ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/19 от 18.09.2019 Молчановского районного суда (Томская область)

Дело № 2-113/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Молчаново Томской области 18 сентября 2019 года

Молчановский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Дайнеко А.М.,

при секретаре судебного заседания Луговской О.Н.,

с участием:

старшего помощника Томского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю К. об обязании принять меры по согласованию эксплуатации несамоходного парома,

УСТАНОВИЛ:

Томский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю К. об обязании в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по согласованию эксплуатации несамоходного парома несамоходного парома «/___/) с Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (далее – ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей») и получить согласование эксплуатации несамоходного парома /___/.

Ссылаясь на пункт 419 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от /___//___/, и результаты проверки соблюдения требований законодательства о внутреннем водном транспорте, процессуальный истец полагает, что эксплуатация паромов на внутренних водных путях, используемых в целях судоходства, должна быть согласована с соответствующими бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по отношению к ответчику, привлечено ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей».

Старший помощник Томского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Ц. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, просил провести подготовку дела к судебному разбирательству и рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя.

Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Ответчик ИП К. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом по адресу его регистрации по месту жительства; направленная почтовая корреспонденция вернулась с отметкой «истёк срок хранения».

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

Согласно сведениям адресно-справочной службы УВМ УМВД России по /___/К. зарегистрирован по месту жительства по адресу: /___/.

Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», и в соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, отказ ответчика К. от получения почтовой корреспонденции, о чём свидетельствует возврат судебной повестки по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Лица, участвующие в деле, считаются получившими копии определения о принятии искового заявления (заявления) к производству и рассмотрении дела, если ко дню принятия решения суд располагает доказательствами вручения им соответствующих копий, направленных заказным письмом с уведомлением о вручении (часть первая статьи 113 ГПК РФ), а также в случаях, указанных в частях второй - четвертой статьи 116 ГПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе. Гражданин, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо несут риск последствий неполучения копии указанного определения по обстоятельствам, зависящим от них.

Не явившись в почтовое отделение, ответчик К. тем самым выразил свою волю на отказ от получения судебных повесток, что приравнивается к надлежащему извещению (ст. 117 ГПК РФ).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При таких обстоятельствах суд, в соответствии с требованиями ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, извещённых о месте и времени судебного заседания и просивших рассмотреть дело без их участия.

Заслушав мнение прокурора, исследовав представленные доказательства, а также заявление ответчика о признании исковых требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Пункт 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 62, как указано в его пункте 1, устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации (пункт 2).

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности (пункт 3).

Согласно п. 5 Технического регламента к объектам регулирования, кроме прочих, относятся: суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов.

В Приложении № 1 к техническому регламенту «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» содержится перечень объектов технического регулирования. К ним, в том числе, относятся: паромы речные (код ОКП 74 2610 6), суда сухогрузные несамоходные речные (код ОКП 74 2700 5), баржи сухогрузные несамоходные речные (код ОКП 74 2710 8), баржи-площадки, баржи-секции, баржи-составы несамоходные речные (код ОКП 74 2720 4), суда наливные несамоходные речные (код ОКП 74 2800 9), суда технические и вспомогательные несамоходные речные (код ОКП 74 2900 2), паромы несамоходные речные (код ОКП 74 2920 1).

Как следует из п. 417 Технического регламента, безопасность эксплуатации объектов регулирования, указанных в абзаце втором подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, на внутренних водных путях Российской Федерации обеспечивается установлением гарантированных габаритов судовых ходов, обозначенных навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом.

В соответствии с п. 419 Технического регламента возведение причалов, эксплуатация паромов, сооружение канатных паромных переправ и разводных наплавных мостов на внутренних водных путях, используемых в целях судоходства, должно быть согласовано с соответствующими бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Органом государственного управления на внутреннем водном транспорте на территории Обского бассейна является ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей».

Согласно сведениям из Государственного судового реестра ИП К. принадлежит на праве собственности: несамоходный паром /___/).

Как следует из материалов дела, ИП К. не согласовывал эксплуатацию используемого им парома с ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», и с заявлением о таком согласовании не обращался.

В соответствии со ст. 2 Кодекса Внутреннего водного транспорта Российской Федерации законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от /___/ № 24-ФЗ предусматривает, что судовладелец – гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании; судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Как следует из ч. 2 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей: содержание внутренних водных путей; пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения; диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей; организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте; государственный портовый контроль; государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов; дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов; выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях; выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение); иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.

Часть 1 ст. 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации указывает на то, что государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях (далее - государственный портовый контроль) осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей (далее - лица, осуществляющие государственный портовый контроль).

Согласно ч. 2 ст. 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Приказом Министерства России от 17.08.2012 № 314 утверждено Положение о капитане бассейна внутренних водных путей.

Согласно п.3 и п. 9 Положения капитан бассейна внутренних водных путей в своей деятельности руководствуется международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также настоящим положением.

Капитан бассейна внутренних водных путей осуществляет организацию государственного портового контроля, включающего проверку соблюдения на судах и иных плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и иных плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утверждён Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Пунктом 3 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта предусмотрено, что он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

В соответствии с п. 216 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.

Согласно п. 419 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта эксплуатация паромов на внутренних водных путях используемых в целях судоходства должна быть согласована с соответствующим бассейном органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В силу пункта 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о праве собственности на судно; свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о годности судна к плаванию; список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); судовое санитарное свидетельство; единая книга осмотра судна; свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; разрешение на судовую радиостанцию; свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна; свидетельство о классификации; мерительное свидетельство.

Согласно пункта 1.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от /___/ N 2 эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями ГОСТов.

Данными Правилами определены характеристики и техническое состояние судна и всех его элементов, которые должны соответствовать утвержденным проектам и документам, выданным Речным Регистром, удовлетворять требованиям правил Речного Регистра, Правил плавания по внутренним судоходным путям, правил перевозки отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций, санитарных правил для речных и озерных судов, Правил техники безопасности и производственной санитарии на судах речного флота, Правил пожарной безопасности на речном транспорте, Правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания средств радиосвязи и электрорадионавигации на речных судах.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.

Эксплуатация паромов на территории /___/ должна быть согласована судовладельцем с ФБУ «Администрация Обского БВП», действующей на основании утверждённого распоряжением Федерального агентства морского ти речного транспорта Устава от /___/

Согласно ответу на запрос ФБУ «Администрация Обского БВП» /___/ от /___/ ИП К. о согласовании эксплуатации паромов в ФБУ «Администрация Обского БВП» не обращался.

Таким образом, ИП К., как судовладелец не обеспечил безопасность судоходства.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учётом изложенного и принимая во внимание, что ответчик иск признал добровольно, признание иска выражает волю сторон, не противоречит требованиям закона, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, у суда имеются основания для принятия признания иска ответчика и вынесения решения в пользу истца удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-198 ГПК РФ, суд

решИЛ:

Исковое заявление Томского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю К. удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя К. в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по согласованию эксплуатации несамоходного парома /___/ с Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» и получить согласование эксплуатации несамоходного парома /___/.

Решение может быть обжаловано в апелляционном прядке в Томский областной суд через Молчановский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: А.М. Дайнеко

На момент размещения решение не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО

Судья Молчановского районного суда Томской области

________________А.М. Дайнеко