ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/2021 от 24.02.2021 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-113/2021; УИД: 42RS0010-01-2020-002793-98

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселёвский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Дягилевой И.Н.

при секретаре Стучилиной Е.А.,

с участием

представителя истца – ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

24 февраля 2021 года

гражданское дело по иску ФИО3 к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании незаконно списанных со счёта денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании незаконно списанных со счёта денежных средств.

Требования мотивировала тем, что она является клиентом ПАО «Сбербанк», держателем лицевого счета .

Проверяя состояние текущего счета она обнаружила, что с данного счета производились списания денежных средств без ее согласия, каких-либо платежных операций не производила.

Согласно выписке со счета за период с 01.05.2020 по 01.06.2020 без ее ведома осуществлен перевод средств на сумму 66000 рублей.

Таким образом, списание денежных средств со счета истца стало возможным в результате не обеспечения ответчиком технической защищенности индивидуальной банковской карты истца.

По факту списания денежных средств со счета истца по карте, ею было написано заявление в Отдел полиции Афонино ОМВД России по г. Киселевску, материал проверки по ее заявлению направлен в для проверки и принятия решения в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ (сообщение о преступлении).

При совершении операций с банковской картой, проводимых через банкомат, возможность распоряжения денежными средствами является предъявление подлинной карты и введение пин-кода.

Принимая во внимание, что спорные правоотношения сложились между ней, как потребителем, использующим банковскую услугу для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и ответчиком, оказывающим эту услугу, к данным правоотношениям подлежит применению Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Таким образом, ущерб причиненный ей, следствие незаконного списания денежных средств в размере 66000 рублей, возникший в результате не обеспечения ответчиком технической защищенности индивидуальной банковской карты истца подлежит возмещению в полном объеме.

Также считает, что ответчиком причинен ей моральный вред, который она оценивает в 20 000 рублей.

С учетом уточненных исковых требований, просит взыскать с ПАО «Сбербанк России» в свою пользу незаконно списанные со счета денежные средства в сумме 65 920 рублей, компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием своего представителя.

Представитель истца ФИО3 – ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «Сбербанк России» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Банк, действуя добросовестно и разумно, на основании заключенного с ФИО4 договора, после проведения всех необходимых действий по идентификации и аутентификации Клиента, проверки правильности заполнения реквизитов документов, произвел перевод денежных средств со вклада Клиента и их снятие со счета карты.

25.03.2010 ФИО3 обратилась в ПАО Сбербанк за получением дебетовой карты ПАО Сбербанк <данные изъяты>. Банк свои обязательства исполнил, истцу был открыт счет карты и была выдана банковская карта (в настоящее время карта <данные изъяты>).

10.03.2016 ФИО4 обратилась в Банк с заявлением на банковское обслуживание, одновременно указав на выдачу дебетовой карты ПАО Сбербанк <данные изъяты> и открытии счета карты . Данное заявление подтверждает подключение услуги «Мобильный банк» к номеру телефона истца .

25.04.2019 между ПАО Сбербанк и ФИО4 был заключен договор о вкладе, сумма вклада – 64 000 руб., сроком до 25.05.2019 с автоматической пролонгацией. На дату совершения спорных операций действовала редакция ДБО от 28.03.2020, согласно которой с использованием Карты Клиент получает возможность совершать определенные договором банковского обслуживания операции по своим Счетам Карт, Счетам, вкладам и другим продуктам в Банке через Удаленные каналы обслуживания. Доступ Клиента к услугам Системы «Сбербанк Онлайн» (далее - система СБОЛ) осуществляется при условии его успешной Идентификации на основании ФИО5 (Идентификатора пользователя) и/или Биометрических персональных данных Клиента и Аутентификации на основании Постоянного пароля и/или Одноразового пароля».

Таким образом, получение первоначального доступа в систему «Сбербанк Онлайн» возможно только при одновременном наличии у лица: данных о номере карты, и кода- подтверждения (который приходит в виде смс-сообщения на номер также телефона клиента). Для подтверждения операции в системе «Сбербанк Онлайн» (получение кредита, перевода денежных средств и т.п.) также необходимо, чтобы телефон находился в распоряжении лица, осуществляющего операцию.

11.05.2020 в 13:49:06 (МСК) был осуществлен вход в систему «Сбербанк Онлайн». Для входа в личный кабинет системы «Сбербанк Онлайн» были использованы персональные средства доступа, полученные по банковской карте Клиента <данные изъяты>, и введен одноразовый SMS-пароль (), направленный на телефонный номер , подключенный к услуге «Мобильный банк». 11.05.2020 в 13:51:08 (МСК) в личном кабинете Клиента системы «Сбербанк Онлайн» совершена безналичная операция перевода денежных средств со вклада Клиента Сохраняй на банковскую карту Клиента <данные изъяты> в сумме 66 430,29 рублей с последующим закрытием вклада, что подтверждается протоколом проведения операции в системе «Сбербанк Онлайн». При совершении перевода денежных средств между своими счетами одноразовый пароль не направлялся, т.к. операция, совершаемая между своими счетами, не требует дополнительного подтверждения паролем. Банк надлежащим образом выполнил распоряжение на перевод денежных средств, о чем клиенту на номер телефона было направлено соответствующее сообщение (статус доставлено). Далее 11.05.2020 в 13:51:56 (МСК) в личном кабинете Клиента системы «Сбербанк Онлайн» совершена безналичная операция перевода денежных средств со счета <данные изъяты> на кредитную карту Клиента <данные изъяты> в сумме 66 000 руб. При совершении перевода денежных средств между своими счетами одноразовый пароль не направлялся, т.к. операция, совершаемая между своими счетами, не требует дополнительного подтверждения паролем. Банк надлежащим образом выполнил распоряжение на перевод денежных средств, о чем клиенту на номер телефона было направлено соответствующее сообщение (статус доставлено). 11.05.2020 в 15:07:21 (МСК) через банкомат совершена операция по снятию наличных денежных средств в сумме 64 000 рублей (с комиссией 1 920 руб.).

Вышеуказанные спорные операции также подтверждаются отчетом по счету карты <данные изъяты>, выпиской по счетам клиента, Журналом операций по системе «Сбербанк онлайн», отчетом по счету кредитной карты.

В связи с тем, что идентификация и аутентификация Истца по оспариваемым операциям была пройдена, Банк правомерно исполнил распоряжения Клиента как направленные уполномоченным лицом, то есть Банк действовал по распоряжению клиента во исполнение Условий договора и действующего законодательства. У банка, в таком случае, отсутствуют и автоматически исключаются какие-либо основания контролировать действия держателя по распоряжению своими финансами.

Клиент несет ответственность за последствия, наступившие в результате невыполнения либо ненадлежащего выполнения им условий ДБО, в частности предоставления третьим лицам доступа/разглашения своего идентификатора, паролей и кодов, используемых для совершения операций в системах Банка. При соблюдении правил информационной безопасности клиентом невозможен несанкционированный перевод денежных средств, поскольку указанный запрос на перевод непосредственно связан с номером телефона, персональными данными, доступными исключительно владельцу счета и карты (логин, пароль), и личностью клиента.

Считает, что, приведенные факты свидетельствуют об отсутствии вины Банка в причинении убытков Клиенту, причинно-следственной связи между действиями Банка по исполнению спорных операций по счету Клиента и возникновением у Клиента убытков. Просит в удовлетворении иска ФИО3 отказать в полном объеме.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно ст. 847 ГК РФ права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и иными способами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и других средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В соответствии со ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Пунктом 1 ст. 854 ГК РФ предусмотрено, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

На основании ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (п. 4).

В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции (п. 11).

В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (п. 13).

В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента (п. 14).

На отношения по ведению банковского счета, обслуживание банковских карт, стороной которого является гражданин, использующий услугу в личных целях, распространяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В судебном заседании установлено, что 25.03.2010 ФИО3 обратилась в ПАО Сбербанк за получением дебетовой карты ПАО Сбербанк <данные изъяты> Банк свои обязательства исполнил, ФИО3 был открыт счет карты и была выдана банковская карта (в настоящее время карта <данные изъяты>).

10.03.2016 ФИО4 обратилась в Банк с заявлением на банковское обслуживание, одновременно указав на выдачу дебетовой карты ПАО Сбербанк <данные изъяты> и открытии счета карты . Данное заявление подтверждает подключение услуги «Мобильный банк» к номеру телефона ФИО3 .

25.04.2019 между ПАО Сбербанк и ФИО4 был заключен договор о вкладе, сумма вклада - 64000 руб., сроком до 25.05.2019 с автоматической пролонгацией.

11.05.2020 в 13:49:06 (МСК) был осуществлен вход в систему «Сбербанк Онлайн». Для входа в личный кабинет системы «Сбербанк Онлайн» были использованы персональные средства доступа, полученные по банковской карте Клиента <данные изъяты>, и введен одноразовый SMS-пароль (), направленный на телефонный номер , подключенный к услуге «Мобильный банк».

11.05.2020 в 13:51:08 (МСК) в личном кабинете Клиента системы «Сбербанк Онлайн» совершена безналичная операция перевода денежных средств со вклада Клиента Сохраняй на банковскую карту Клиента <данные изъяты> в сумме 66 430,29 рублей с последующим закрытием вклада, что подтверждается протоколом проведения операции в системе «Сбербанк Онлайн».

11.05.2020 в 13:51:56 (МСК) в личном кабинете Клиента системы «Сбербанк Онлайн» совершена безналичная операция перевода денежных средств со счета <данные изъяты> на кредитную карту Клиента <данные изъяты> в сумме 66 000 руб., что подтверждается протоколом проведения операции в системе «Сбербанк Онлайн».

11.05.2020 в 15:07:21 (МСК) через банкомат совершена операция по снятию наличных денежных средств в сумме 64 000 рублей (с комиссией 1 920 руб.).

О проведении данных операций ФИО3 было сообщено смс-сообщениями на номер ее мобильного телефона, подключенный к услуге "Мобильный Банк", что подтверждено сведениями банка. Вышеуказанные операции также подтверждаются отчетом по счету карты <данные изъяты> (Приложение №10), выпиской по счетам клиента (Приложение №11), Журналом операций по системе «Сбербанк онлайн» (Приложение №12), отчетом по счету кредитной карты (Приложение №13).

По факту списания денежных средств со счета по карте, ФИО3 было написано заявление в Отдел полиции Афонино ОМВД России по г. Киселевску, материал проверки по заявлению ФИО3 направлен для проверки и принятия решения в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ (сообщение о преступлении).

ФИО3 обратилась в Сбербанк с требованием о возврате денежных средств. В ходе проверки, проведенной банком, установлено, что все операции были совершены с использованием персональных средств доступа клиента, ответчик оснований для возмещения истцу денежных средств за счет банка не усмотрел.

В соответствии с п.п. 1.1. Условий банковского обслуживания надлежащим образом, заключенным между клиентом и Банком ДБО будет считаться заполненное и подписанное клиентом Заявление на банковское обслуживание в совокупности с Условиями банковского обслуживания. В заявлении на заключение договора банковского обслуживания от 10.03.2016, собственноручно подписанном ФИО3, указано, что клиент:

- ознакомлен, согласен и обязуется выполнять Условия банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк, Тарифы, Памятку держателя карт, Руководство по использованию «Мобильного банка» и «Сбербанк Онлайн»;

- согласен, что настоящее заявление в совокупности с Условиями банковского обслуживания является заключенным между клиентом и Банком Договором Банковского обслуживания;

- согласен на подписание документов в электронном виде в соответствии с Правилами электронного взаимодействия, являющимися неотъемлемой частью ДБО.

Пунктом 1.2. установлено, что ДБО считается заключенным с момента получения Банком лично от клиента Заявления на банковское обслуживание на бумажном носителе по форме, установленной Банком, подписанного собственноручной подписью Клиента.

На дату совершения спорных операций действовала редакция ДБО от 28.03.2020 (Приложение №5), согласно которой с использованием Карты Клиент получает возможность совершать определенные договором банковского обслуживания операции по своим Счетам Карт, Счетам, вкладам и другим продуктам в Банке через Удаленные каналы обслуживания, согласно пункта 1.10 Условий банковского обслуживания.

Система «Сбербанк Онлайн» (п.3.2. Приложения №1 Условий) - автоматизированная защищенная система дистанционного обслуживания Клиента через официальный сайт Банка в сети Интернет, а также мобильные приложения банка, обеспечивающая:

- возможность совершения клиентом операций по счетам карт и иным счетам, открытым в банке, а также оказания Клиенту иных финансовых услуг;

- доступ к информации о своих счетах карт и других приобретенных банковских услугах;

- возможность совершения действий по получению от Банка, формированию, направлению в Банк электронных документов, а также по подписанию электронных документов аналогом собственноручной подписи Клиента.

Согласно п. 3.7 Приложения №1 к ДБО о порядке предоставления ПАО Сбербанк услуг через удаленные каналы обслуживания:

«Доступ Клиента к услугам Системы «Сбербанк Онлайн» (далее - система СБОЛ) осуществляется при условии его успешной Идентификации на основании ФИО5 (Идентификатора пользователя) и/или Биометрических персональных данных Клиента и Аутентификации на основании Постоянного пароля и/или Одноразового пароля».

Таким образом, получение первоначального доступа в систему «Сбербанк Онлайн» возможно только при одновременном наличии у лица: данных о номере карты, и кода- подтверждения (который приходит в виде смс-сообщения на номер также телефона клиента). Для подтверждения операции в системе «Сбербанк Онлайн» (получение кредита, перевода денежных средств и т.п.) также необходимо, чтобы телефон находился в распоряжении лица, осуществляющего операцию.

Кроме того, в пункте 3.8., 3.9 Порядка предоставления ПАО Сбербанк услуг через удаленные каналы обслуживания, являющегося приложением к Условиям банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк, указано, что аналогом собственноручной подписи Клиента, используемым для целей подписания Электронных документов в Системе «Сбербанк Онлайн», является Одноразовый пароль/ нажатие кнопки «Подтверждаю». Электронные документы, в том числе договоры и заявления, подписанные с использованием аналога собственноручной подписи/ простой электронной подписью, признаются Банком и клиентом равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, и могут служить доказательством в суде. Указанные документы являются основанием для проведения операций Банком и совершения иных действий (сделок). Сделки, заключенные путем передачи в Банк распоряжений клиента, подтвержденных с применением средств идентификации и аутентификации клиента, предусмотренных договором банковского обслуживания, удовлетворяют требованиям совершения сделок в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством, и влекут последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершенных при физическом присутствии лица, совершающего сделку.

В силу положений ст. 848 ГК РФ Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное. Согласно ч.1 ст.854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется Банком на основании распоряжения клиента.

Согласно пункту 4.9. Условий банковского обслуживания операции по перечислению (списанию) денежных средств со счетов/вкладов Клиента осуществляются исключительно на основании заявления, поручения и/или распоряжения Клиента, оформленного по установленной Банком форме, подписанного Клиентом собственноручно, либо составленного с использованием способов идентификации и аутентификации, определенных ДБО. Операция закрытия вклада/Счета Клиента через Удаленные каналы обслуживания осуществляется на основании распоряжения Клиента на закрытие вклада/Счета, оформленного через Удаленные каналы обслуживания с применением средств Идентификации и Аутентификации Клиента, определенных ДБО. В распоряжении указывается информация о закрываемом вкладе/Счете, а также о Счете или вкладе Клиента для перечисления остатка денежных средств с закрываемого вклада/Счете (при их наличии). Распоряжение на закрытие вклада/Счета, протокол проведения операций в соответствующей автоматизированной системе Банка, подтверждающий корректную Идентификацию и Аутентификацию Клиента и совершение операции в системе, являются документами, подтверждающими волеизъявление Клиента о закрытии вклада/Счета.

Пунктом 3.9 Порядка предоставления ПАО Сбербанк услуг через удаленные каналы обслуживания предусмотрено, что документальным подтверждением факта оказания Клиенту услуги, совершения Клиентом операции/действия является протокол проведения операций/действия в автоматизированной системе Банка, подтверждающий корректную Идентификацию и Аутентификацию Клиента (в том числе, использование Клиентом Аналога собственноручной подписи/простой электронной подписи) и оказание услуги, совершение операции/действия в такой системе.

Идентификация и аутентификация клиента по оспариваемым операциям была пройдена, банк исполнил распоряжения клиента как направленные в банк уполномоченным лицом. Поскольку при совершении операций в системе "Сбербанк Онлайн" были использованы персональные средства доступа и от имени истца давались распоряжения, банк не имел оснований отказать в проведении операций между счетами. На момент совершения спорных операций банк не располагал сведениями о компрометации карты либо идентификатора или постоянного (одноразового) паролей.

В свою очередь, при отсутствии каких-либо сообщений о компрометации карты либо средств доступа к системе, банк не имел права в соответствии с п. 3 ст. 845 ГК РФ и заключенным с клиентом договором установить непредусмотренные договором банковского счета ограничения по распоряжению денежными средствами по своему усмотрению, и отказать в проведении операций по карте.

В силу положений ст. 858 ГК РФ при получении распоряжения о списании денежных средств банк не имеет оснований для отказа в их перечислении.

При этом, ПАО "Сбербанк" не является лицом, допустившим нарушения договорных обязательств, прав и законных интересов истца, материальный ущерб причинен не по причине ненадлежащего оказания ответчиком банковских услуг.

Согласно п. 6.10. Условий банковского обслуживания Клиент несет ответственность за все операции, проводимые в Подразделениях Банка, через Устройства самообслуживания, Систему «Сбербанк Онлайн», Контактный Центр Банка посредством SMS-банк (Мобильный банк), Электронные терминалы у партнеров, с использованием предусмотренных Условиями банковского обслуживания средств его Идентификации и Аутентификации.

Клиент несет ответственность за последствия, наступившие в результате невыполнения либо ненадлежащего выполнения им условий ДБО, в частности предоставления третьим лицам доступа/разглашения своего идентификатора, паролей и кодов, используемых для совершения операций в системах Банка.

Согласно п. 4.22. Условий банковского обслуживания Клиент обязан обеспечить безопасное, исключающее несанкционированное использование, хранение Средств доступа, предусмотренных Условиями банковского обслуживания, не передавать Средства доступа третьим лицам. В случае утраты Средств доступа, ПИНа или Карты, а также в случае возникновения риска незаконного использования Средств доступа или Карты, Клиент обязан немедленно уведомить об этом Банк через доступные каналы (Подразделение Банка, Контактный Центр Банка).

Согласно п. 6.3., 6.4. Условий банковского обслуживания Банк не несет ответственности в случае если информация о Счетах Клиента, Карте, Контрольной информации Клиента, Логине (Идентификаторе пользователя), паролях Системы «Сбербанк Онлайн», Коде клиента или проведенных Клиентом операциях станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата информации в каналах связи во время их использования. Банк не несет ответственности в случае если информация о Карте, ПИНе, Контрольной информации Клиента, Логине (Идентификаторе пользователя), паролях Системы «Сбербанк Онлайн», Коде клиента станет известной иным лицам в результате недобросовестного выполнения Клиентом условий их хранения и использования.

Банк не несет ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, и в тех случаях, когда с использованием предусмотренных банковскими правилами и Договором процедур Банк не мог установить факта выдачи распоряжения неуполномоченными лицами (п.6.5. Условий).

Согласно п.6.8. Условий Банк не несет ответственности в случаях невыполнения Клиентом Условий договора.

Банк информирует Клиента о мерах безопасности, рисках Клиента и возможных последствиях для Клиента в случае несоблюдения мер информационной безопасности, рекомендованных Банком, в Памятке по безопасности. Информирование осуществляется также на Официальном сайте Банка и/или в Подразделениях Банка и/или путем отправки SMS-сообщений и/или Push-уведомлений в рамках Услуги «Мобильный банк».

Клиент обязуется ознакомиться с мерами безопасности при работе в УКО, и неукоснительно их соблюдать (п. 1.9. Приложения №1 Условий).

При соблюдении правил информационной безопасности клиентом невозможен несанкционированный перевод денежных средств, поскольку указанный запрос на перевод непосредственно связан с номером телефона, персональными данными, доступными исключительно владельцу счета и карты (логин, пароль), и личностью клиента.

В ходе судебного заседания установлено, что оспариваемые истцом операции совершены в результате использования банковской карты истца. Сообщения, содержащие поручение на проведение спорных операций, поступали в банк с телефонного номера истца, подключенного к услуге "Мобильный банк". Все операции по перечислению денежных средств со счета карты клиента в пользу третьих лиц через систему Сбербанк ОнЛайн, сеть Интернет были совершены после подтверждения клиентом проведения операций путем введения паролей, пришедших смс-сообщениями на номер телефона, подключенного к мобильному банку.

Кроме того, из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что ФИО3 производила лично перевод денежных средств мошенникам, следуя их указаниям.

В этой связи, признаков осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, установленных приказом Банка России от 27 сентября 2018 года N ОД-2525 у спорных проведенных по счетам ФИО3 операций не усматривается, в связи с чем, оснований для их приостановления в соответствии с частями 5.1 - 5.3 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" у ответчика не имелось.

В соответствие с п. 4, п. 11, п. 13 и п. 14 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента, поскольку исполнил свою обязанность по информированию клиента о проведенной операции, а истица не направила уведомления оператору об использовании средства электронного средства платежа без согласия клиента.

Таким образом, требования ФИО3 о взыскании незаконно списанных со счета денежных средств удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении основного требования не подлежат удовлетворению и производные от основного требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и расходов по оплате услуг представителя.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании незаконно списанных со счёта денежных средств отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2021г.

Судья И.Н. Дягилева

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.