтвердил в судебном заедании свидетель А., который суду пояснил, что при проверке прибора учета было выявлено, что он не пригоден для расчетов и его необходимо заменить, письменное уведомление об этом Денисову А.Ю. выдавали контролеры Д. и Б., вместе с тем, истец от его получения отказался. Не доверять показаниям допрошенного свидетеля, у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются с показаниями иных свидетелей.

Поскольку истец отказался от получения вышеуказанного уведомления, ответчиком уведомление о необходимости замены прибора учета было направлено ему по почте.

Довод истца о том, что данное уведомление не имеет подписи должностного лица, и поэтому является ничтожным документом и истец не был уведомлен о замене прибора учета, суд отклоняет, поскольку в судебном заседании установлено, что Денисов А.Ю. от получения подписанного уведомления 16 апреля 2018 года отказался, то обстоятельство что повторно уведомление ему направлено почте без подписи должностного лица, основанием для признания действий ответчиков незаконными не является, поскольку истцу достоверно было известно о необходимости замены счетчика от сотрудников проводивших проверку в его жилом помещении 16 апреля 2018 года.

В связи с тем, что данный прибор учета СО-И449 истец не заменил, с мая 2018 года организация стала производить начисления истцу по средним показаниям за предыдущий период, а далее по нормативу потребления. Истец Денисов А.Ю. начисления за потребленную электроэнергию по средним показаниям оплачивал, в адрес ответчика претензий не высказывал, с заявлениями о признании незаконными начислениями не обращался. Доказательств обратного в судебном заседании истцом не представлено, судом в рамках рассмотрения дела не добыто.

Установлено, что с августа 2018 года ответчик стал начислять истцу плату за электроэнергию по нормативу, до сентября 2018 года Денисов А.Ю. оплачивал электроэнергию, с октября 2018 года оплата истцом перестала производиться. В связи с чем, в адрес истца 21 ноября 2018 года ОАО «Янтарьэнергосбыт» направило уведомление о приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения, в соответствии с которым Денисов А.Ю. уведомлялся о том, что у него образовалась задолженность за электрическую энергию в размере 984,15 руб., которую необходимо погасить в 20-дневный срок с момента получения настоящего уведомления. Собственнику также разъяснялся п. 119 Правил № 354, и предлагалось обратиться в ОАО «Янтарьэнергосбыт», по адресу: г. Гусев, ул. Победы, 9 или по тел. 8-401-43-3-25-85, при наличии вопросов по сумме или периоду образования задолженности (л.д. 38).

Данное уведомление истцом получено 23 ноября 2018 года, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового уведомления (л.д. 39).

В связи с неоплатой образовавшейся задолженности ответчиком АО «Янтарьэнерго» 21 января 2019 года введено ограничение режима потребление электрической энергии, что подтверждается заявкой № 615 от 26 декабря 2018 года и актом № 615 от 21 января 2019 года (л.д. 54-55).

Электроснабжение в квартире истца восстановлено 06 марта 2019 года, в связи с полной оплаты задолженности Денисовым А.Ю., включая плату за «ограничение» и «восстановление» электроснабжения.

22 февраля 2019 года истец обеспечил доступ в свою квартиру, счетчик истца проверен сотрудниками АО «Янтарьэнерго», и признан пригодным, в связи с чем в настоящий момент оплата потребленной электроэнергии начисляется истцу по счетчику.

Разрешая заявленные требования истца о признании незаконными действий ответчиков по отключению его квартиры от электроэнергии, суд исходит из того, что установленный порядок ограничения электроэнергии ответчиками соблюден, у истца образовалась задолженность, он своевременно был уведомлен о необходимости ее оплаты, вместе с этим, оплату не произвел, в связи с чем ответчик произвел отключение.

При этом, суд учитывает то обстоятельство, что истец Денисов А.Ю. с заявлениями по поводу несогласия с производимыми ему начислениями за электроэнергию с апреля 2018 года и до настоящего момента не обращался.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что у истца на момент отключения его квартиры от электроэнергии образовалась задолженность, превышающая установленный двухмесячный ее размер, которую он, получив 23 ноября 2018 года соответствующее уведомление, в 20-дневный срок не погасил.

Доводы истца о том, что действия ответчика следует признать незаконными поскольку им не составлен акт неисправности счетчика, не свидетельствует о не соблюдении ответчиком установленного порядка ограничения электроэнергии и соответственно не влечет признания их действий незаконными.

Вопреки доводам истца действующим законом не предусмотрено повторное, за 3 дня до введения режима ограничения электроснабжения, направление уведомления о вводимом ограничении (приостановлении) подачи электроэнергии.

То обстоятельство, что на настоящий момент прибор учета СО-И449 признан пригодным к расчетам за потребленную электроэнергию, также не является основанием для удовлетворения заявленных требований истца, поскольку производимые с мая 2018 года до сентября 2018 года начисления истец оплачивал, в спорный период с заявлениями о несогласии с ними в адрес ОАО «Янтарьэнергосбыт» не обращался, значит с действиями ответчиков фактически был согласен, доказательств опровергающих данные обстоятельства суду не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, и анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца Денисова А.Ю.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Денисова Александра Юрьевича к АО «Янтарьэнерго», ОАО «Янтарьэнергосбыт» о признании незаконными действий по отключению квартиры от электроэнергии, и понуждении к восстановлению электроснабжения квартиры, отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гусевский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Янч

Мотивированное решение суда изготовлено 05 апреля 2019 года.