ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/2021УИД от 22.06.2021 Гайнского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-113/2021 УИД: 81RS0005-01-2021-000169-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года п. Гайны

Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего Карташовой О.А.,

при секретаре судебного заседания Колеговой Т.В.,

с участием представителя истца –помощника прокурора Гайнского района Вавилина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гайнского районного суда гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации,

установил:

Прокурор Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации. В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Гайнского района была проведена проверка исполнения администрацией Гайнского муниципального округа законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации на основании обращения граждан. В ходе проведённой, с привлечением специалистов ГИБДД ОМВД России по Гайнскому муниципальному округу, проверки установлены нарушения в деятельности органа местного самоуправления, выразившиеся в необеспечении нормативного состояния участков дорог в <адрес> края и <адрес> муниципального округа <адрес>. В частности на момент проверки:

- в <адрес> от <адрес> в направлении <адрес> на всем участке дороги имеются ямы, колеи. Наибольшая колейность глубиной от 25 см до 42 см зафиксирована от <адрес> до <адрес>; на всем участке отсутствуют водоотводные каналы и тротуары;

- в <адрес> отсутствуют тротуары;

- в <адрес> от <адрес> в направлении пер. Пионерский на всем участке имеются ямы и колеи. Наибольшие просадки зафиксированы около <адрес>: просадка 1 - длиной 700 см, шириной 400 см, глубиной 6,5 см; просадка 2 - длиной 170 см, шириной 150 см, глубиной 10 см; просадка 3 - длиной 200 см, шириной 180 см, глубиной 11,5 см; просадка 4 - длиной 200 см, шириной 190 см, глубиной 11 см. Между домами 46 и 48 имеется сужение проезжей части до 305 см, предупреждающие дорожные знаки и знаки о приоритете отсутствуют. На участках автодороги от <адрес> до <адрес><адрес> до <адрес> отсутствуют водоотводные канавы;

- в <адрес> проезжая часть от <адрес> до <адрес> имеет дефекты дорожного покрытия в виде колейности от 18 см до 21 см, длиной 85 метров; отсутствует водоотвод с проезжей части, т.к. отсутствуют водоотводные канавы; отсутствуют тротуары.

Просят суд обязать администрацию Гайнского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес>

<адрес> до <адрес> края; организовать водоотведение автодороги в <адрес> края по всей длине <адрес> до <адрес> края; 2) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес> края по <адрес> от <адрес> до <адрес>; организовать водоотведение автодороги, обустроить тротуары; 3) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес> Г айнского муниципального округа <адрес> от <адрес> в направлении <адрес>; организовать водоотведение автодороги, обустроить тротуары; 4) обустроить тротуары по <адрес> муниципального округа <адрес>.

Помощник прокурора Гайнского района Вавилин А.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Гайнского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес> края на <адрес> до <адрес> края; организовать водоотведение автодороги в <адрес> края по всей длине <адрес> до <адрес> края; 2) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес> края по <адрес> от <адрес> до <адрес>; организовать водоотведение автодороги, обустроить тротуары; 3) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес> муниципального округа <адрес> от <адрес> в направлении <адрес>; организовать водоотведение автодороги, обустроить тротуары; 4) обустроить тротуары по <адрес> муниципального округа <адрес>.

Представитель администрации Гайнского муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО1 исковые требования признал частично, пояснил, что в настоящее время ряд нарушений устраняется, заключен контракт с ООО «Спецтранс» на проведение ремонтных работ в <адрес> и в <адрес>, часть работ практически завершена, находится на стадии сдачи, направлена заявка в Министерство транспорта Пермского края.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гайнского района проведена проверка исполнения администрацией Гайнского муниципального округа законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации на основании обращения граждан.

В ходе проведённой проверки, с привлечением специалистов ГИБДД ОМВД России по Пермскому краю, были выявлены нарушения в деятельности органа местного самоуправления, выразившиеся в необеспечении нормативного состояния участков дорог в <адрес> и <адрес> муниципального округа <адрес>. В частности на момент проверки:

- в <адрес> от <адрес> в направлении <адрес> на всем участке дороги имеются ямы, колеи. Наибольшая колейность глубиной от 25 см до 42 см зафиксирована от <адрес> до <адрес>; на всем участке отсутствуют водоотводные каналы и тротуары;

- в <адрес> отсутствуют тротуары;

- в <адрес> от <адрес> в направлении пер. Пионерский на всем участке имеются ямы и колеи. Наибольшие просадки зафиксированы около <адрес>: просадка 1 - длиной 700 см, шириной 400 см, глубиной 6,5 см; просадка 2 - длиной 170 см, шириной 150 см, глубиной 10 см; просадка 3 - длиной 200 см, шириной 180 см, глубиной 11,5 см; просадка 4 - длиной 200 см, шириной 190 см, глубиной 11 см. Между домами 46 и 48 имеется сужение проезжей части до 305 см, предупреждающие дорожные знаки и знаки о приоритете отсутствуют. На участках автодороги от <адрес> до <адрес> и oт <адрес> до <адрес> отсутствуют водоотводные канавы;

- в <адрес> проезжая часть от <адрес> до <адрес> имеет дефекты дорожного покрытия в виде колейности от 18 см до 21 см, длиной 85 метров; отсутствует водоотвод с проезжей части, т.к. отсутствуют водоотводные канавы; отсутствуют тротуары.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», субъектами профилактики правонарушений являются органы местного самоуправления, которые согласно части 2 данной статьи осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ч.ч. 8 и 10 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт также устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Пунктом 4.5.1.3 установлено, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Гайнского муниципального округа нарушаются требования законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, требования законодательства о безопасности дорожного движения в Российской Федерации, орган местного самоуправления не исполняет возложенные на него законом обязанности по содержанию муниципальных дорог, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Таким образом, приведенные доказательства дают суду основание полагать, что уточненные прокурором Гайнского района требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать администрацию Гайнского муниципального округа в срок до 01.08.2022 года:

1) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес> края на <адрес> до <адрес> края; организовать водоотведение автодороги в <адрес> края по всей длине <адрес> до <адрес> края;

2) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес> края по <адрес> от <адрес> до <адрес>; организовать водоотведение автодороги, обустроить тротуары;

3) привести в нормативное состояние дорожное покрытие в <адрес> муниципального округа <адрес> от <адрес> в направлении <адрес>; организовать водоотведение автодороги, обустроить тротуары;

4) обустроить тротуары по <адрес> муниципального округа <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме (24.06.2021).

Председательствующий О.А. Карташова