ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/2017 от 10.01.2017 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 января 2017 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Заболотной Н.Н.,

при секретаре ФИО3,

с участием истца – ФИО1,

прокурора – ФИО4,

представителя ответчика – Администрации <адрес>ФИО6,

представителя ответчика Министерства финансов Республики ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерству финансов Республики Крым, третье лицо – Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, понуждении обеспечить финансирование, -

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> обратился в Центральный районный суд <адрес> с иском в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, Совету Министров Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, мотивируя свои требования следующим. В прокуратуру города поступило обращение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, о нарушении его права на получение жилья. В ходе проверки выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации <адрес> Республики Крым и установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, лишенным родительского попечения, так как решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его мать была лишена родительских прав. Сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что после окончания срока пребывания в государственном интернатном учреждении ФИО1 обеспечивается жильем. ФИО1 проживает в ГБСУ РК «Центр социально-психологической помощи и временного содержания для детей и молодежи» по адресу: <адрес>. Иного места жительства и регистрации он не имеет, средств для приобретения собственного жилья либо аренды не имеет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его номер внеочередной очереди среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, а также лиц из их числа – 64. Таким образом, непредставление ФИО1 жилого помещения нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации права несовершеннолетнего на жилье. На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения, а также обязать Совет министров Республики Крым обеспечить администрацию <адрес> финансовыми средствами, необходимыми для предоставления жилого помещения ФИО1

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству прокурора ответчик - Совет Министров Республики Крым заменен на ответчиков - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица – МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым.

В судебном заседании прокурор <адрес>ФИО4 просила исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям, обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25м2 общей площади жилого помещения. Министерство финансов Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обязать обеспечить финансирование.

Истец ФИО1 – в судебном заседании просил исковое заявление удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации <адрес>ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика – Министерства финансов Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в части требований к Министерству финансов Республики Крым, пояснила, что отношения, связанные с организацией предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением предусмотрены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в <адрес>». Согласно статье 9 Закона -ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Механизм расходования субвенций в 2016 году из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений регламентирован Порядком расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в <адрес> осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования. Условия предоставления субвенции установлены пунктом 6 Порядка . Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обращается с соответствующей заявкой на перечисление субвенции в Министерство финансов Республики Крым в рамках предусмотренной Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О бюджете Республики Крым на 2016 год» субсидии. Следует отметить, что заявка на перечисление субвенции для финансирования расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не содержит данных о лицах, нуждающихся в предоставлении социального жилья. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с указанным Порядком и соглашением, заключенным между Министерствами образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> (п. 8 Порядка ). Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 9 Порядка ). Пунктом 11 Порядка установлено, что финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на 2016 год из федерального бюджета.

Представитель ответчика – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных пояснениях просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку предоставление ФИО7 жилого помещения вне указанной очередности неминуемо приведет к нарушению жилищных прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель третьего лица – МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.

Судом установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, лишенным родительского попечения, так как решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его мать лишена родительских прав. Сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери.

Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что после окончания срока пребывания в государственном интернатном учреждении ФИО1 обеспечивается жильем.

ФИО1 проживает в ГБСУ РК «Центр социально-психологической помощи и временного содержания для детей и молодежи» по адресу: <адрес>. иного места жительства и регистрации не имеет, средств для приобретения собственного жилья либо аренды не имеет.

Из ходатайства Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым следует, что номер очереди ФИО1 среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, а также лиц из их числа – 63.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии - с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗРК/20 14 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Ответчики не оспаривают само право истца на получение такого жилья, однако считают, что данное право подлежит реализации в порядке очереди и при наличии бюджетных ассигнований.

При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Следовательно, с момента обращения истца с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав истца, которые подлежат восстановлению путем удовлетворения требований о понуждении администрации <адрес> Республики Крым предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>.

В связи с тем, что финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым из федерального бюджета, оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении Министерства финансов Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обеспечить Администрацию <адрес> финансовыми средствами, необходимыми для предоставления жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, третье лицо Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, понуждении обеспечить финансирование – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25м2 общей площади жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Заболотная Н.Н.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.