Дело №2-113/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 октября 2019 года р.п. Шаранга
Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего - судьи Рыжовой О.А., с участием помощника Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Жукова Д.И., при секретаре Лесниковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п. Шаранга Нижегородской области гражданское дело по иску Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации в части непринятия мер по сносу аварийных домов, обязании произвести снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ; в полном объеме снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, и уборку строительного мусора в срок до 1 сентября 2019 года,
установил:
Шарангский межрайонный прокурор Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации в части непринятия мер по сносу аварийных домов, обязании произвести снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ; в полном объеме снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, и уборку строительного мусора в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по тем мотивам, что Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, выраженные в следующем.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон) аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года или после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Статья 16 Закона предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях реализации федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ разработана государственная региональная адресная Программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2013 года №383 (далее - региональная адресная Программа).
В соответствии с п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует учитывать, что в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Согласно региональной адресной программе дом, расположенный по адресу: <адрес>, является двухквартирным, был признал аварийным ДД.ММ.ГГГГ и должен был быть снесен в 4 квартале 2016 года. При проведении проверки установлено, что данный дом не снесен. На основании заявления администрации Шарангского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора Шарангского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» составлен акт за № о том, что произведен визуальный осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Осмотром установлено, что многоквартирный дом (литер А, инвентарный №, общей площадью 86,3 кв.м.), расположенный на данном земельном участке, прекратил свое физическое существование (причина – ДД.ММ.ГГГГ снесен).
В соответствии с региональной адресной программой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ и должен быть снесен в 3 квартале 2017 года. При проведении проверки было установлено, что данный дом не снесен.
На основании информации администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области 17 февраля 2017 года и.о. директора Шарангского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» составлен акт за № о том, что произведен визуальный осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Осмотром установлено, что многоквартирный дом (литер А, инвентарный №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.), расположенный на данном земельном участке, прекратил свое физическое существование (причина – ДД.ММ.ГГГГ снесен).
В министерство строительства Нижегородской области администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области передана информация в форме отчетов о том, что указанные дома снесены. В результате предоставления недостоверных сведений была искажена статистическая отчетность по Нижегородской области, региональная адресная программа не реализована в полном объеме.
Таким образом, администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области в нарушение п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) не принято мер по сносу аварийного дома. В результате неправомерных действий должностных лиц администрации Шарангского муниципального района <адрес> и отсутствием контроля со стороны руководства на территории района имеется аварийные дома, грозящие обрушением, в которых проживают люди, что создает угрозу их жизни и здоровью.
Кроме того, при проведении проверки было установлено, что три дома, признанных аварийными и включенных в региональную адресную программу, а именно дома, расположенные по адресу: <адрес> (срок сноса согласно региональной адресной программе - 4 квартал 2016 года); <адрес> (срок сноса согласно региональной адресной программе - 4 квартал 2016 года); <адрес> (срок сноса согласно региональной адресной программе - 4 квартал 2016 года) снесены частично до фундамента, строительный мусор не убран.
Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области 3 июня 2019 года в администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области было внесено представление №, которое рассмотрено, удовлетворено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако требования, содержащиеся в представлении, не выполнены.
Таким образом, в результате неправомерных действий должностных лиц администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области и отсутствием контроля со стороны руководства региональная адресная программа в полном объеме не реализована.
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона №2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит признать незаконным бездействие администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области в части непринятия мер по сносу аварийных домов, обязать администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области произвести снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ; в полном объеме снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, и уборку строительного мусора в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Жуков Д.И. исковые требования уточнил в части, просит обязать администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области произвести снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ и произвести в полном объеме снос аварийных домов и убрать строительный мусор по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования поддержал и просит их удовлетворить.
Ответчик - представитель администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, в своем заявлении просит рассмотреть дело без его участия (л.д.46).
Суд, выслушав помощника Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Жукова Д.И. и его заключение, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованные, и они подлежат удовлетворению.
Конституцией РФ закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Статьей 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях реализации федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ разработана государственная региональная адресная Программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2013 года №383 (далее - региональная адресная Программа).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении №14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (п.22).
В силу пп.3, 6 ст.14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктами 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 8, 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
Согласно региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы» дом, расположенный по адресу: <адрес>, является двухквартирным, был признал аварийным ДД.ММ.ГГГГ и должен был быть снесен в 4 квартале 2016 года.
Как видно из представленных материалов, при проведении проверки установлено, что данный дом не снесен (л.<...>). На основании заявления администрации Шарангского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора Шарангского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» составлен акт за № о том, что произведен визуальный осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Осмотром установлено, что многоквартирный дом (литер А, инвентарный №, общей площадью 86,3 кв.м.), расположенный на данном земельном участке, прекратил свое физическое существование (причина – ДД.ММ.ГГГГ снесен).
В соответствии с вышеуказанной региональной адресной программой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ и должен быть снесен в 3 квартале 2017 года. При проведении проверки было установлено, что данный дом не снесен (л.д.13-14).
На основании информации администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области 17 февраля 2017 года и.о. директора Шарангского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» составлен акт за № о том, что произведен визуальный осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Осмотром установлено, что многоквартирный дом (литер А, инвентарный №, общей площадью 119,3 кв.м.), расположенный на данном земельном участке, прекратил свое физическое существование (причина – ДД.ММ.ГГГГ снесен).
В министерство строительства Нижегородской области администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области передана информация в форме отчетов о том, что указанные дома снесены. В результате предоставления недостоверных сведений была искажена статистическая отчетность по Нижегородской области, региональная адресная программа не реализована в полном объеме.
Таким образом, администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области в нарушение п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 и ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) не принято мер по сносу аварийного дома. В результате неправомерных действий должностных лиц администрации Шарангского муниципального района <адрес> и отсутствием контроля со стороны руководства на территории района имеется аварийные дома, грозящие обрушением, в которых проживают люди, что создает угрозу их жизни и здоровью.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, при проведении проверки было установлено, что три дома, признанных аварийными и включенных в региональную адресную программу, а именно дома, расположенные по адресу: <адрес> (срок сноса согласно региональной адресной программе - 4 квартал 2016 года); <адрес> (срок сноса согласно региональной адресной программе - 4 квартал 2016 года); <адрес> (срок сноса согласно региональной адресной программе - 4 квартал 2016 года) снесены частично до фундамента, строительный мусор не убран (л.<...>, 18-20).
Из представленных материалов также следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области в администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области было внесено представление №5-2/103-2019 (л.д.21-24), которое рассмотрено, удовлетворено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (л.<...>), однако требования, содержащиеся в представлении, не выполнены.
Таким образом, в результате неправомерных действий должностных лиц администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области и отсутствием контроля со стороны руководства региональная адресная программа в полном объеме не реализована.
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона №2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, суд, с учетом вышеуказанной статьи, признает исковое заявление Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области обоснованным.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При этом суд находит, что срок до 15 ноября 2019 года, в который администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области должна исполнить возложенные на нее обязанности, является разумным и достаточным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области в части непринятия мер по сносу аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Обязать администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области произвести снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Шарангского муниципального района <адрес> произвести в полном объеме снос аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, и уборку строительного мусора в срок до 15 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения 11 октября 2019 года в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Шарангский районный суд Нижегородской области.
Судья О.А. Рыжова