ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-113/2022 от 14.07.2022 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года г. Нестеров

Нестеровский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Кравец И.В.,

при секретаре Горбач И.А.,

с участием заместителя прокурора Нестеровского района Калининградской области Сагий Е.Р.,

представителя администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нестеровского района Калининградской области к администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», третьи лица - Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, отдел культуры администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», ФИО2, ООО «Сестренки», АО «Россельхозбанк», ФИО3, ООО «Невское», о возложении обязанностей по разработке проекта границ территорий объектов культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нестеровского района Калининградской области обратился в суд с исковыми требованиями к администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2022 года принять меры к разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия - «Мемориальный комплекс на Братской могиле советских воинов, погибших в октябре 1944 г. (ск. ФИО4)», 1956г., <...> в срок до 31 декабря 2022 года установить защитную зону для данного объекта культурного наследия, а также в срок до 01 января 2025 года разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия и утвердить его в уполномоченном органе.

Также прокурор обратился с аналогичными исковыми требованиями относительно следующих объектов культурного наследия: «Мемориальное кладбище русских воинов, павших в ходе позиционных боев на территории Восточной Пруссии зимой 1914-1915 гг.», 1914-1915 годы, 3300 м западнее посёлка Ближняя Калиновка на северо-западе озера Домашнее; «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года» (Калининградская область, Нестеровский район, в отдаленности 3700м от п. Совхозное в направлении п. Новостройка влево от дороги на юг 350м по грунтовке); «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года» (1300 метров на северо-запад от пос. Совхозное); «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе-ноябре 1914 года», 1914г., п. Бабушкино, 5км восточнее поселка; «Мемориальное кладбище год. «Пфельцервальде» (п. Дубовая Роща).

Протокольными определениями суда к участию в гражданских делах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных прав требования относительно предмета спора, привлечены Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, отдел культуры администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», ООО «Сестренки», АО «Россельхозбанк», ООО «Невское», ФИО3 и ФИО2

Определением суда от 01 июня 2022 года гражданские дела объединены в одно производство с присвоением делу №2-113/2022.

Впоследствии прокурор, с учетом уточненных исковых требований, просил суд возложить на ответчика обязанность по разработке в срок до 31 декабря 2023 года проекта границ территории объектов культурного наследия: «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года» (1300 метров на северо-запад от пос. Совхозное); «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года (Калининградская область, Нестеровский район, в отдаленности 3700 м от п. Совхозное в направлении п. Новостройка влево от дороги на юг 350 м по грунтовке); «Мемориальное кладбище русских воинов, павших в ходе позиционных боев на территории Восточной Пруссии зимой 1914-1915 гг.», 1914-1915 годы, (3300 м западнее поселка Ближняя Калиновка на северо-западе озера Домашнее); «Мемориальное кладбище год. «Пфельцервальде» (п. Дубовая Роща), и утвердить их в уполномоченном органе.

В обоснование требований указано, что на территории МО «Нестеровский муниципальный округ», по указанным выше адресам расположены объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года», «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года», «Мемориальное кладбище русских воинов, павших в ходе позиционных боев на территории Восточной Пруссии зимой 1914-1915 гг.», 1914-1915 годы, «Мемориальное кладбище год. «Пфельцервальде», проекты границ территорий которых не разработаны.

По данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения Закона не устранены, в связи с чем прокуратура обратилась в суд.

В судебном заседании заместитель прокурора Нестеровского района Сагий Е.Р. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, изложив в их обоснование доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, от исковых требований в части объекта культурного наследия - «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе-ноябре 1914 года», 1914г., (п. Бабушкино, 5км восточнее поселка); «Мемориальный комплекс на Братской могиле советских воинов, погибших в октябре 1944 г. (ск. ФИО4)», 1956г., (<...>), отказался, предоставив суду письменное заявление, указав, что в отношении данных объектов исковые требования к администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» исполнены в добровольном порядке. Последствия отказа от иска ему известны.

Суд полагает, что отказ прокурора от исковых требований в части объектов культурного наследия - «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе-ноябре 1914 года», «Мемориальный комплекс на Братской могиле советских воинов, погибших в октябре 1944 г. (ск. ФИО4)», закону не противоречит, прав и законных интересов других лиц не нарушает, последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу в части, предусмотренные ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, известны, в связи с чем принимает отказ прокурора от указанной части исковых требований и прекращает производство по делу в данной части.

Представитель администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», действующий на основании доверенности, ФИО1, не оспаривая отсутствие установленных границ объектов культурного наследия, указанных в исковых требованиях и обязанность администрации исполнить указанные в иске действия, ссылаясь на Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», не согласился с исковыми требованиями, поскольку данным законом срок установления зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых уже установлены защитные зоны объектов культурного наследия, продлен до 01 января 2025 года. Полагает, что данный срок установлен для выполнения всего комплекса мероприятий в отношении объектов культурного наследия, начиная от межевания до установления защитных зон, в том числе и для разработки границ территории объекта.

Третьи лица - отдел культуры администрации МО «Нестеровский муниципальный округ», ООО «Сестренки», АО «Россельхозбанк», ФИО3 и ФИО2, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителей в суд не направили, возражений по существу заявленных требований не предоставили.

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, также своих представителей в суд не направила, представила письменные отзывы, из которых следует, что указанные в иске объекты включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качества объекта культурного наследия местного (муниципального) значения. Требования прокуратуры о возложении на администрацию обязанности по принятию мер, направленных на разработку проекта границ территории объекта культурного наследия, поддержали.

ООО «Невское», также извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в суд не направило. В адрес суда поступил письменный отзыв, в котором общество не согласилось с исковыми требованиями прокурора, указав, что на земельный участок с КН , расположенного по адресу: Калининградская область, Нестеровский район, пос. Бабушкино, охранная зона уже установлена; администрация МО «Нестеровский муниципальный округ» не имеет полномочий проводить какие-либо кадастровые работы с участком, принадлежащим ФИО3, находящимся в аренде у ООО «Невское».

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст. ст. 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относится владения, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального городского округа, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального городского округа, осуществление муниципального контроля в границах городского округа.

Из преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ст. 9.3 Закона №73-ФЗ обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия местного значения и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие органы местного самоуправления и в силу п. 1 и подп. 6, 10 п. 2 ст. 33 включают в себя, в том числе, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 24 ноября 2016 года № 368 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» принят на государственную охрану объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Мемориальное кладбище русских воинов, павших в ходе позиционных боев на территории Восточной Пруссии зимой 1914-1915 гг.», 1914-1915 годы, 3300 м западнее посёлка Ближняя Калиновка на северо-западе озера Домашнее.

Объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года, 1914 год» (Калининградская область, Нестеровский район, в отдаленности 3700м от п. Совхозное в направлении п. Новостройка влево от дороги на юг 350м по грунтовке) включен в Реестр под .

Объект под наименованием «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года» (1300 метров на северо-запад от пос. Совхозное), является памятником истории и культуры. Его адрес уточнен приказом Службы от 14 июля 2016 года № 168.

Объект культурного наследия «Мемориальное кладбище год. «Пфельцервальде» (п. Дубовая Роща) в реестр не включен, поскольку является выявленным объектом культурного наследия. Правильное наименование: «Мемориальное кладбище «Пфельцервальде», где похоронены русские и немецкие воины, погибшие в Гумбиннен - Голдапском сражении 20 августа 1914 года, 1914 год» (в 8 км западнее пос. Дубовая Роща).

В силу ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решения вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которым установлен порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года №972.

30 апреля 2021 года прокуратурой Нестеровского района Калининградской области в адрес главы администрации МО «Нестеровский муниципальный округ» было внесено представление об устранении нарушений в сфере исполнении законодательства об охране объектов культурного наследия, которое администрацией было рассмотрено 27 мая 2021 года и признано обоснованным, начальник отдела архитектуры, строительства и газификации привлечена к дисциплинарной ответственности.

Доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.

Из предоставленных администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» сведений усматривается, что объект культурного значения «Мемориальное кладбище русских воинов, павших в ходе позиционных боев на территории Восточной Пруссии зимой 1914-1915 гг.» расположен на земельном участке с КН . Из выписки ЕГРН следует, что земельный участок, площадью 108089 +/-2877 кв.м, относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель земельного участка ФИО2 с 27 сентября 2013 года.

Объект культурного наследия - «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года» (Калининградская область, Нестеровский район, в отдаленности 3700м от п. Совхозное в направлении п. Новостройка влево от дороги на юг 350м по грунтовке) расположен на земельном участке с КН . Из выписки ЕГРН следует, что земельный участок имеет площадь 349600 +/-2957 кв.м, относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, правообладатель с 20 сентября 2016 года ООО «Сестренки» с установлением ограничения и обременения прав на земельный участок в виде ипотеки в пользу АО «Россельхозбанк».

Объект культурного наследия - «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года» (1300 метров на северо-запад от пос. Совхозное) расположен на земельном участке с КН площадью 261818 +/- 8954 кв.м., категория земель и вид разрешенного использования отсутствует.

В соответствии с Законом Калининградской области от 30 марта 2018 года № 157 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Нестеровский район», и организации местного самоуправления на объединенной территории», муниципальные образования: «Нестеровское городское поселение», «Илюшинское сельское поселение», «Пригородное сельское поселение» и «Чистопрудненское сельское поселение», «Нестеровский муниципальный район» упразднены, создано муниципальное образование «Нестеровский городской округ», в связи с чем с 11 декабря 2018 года правопреемником администрации поселений и администрации муниципального района является администрация МО «Нестеровский городской округ», а в последующем администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области».

Все спорные объекты культурного наследия расположены в границах муниципального образования «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области».

Таким образом, в суде установлено, что администрация, как орган местного самоуправления, в силу требований закона обязана предпринять меры к разработке проектов границ территории для объектов культурного наследия, перечисленных в исковом заявлении.

Довод представителя ответчика о том, что в установлении границ, защитных зон культурного наследия также должен участвовать и собственник здания, внесенного в реестр объектов культурного наследия, а равно собственник земельного участка, на котором расположено такое здание, отклоняется судом в силу следующего.

Согласно абз. 2 п. 7 Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года №972, разработка проектов зон охраны и объединенной зоны охраны культурного наследия может осуществляться по инициативе и за счет средств собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Данная норма Положения определяет круг лиц, по инициативе и за счет которых может осуществляться разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Обязательных предписаний не содержит.

Абзац 2 п. 7 Положения направлен на обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории, обеспечение культурных прав граждан, и не возлагает какой-либо обязанности на собственников зданий и (или) земельных участков по разработке и финансированию разработки проектов охраны объектов культурного наследия.

Доводы представителя администрации о том, что Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» установлен срок для проведения комплекса мероприятий, направленных как на установление зон охраны объектов культурного наследия, так и на разработку границ территорий объектов до 01 января 2025 года, что подтверждает письмо Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, которым Служба обязала администрацию представить до 01 марта 2022 года утвержденные планы-графики мероприятий по разработке зон охраны объектов культурного наследия, не основаны на нормах законодательства.

Исходя из письменных пояснений Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, организация и обеспечение разработки границ территории и проекта зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, как мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии со ст. 9.3 Федерального закона №73-ФЗ относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Поскольку проект границ территорий ОКН на согласование не поступал, Служба поддерживает требования прокурора о необходимости возложения на администрацию работ по разработке проекта границ территории и зон охраны ОКН.

Таким образом, письмо Службы, на которое ссылается администрация, не свидетельствует о продлении для администрации сроков предоставления проекта границ территории ОКН, а подтверждает обязанность муниципалитета выполнить требования действующего законодательства.

Доводы ООО «Невское» о несогласии с требованиями прокурора судом отклоняются, поскольку прокурор просит суд разработать проекты границ территорий объектов культурного наследия и утвердить их в уполномоченном органе. Требования разработать проект охранных зон прокурором в уточненном иске не заявлены.

Поскольку администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» проект границ территорий спорных объектов культурного наследия не разработан, суд приходит к выводу о нарушении администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом того, что решение суда должно быть исполнимым, учитывая, что для проведения работ по разработке границ территорий объектов культурного наследия и защитной зоны необходимы временные и финансовые затраты, суд приходит к выводу, что сроки исполнения указанных в иске требований, являются разумными и достаточными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нестеровского района Калининградской области удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2023 года разработать проекты границ территорий объектов культурного наследия:

- «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года» (1300 метров на северо-запад от пос. Совхозное);

- «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 года (Калининградская область, Нестеровский район, в отдаленности 3700 м от п. Совхозное в направлении п. Новостройка влево от дороги на юг 350 м по грунтовке);

- «Мемориальное кладбище русских воинов, павших в ходе позиционных боев на территории Восточной Пруссии зимой 1914-1915 гг.», 1914-1915 годы, (3300 м западнее поселка Ближняя Калиновка на северо-западе озера Домашнее);

- «Мемориальное кладбище год. «Пфельцервальде» (п. Дубовая Роща), и утвердить в уполномоченном органе зоны охраны объектов культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 21 июля 2022 года.

Судья Кравец И.В.