ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/19 от 31.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-113/2019г.

31 июля 2019 года Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Семеновой Е.А.,

при секретаре Пушиной А.Н.

с участием ст. пом. прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Коршуновой Е.А.(удостоверение № 270621 ), представителя 3-го лица Управления Росприроднадзора по УР Смирновой М.В. ( доверенность № 12 от 10 декабря 2018 года, сроком на 1 год) представителей ответчика Кручинина А.В. ( доверенность от 29 апреля 2019 года, сроком на 1 год), Григорьева В.М., Измайловой А.Р., Орловой Н.С. (доверенность от 24 июля 2019 года срок до 31.12.2019 г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО « Ува-молоко» о прекращении сброса сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс загрязняющих веществ,

УСТАНОВИЛ:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Ува-молоко» о прекращении сброса сточных вод, неочищенных до установленных нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс загрязняющих веществ в реку Ува через выпуск № 1, имеющего географические координаты 56°59?08,2?? северной широты и 52°09?20,8??восточной долготы, на расстоянии 43 км от устья водостока с правого берега с момента вступления решения суда в законную силу. Также просит взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом размере. Свои требования истец мотивировал тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности ООО «Ува-молоко» (далее - Общество) установлены нарушения федерального законодательства при сбросе сточных вод в реку Ува в Увинском районе Удмуртской Республики. Требования к охране водных объектов установлены Водным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, выполнять, предусмотренные Водным Кодексом РФ обязанности. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Статьями 34 и 39 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей стелы» (далее - Закон №7) установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с частями 1, 3, 4 ст.23 Закона №7 нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ могут устанавливаться лимиты и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

По результатам проверки в деятельности Общества установлены нарушения указанных требований федерального законодательства. Производственная площадка ООО «Ува-молоко» расположена по адресу: <адрес>. Водоснабжение указанной площадки осуществляется подземными пресными водами из трех скважин. Отведение хозяйственно бытовых и производственных сточных вод производится по внутренней сети производственно-бытовой канализации на очистные сооружения канализации Общества, после чего сточные воды через организованный выпуск № 1 сбрасываются в реку Ува на расстоянии 43 км от устья водостока в пос. Ува. Сброс сточных вод в р. Ува через организованный выпуск осуществляется ответчиком на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР 26.07.2016 № 321-с, сроком водопользования до 14.06.2021 года. Сброс сточных вод в реку Ува должен производиться Обществом при условии содержания в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых очистных и водоотводящих сооружений, связанных с использованием водного объекта. Сброс загрязняющих веществ в водный объект осуществляется Обществом на основании выданного Управлением Росприроднадзора по УР разрешения. Разрешением установлены нормативы допустимого сброса и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в р.Ува. В нарушение закона сброс сточных вод Обществом производится без надлежащего обезвреживания и очистки их от загрязняющих веществ. В 2016 году по результатам плановой проверки Общества, Управлением Росприроднадзора по УР установлено превышение нормативов загрязняющих веществ в сбрасываемых в р.Уву сточных водах. По указанному факту Общество привлечено к административной ответственности. В марте, июне и ноябре 2017 года по результатам административного расследования и внеплановых проверок Общества по выполнению предписания, Управлением вновь установлено превышение нормативов загрязняющих веществ в сбрасываемых в р.Ува сточных водах. По указанным фактам Общество привлечено к административной ответственности. В связи с использованием водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики 15.02.2018 Обществу выдано предупреждение о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом. Несмотря на это, Общество по-прежнему продолжило незаконный сброс в р.Ува неочищенных до установленных нормативов сточных вод. В июне 2018 года по результатам внеплановой проверки Общества Управлением установлено превышение нормативов загрязняющих веществ в сбрасываемых в р.Уву сточных водах. В результате сброса сточных вод с превышением нормативов и лимитов загрязняющих веществ установлено негативное воздействие на водный объект, состоящее в ухудшении качества реки воды ниже места сброса сточных вод по сравнению с качеством воды выше места сброса. Таким образом, Общество, осуществляя сброс сточных вод в реку Ува с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ, допускает нарушение требований к охране водных объектов. Общество имело достаточно времени для проведения работ и приобретения оборудования, необходимых и достаточных для надлежащего функционирования очистных сооружений и очистки сточных вод до установленных нормативов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что сброс сточных вод, не очищенных до установленных нормативов и лимитов, не вызван обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества при соблюдении им той степени осмотрительности и заботливости, какая требуется от него в целях соблюдения водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды. С учетом протоколов химического анализа природной воды реки Ува установлен факт негативного изменения качества окружающей среды в виде химических показателей природной воды названного поверхностного водного объекта в результате сброса сточных вод, а именно ухудшение качества природной воды в реке Ува в створе ниже выпуска сточных вод по сравнению с фоновым содержанием в контрольном створе выше по течению. Таким образом, установлено наличие негативного воздействия вследствие сброса сточных вод Обществом на качество природной воды в реке (ухудшение качества природной воды). Указанные выше данные химических анализов свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между действиями Общества и причиненным ухудшением качества воды в реке. Учитывая, что приостановлению подлежит деятельность, которая после устранения нарушений закона может быть возобновлена, то сброс сточных вод с превышением нормативов и лимитов может быть только прекращен, поскольку в силу закона к сбросу в водный объект разрешаются только очищенные до установленных нормативов стоки. Поскольку закон не допускает сброс стоков с превышением нормативов и лимитов загрязняющих веществ, указанное нарушение закона носит неустранимый характер, что является основанием для прекращения этой деятельности. Осуществляя на территории пос. Ува сброс сточных вод в реку Ува с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы и лимиты, Общество нарушает указанные требования федерального законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Ситуация, при которой в результате сброса сточных вод ухудшается качество воды в реке, Ува создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает неблагоприятную среду обитания человека. Допускаемые Обществом нарушения требований закона к охране водных объектов влекут нарушение права Российской Федерации как собственника водных объектов на их охрану, на предотвращение негативного воздействия на них при сбросе сточных вод.

Помощник прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Коршунова Е.А. заявленные требования поддержала, дополнительно пояснив, что ООО «Ува-молоко» осуществляет отведение сточных вод, образующихся в результате собственной хозяйственной и производственной деятельности в р. Ува через 1 организованный выпуск. Сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод после очистных сооружений ООО «Ува-молоко» осуществляется в р. Ува на расстоянии 43 км от устья водотока, с правого берега. Сброс сточных вод ООО «Ува-молоко» осуществляет на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование № 321-с, зарегистрировано в государственном водном реестре. Срок водопользования установлен до 14.06.2021 года. Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу п.2 ст.3 Водного Кодекса РФ в Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Приказом Камского БВУ от 14.06.2016 Обществу утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, сроком действия до 14.06.2021. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий (ООО «Ува-молоко» объект 1 категории), до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения. Так, выданное ответчику разрешение № 326 действует до 26.07.2020 года. Указанным разрешением установлены лимиты по трем веществам. В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 2 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты Разрешениями на сброс загрязняющих веществ в водный объект и микроорганизмов в водный объект устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в р. Ува при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты. Таким образом, одним из требований в области охраны водных объектов предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности является условие по соблюдению разрешенного сброса загрязняющих веществ, установленного Разрешением на сброс, а именно допустимой концентрации вещества на выпуске сточных вод, а также соблюдение нормативов допустимого сброса. Предприятием ООО «Ува-молоко» данные нормативы были неоднократно нарушены. ООО «Ува-молоко» представлены Протоколы результатов испытаний сточных вод, сбрасываемых в р. Ува и природной воды в фоновом и контрольном створах за 1-2 кварталы 2019 года. Также, из отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ представлена отчетность ООО «Ува-молоко» по результатам учета объема сброса сточных вод и показателей их качества за 1-2 кварталы 2019 года. Анализ протоколов испытаний сточной воды, сбрасываемой ООО «Ува- молоко» в р. Ува в 1 квартале 2019 года, относительно допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах норматива допустимого сброса, согласно Разрешения № 312 от 06.12.2018 года на сброс загрязняющих веществ в водный объект и микроорганизмов в водный объект, выявил превышения над допустимой концентрацией загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса по девяти веществам в разы выше над установленными нормативами. Анализ результатов исследований проб природных поверхностных вод реки Ува за январь 2019 года выявил наличие негативного влияния сточных вод ООО «Ува-молоко» на окружающую среду. Анализ превышения норм подробно приведен и представлен в материалах дела. Кроме того, в 1 квартале 2019 года ООО «Ува-молоко» осуществило сброс сточных вод в р. Ува с превышением нормативов допустимого сброса по хлоридам в 1,3 раза. То есть, нарушение у предприятия в части сброса как имели место быть на момент подачи иска, так и продолжаются до настоящего времени, выявлено негативное влияние на водный объект по результатам анализов за январь, март и май 2019 года, а также по результатам административного расследования за июнь 2019 года. Негативное влияние на водный объект оказано. Вред согласно методике по расчету вреда причинен, рассчитан только по одному веществу, но он незначительный. В данном случае речь идет не о вреде, а об угрозе причинения вреда. Наличие вреда для удовлетворения заявленных требований необязательно. Основанием для запрещения деятельности является также опасность причинения вреда окружающей среде в будущем.

Представитель Управления Росприроднадзора по УР Смирнова М.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что на сегодняшний день, согласно материалам проверок, проведенным в 2018 году установлено, что ООО «Ува-молоко» допускало сброс сточных вод с превышением установленных нормативов и лимитов. По административному расследованию, проведенному в июне 2019 года также установлено, что имеется превышение как допустимой концентрации, так и массы сброса по хлоридам. В настоящее время проводится плановая проверка предприятия, были отобраны пробы воды, однако на сегодняшний день результатов проверки пока не имеется.

Представитель ответчика Орлова Н.С., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в разрешительных документах, утвержденных Камским БВУ, кроме концентрации веществ, указана масса загрязняющего вещества. Настаивает, что нормативом допустимого сброса является масса сбрасываемого вещества, поступающего со сточными водами, а не концентрация в одном литре воды сточной воды. Концентрация- это показатель, которой необходим для расчета массы загрязняющего вещества в объеме сбросов. Кроме того, сброс сточных вод предприятием производится не в том объеме, который заявлен в решении на предоставление водного объекта в пользование, фактически сбрасывается воды меньше, и при концентрации, которая выявлена в рамках государственного контроля, получается, что масса загрязняющего вещества помесячно соответствует тем показателям, которые отражены в разрешительной документации, то есть на сегодняшний день нормативно допустимые сбросы не превышены. Не оспаривает, что было небольшое превышение массы по хлоридам, по иным веществам превышение массы не выявлено. Незначительные превышения концентрации единичных загрязняющих веществ не причиняют вред водному объекту. В 2019 году ООО «Ува-молоко» к административной ответственности привлечено не было. Согласно представленному в материалы дела заключению, негативное воздействие на окружающую среду не оказано. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика Григорьев В.М., действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснил, что к условиям водопользования относится и масса допустимого сброса, и концентрация, место и способ сброса. Предприятием действительно иногда допускается нарушение такого параметра как концентрация допустимого сброса загрязняющих веществ, однако в нормативе допустимого сброса ООО «Ува-молоко» и в лимитах установлена масса допустимого сброса загрязняющих веществ и на данный момент предприятие не превышает массу допустимого сброса загрязняющих веществ, следовательно, не нарушаются условия водопользования. Вред водному объекту не причиняется. Общество продолжает в соответствии с планом снижения сбросов до 2021 года улучшать качество работы очистных сооружений.

Представитель ответчика Измайлова А.Р., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что нормативы допустимого сброса разрабатываются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России № 333 от 17.12.2007 года и п.1 этих указаний установлено, что нормативы допустимого сброса веществ это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйствующей и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов. При соблюдении этих нормативов обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. А нормативы качества окружающей среды это предельно допустимые концентрации для водоемов рыбохозяйственного значения. На сегодняшний день ООО «Ува-молоко» достигает предельно допустимой концентрации для водоемов рыбохозяйственного назначения. Никакого вреда ни водному объекту, ни окружающей среде со стороны предприятия не причиняется. Таким образом, в настоящее время требования прокурора выполнены в полном объеме, сброс недостаточно очищенных сточных вод прекращен.

Представитель ответчика Кручинин А.В. действующий на основании доверенности иск не признал, пояснил, что требование истца направлено на будущее, прокурором не оспаривается, что вред водному объекту не причинен, но в будущем он может возникнуть. С 01 января 2019 года правовое регулирование в части установления и исполнения требований нормативов допустимых сбросов для предприятий 1 категории, к которой относится и ООО «Ува-молоко» существенно изменилось. В частности в случае невозможности выполнения нормативов, норматив определяется по фактическим показателям, при этом в соответствии с п.1 ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов предприятие обязано утвердить программу повышения экологической эффективности. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.07.2017 года № 225-ФЗ, планы снижения сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, разработанные до дня вступления в силу настоящего федерального закона |(1 января 2019 года), действуют до окончания срока их действия, то есть применительно к ООО «Ува-молоко» до 2021 года и признаются программами повышения экологической эффективности. То есть закон автоматически перевел этот план в программу повышения экологической эффективности. В материалах дела имеется согласованный с Управлением Росприроднадзора по УР и Администрацией МО «Увинский район» план ООО «Ува-молоко» снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов на 2017-2021 год. В силу прямого указания закона указанный план является программой повышения экологической эффективности. Установленные в плане показатели не превышаются, напротив, они ниже даже с точки зрения концентрации. Таким образом, отсутствуют установленные законом основания для удовлетворения требований прокурора.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона N 7 от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовые основы использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), в соответствии с которым водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также соблюдать нормативы качества окружающей среды, обезвреживать сбросы загрязняющих веществ и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона№ 7-ФЗ Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии со ст. 21 указанного закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

ООО « Ува-молоко» ( далее по тексту Общество) занимается деятельностью по заготовке, производству, переработке сельскохозяйственной продукции ( п.2.4 Устава Общества).

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики выдано Обществу разрешение о предоставлении водного объекта в пользование от 20 июля 2016 года № 321-с, цель использования водного объекта для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод. Сброс разрешено осуществлять в реку Ува на расстоянии 43 км от устья водотока с правого берега, географические координаты места выпуска 56°59?08,2?? северной широты и 52°09?20,8??восточной долготы, на западной окраине пос. Ува МО « Увинский район» УР. В данном разрешении определено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, которое не должно превышать значения в соответствии с нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденными приказом Камского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов от 14.06.2016 г. № 178. Указано 21 наименование загрязняющих веществ. Сброс иных веществ, кроме указанных в разрешении запрещен. Срок водопользования установлен до 14 июня 2021 года

8 ноября 2017 года Обществом получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект ( за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект за № 264 сроком по 8 ноября 2018 года. Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу указано в приложении № 1, а также лимиты на сброс по 8 веществам.

6 ноября 2018 года Обществу выдано Разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект за № 312, срок с 6 декабря 2018 года по 6 декабря 2019 года. Лимиты установлены не были. Общество обжаловало в АС УР указанное разрешение в части не включения хлоридов, фосфатов, нефтепродуктов, меди в перечень разрешенных к сбросу загрязняющих веществ в пределах установленного лимита. 10 июня 2019 года в удовлетворении заявления Обществу было отказано.

26 июля 2019 года Обществу выдано Разрешение на сброс веществ ( за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект № 326, сроком по 26.07.2020 г., по трем веществам разрешен сброс в пределах установленного лимита ( хлориды,нефтепродукты, медь).

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ( в редакции, действовавшей на день подачи иска) сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу п.2 ст.3 Водного Кодекса РФ в Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Приказом Камского БВУ от 14.06.2016 Обществу утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, сроком действия до 14.06.2021. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий (ООО «Ува-молоко» объект 1 категории), до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения. Так, выданное ответчику разрешение № 326 действует до 26.07.2020 года. Указанным разрешением установлены лимиты по трем веществам. Выданное разрешение не противоречит ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ) :1. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. 2. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.

До 01.01.2019 лимиты на выбросы и сбросы признаются временно разрешенными, указанными в п. 4 ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ, а планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в п. 11 ст. 16.3 указанного закона.

Довод представителя ответчика, что нормативом для Общества является фактический показатель, судом не принимается.

В своей деятельности Общество должно руководствоваться как нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ, так и установленными лимитами, которые установлены на определенный срок.

С 11.07.2016 г. по 2.09.2016 г. специалистами Управления Росприроднадзора по УР проведена плановая проверка Общества. Установлено, что Общество осуществляет сброс загрязняющих веществ в отсутствии разрешения на сброс, срок выданного ранее разрешения истек 29.04.2016 года, а также с превышением установленных нормативов загрязняющих веществ в сбросах сточных вод в р. Ува. Общество привлечено к административной ответственности. Выдано предписание от 2 сентября 2016 года о недопущении сброса сточных вод в водный объект с превышением установленных нормативов, срок выполнения 1.06.2017 года.

На основании Акта проверки от 29 июня 2017 года Обществу вновь выдано предписание Управлением Росприроднадзора по УР о недопущении сброса сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса, срок выполнения 1.10.2017 г. За неисполнение Обществом предписания от 2.09.2016 г. привлечено к административной ответственности на основании постановления мирового судьи судебного участка № 1 Увинского района, оставленного в силе решением Увинского районного суда от 11.09.2017 г. 2 августа 2017 года Общество привлечено к административной ответственности за нарушение условий водопользования. Постановление оставлено без изменения решением Увинского районного суда от 22.11.2017 г.

С целью проверки исполнения предписания Управления Росприроднадзора по УР от 29 июня 2017 года была вновь проведена проверка Общества, согласно Акту от 20 ноября 2017 года предписание не выполнено. За указанное нарушение 19 декабря 2017 года Общество привлечено к административной ответственности на основании постановления мирового судьи судебного участка № 1 Увинского района, оставленного в силе решением Увинского районного суда от 1 марта 2018 года. Обществу вновь выдано предписание Управлением Росприроднадзора по УР от 20 ноября 2017 года о недопущении сброса сточных вод с превышением установленных нормативов. Срок установлен до 1.06.2018 года.

15 февраля 2018 года Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Обществу вынесено Предупреждение о предъявлении требования о прекращении права пользования водных объектом в связи с использованием Обществом водного объекта с нарушением законодательства РФ, а именно сброс сточных вод в реку Ува с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.

С 4 июня 2018 г. по 29.06.2018 г. проведена внеплановая выездная проверка специалистами Росприроднадзора по УР по выполнению Обществом предписания от 20.11.2017 г., с привлечением экспертной организации ФГБУ « ЦЛАТИ по ПФО». По результатам проверки Обществу выдано предписание от 29 июня 2018 года, срок выполнения указан 1.10.2018 г. 3 августа 2018 года Общество привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания от 20.11.2017 г. на основании постановления мирового судьи судебного участка № 1, оставленного без изменения решением Увинского районного суда от 24 сентября 2018 года. Управлением Росприроднадзора по УР выдано Обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не устранение Обществом выявленных в ходе проверок специалистами Управления Росприроднадзора по УР нарушений послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела, Управлением Росприроднадзора по УР проведена была проверка по выполнению предписания от 29 июня 2018 года, в результате которой установлено, что в установленный в предписании срок Общество не выполнило предписание, вновь допустило сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса. 28 декабря 2018 года Общество привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания.

Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд УР о признании незаконным предписания от 29 июня 2018 года. Решением Арбитражного суда УР от 28 марта 2019 года в удовлетворении иска отказано. Постановлением семнадцатого Арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.

На основании информации, поступившей из Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры, Управлением Росприроднадзора по УР5 июня 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Общества в связи со сбросом сточных вод в водный объект без надлежащей очистки. В рамках административного расследования проведена экспертиза, в результате исследования проб сточных вод ООО «Ува-молоко» выявлено превышение нормативных значений по 8 веществам. Анализ результатов исследования проб природной поверхности воды р. Ува выявил наличие негативного влияния сточных вод на окружающую среду, по сравнению с фоновой точкой (выше выпуска сточных вод) в контрольной точке отбора ( ниже выпуска сточных вод) увеличено содержание по 4 веществам.

Из представленных суду материалов следует, что нарушение природоохранного, водного законодательства Обществом допускалось как до обращения прокурора в суд, так и продолжается в период рассмотрения дела в суде, доказательств обратному сторона ответчика суду не представила.

Доводы представителей ответчика о том, что неправильно определяется превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, а именно превышение загрязняющих веществ, поступивших со сточными водами определяется превышением массы загрязняющего вещества, а не его концентрации в одном литре воды, не нашли своего подтверждения и опровергаются вступившими в законную силу судебными актами. В своих возражениях представитель ответчика указывает, что Обществом допускалось незначительное превышение концентрации загрязняющего вещества, расчет произведен по их показателям, не может повлиять на качество воды в р. Ува и причинить водному объекту вред в виде деградации, истощения, гибели биологических ресурсов. Данные выводы безосновательны, по мнению суда, основаны на заключении специалистов ФГБОУ ВО « СамГТУ». Согласно заключению специалистов они приняли во внимание фоновое состояние воды в водном объекте согласно разрешению «очень грязная», также установили незначительное превышение концентрации некоторых загрязняющих веществ на выпуске и ниже сброса и сделали вывод, что данные превышения концентрации загрязняющих веществ не может оказать негативного изменения реки. Само по себе превышение установленных нормативов и лимитов, является нарушением законодательства, Обществу выданы разрешения устанавливающие нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ, в силу того, что введены очистные сооружения на предприятии, разработан план снижения сбросов загрязняющих веществ до 2021 года, Обществу установлены также лимиты на сброс по некоторым веществам, которые превышают установленные нормативы сброса. Общество при сбросе в водный объект загрязняющих веществ не должно превышать установленные нормативы и лимиты, превышение допустимых показателей уже является нарушением действующего законодательства об охране окружающей среды.

Нарушение природоохранного, водного законодательства подтверждено принятыми решениями судебных органов о привлечении Общества к административной ответственности за неисполнение предписаний контролирующего органа Управления Росприроднадзора в установленные в предписаниях сроки. Довод ответчика, что введены в действия высокотехнологичные очистные сооружения, не является основанием для освобождения от обязанности производить сброс сточных вод по нормативам и установленным лимитам.

На день рассмотрения спора нормативы действуют, лимиты установлены. Общество обязано соблюдать установленные Разрешениями нормативы и лимиты.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ 1.Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

В соответствии с разъяснения постановления Пленума ВС РФ от 30 ноября 2017 г. N 49 « О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» п.24. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).

Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.

Ответчик длительное время, с 2016 года и по день рассмотрения дела, нарушает действующее законодательство об охране окружающей среды, водное законодательств, осуществляет производственную деятельность с нарушением сброса загрязняющих веществ в водный объект, а именно с превышением установленных нормативов и лимитов на сброс, что оказывает негативное воздействие на водный объект, т.е. ухудшение качества реки воды ниже места сброса сточных вод по сравнению с качеством воды выше места сброса. Таким образом, Общество, осуществляя сброс сточных вод в реку Ува с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ и лимитов, допускает нарушение требований к охране водных объектов.

Учитывая, что приостановлению подлежит деятельность, которая после устранения нарушений закона может быть возобновлена, то сброс сточных вод с превышением нормативов и лимитов может быть только прекращен, поскольку в силу закона к сбросу в водный объект разрешаются только очищенные до установленных нормативов стоки. Поскольку закон не допускает сброс стоков с превышением нормативов и лимитов загрязняющих веществ ( временно разрешенные сбросы), указанное нарушение закона носит неустранимый характер, что является основанием для прекращения этой деятельности. Осуществляя на территории пос. Ува сброс сточных вод в реку Ува с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы и лимиты, Общество нарушает указанные требования федерального законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Допускаемые Обществом нарушения требований закона к охране водных объектов влекут нарушение права Российской Федерации как собственника водных объектов на их охрану, на предотвращение негативного воздействия на них при сбросе сточных вод. Иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взыскать госпошлину в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать ООО «Ува-молоко» прекратить сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс загрязняющих веществ в реку Ува через выпуск № 1, на расстоянии 43 км от устья водотока с правого берега с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Ува-молоко» в доход местного бюджета госпошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Ленинский районный суд г. Ижевска УР в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2019 года.

Судья Семенова Е.А.