ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-114 от 23.01.2012 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

                                                                                    Армавирский городской суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Армавирский городской суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        К делу № 2- 114/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012 г. Армавирский городской суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Дерябиной И.В.,

при секретаре - Фоменко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Усова И.А. к Главе администрации Муниципального образования город Армавир, Армавирской городской Думе об оспаривании неправомерных решений ействий, бездействийоргана местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Усов И. А. обратился в суд с иском к Главе администрации Муниципального образования город Армавир, Армавирской городской Думе об оспаривании неправомерных решений ействий, бездействийоргана местного самоуправления, в котором просит: признать за ним право на такую форму непосредственного осуществления местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащую Конституции РФ и другим законам как инициирование через главу администрации МО г.Армавир и Армавирскую городскую Думу проведение публичных слушаний – в рамках ст. 33 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 22 Устава МО г.Армавир; признать незаконными и необоснованными отказы бездействияглавы администрации МО г.Армавир и Армавирской городской Думы в удовлетворении его –истца, заявления о необходимости выступить с инициативой проведения публичных слушаний для обсуждения проекта муниципального правового акта – долгосрочной целевой адресной Программы по развитию инфраструктуры территории с «В.» на принципах софинансирования, выраженные в ответах за №04.11/839/И-11 от 11.08.2011 года и за № 671/02 от 17.08.2011 года; обязать ответчиков устранить нарушения его-истца, прав; обязать ответчиков исполнить свои обязанности, четко предусмотренные ч.2 ст.33 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ в плане содействия населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Иск мотивирован тем, что истец является собственником земельного участка и жилого строения, расположенных по адресу: г.Армавир, с «В.», отделение №1, участок № , где он постоянно проживает. Территория с «В.» относится к землям населенных пунктов; это товарищество организовано в 1966 году, по занимаемой площади является самым большим садоводческим товариществом в городе, количество проживающих граждан в товариществе постоянно растет, между тем процесс развития инфраструктуры данной территории оставляет желать лучшего: отсутствует газоснабжение центральной улицы товарищества, эта улица не имеет асфальтового покрытия; маршрутные перевозки также оставляют желать лучшего конечная остановка основного маршрута № 30 находится прямо у начала Центральной улицы товарищества, далее граждане добираются до своих участков и домов пешком система электроснабжения товарищества на деревянных и бетонных столбах общей протяженностью 22,4 км, была введена в эксплуатацию в 1978 году и сильно обветшала; уличный магистральный водопровод рассчитан на 200 абонентов, а фактически им пользуется более чем 300 абонентов, потребность в водоснабжении все время растет. Полагает, что принятие на баланс органов местного самоуправления или иных организация систем электро и водоснабжения решило бы эти проблемы ; муниципальные власти могли бы продлить длину движения маршрутных перевозок автобуса № 304 асфальтировать дороги и провести газоснабжение.

Само с «В.» в виду отсутствия средств, не может решить эти проблемы. Вмешательство администрации и депутатов города в решение этих вопросов является обязательным, поскольку они уполномочены решать вопросы местного значения.

В нарушение положений ст.130 Конституции РФ, ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. « Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ст. 7, 25 Устава МО г.Армавир, ст. 83 ЗКРФ, ст. 35,38 ФЗ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.199 года № 193-КЗ муниципалитет г.Армавира необоснованно бездействует в решении указанных проблем с «В.».

Ключом к разрешению вышеуказанных проблем является разработка и принятие долгосрочную целевую адресной Программы по развитию инфраструктуры территории с «В.» на принципах софинансирования. Необходимость принятия данного муниципального правового акта может быть обсуждена на публичных слушаниях согласно ст.38 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. Согласно ст.4 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО г.Армавир, утвержденных решением Армавирской городской Думы от 24.02.2011г. № 159, инициатором проведения публичных слушаний могут выступить ответчики по делу.

Он-истец, обращался к ответчиком с соответствующим заявлением о необходимости выступить с инициативой проведения публичных слушаний по данному вопросу, в удовлетворении которого ему неправомерно отказано.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска по заявленным основаниям.

Представители ответчиков, действующие по доверенностям, против иска возражали.

Представитель главы администрации МО г.Армавир суду пояснил, что объекты инженерной инфраструктуры с «В.» являются собственностью садоводов. Вопрос развития инженерной инфраструктуры на территории с относится исключительно к компетенции правления и общего собрания членов товарищества. Органы местного самоуправления вправе, но не обязаны содействовать их развитию. Проведение публичных слушаний возможно только по вопросам местного значения. Инициировать проведение публичных слушаний по вопросам местного значения возможно исключительно в порядке, предусмотренном ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО г.Армавир, утвержденных решением Армавирской городской Думы от 24.02.2011г. № 159. Истец обращался в администрацию города с заявлением о назначении публичных слушаний по вопросам развития инфраструктуры с «В.», при этом не представлял необходимых документов, в том числе проекта местного правового акта, который можно было бы вынести на публичные слушания. Участие администрации города в предлагаемом истцом софинансировании развития инженерной инфраструктуры с невозможно в силу положений ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, поскольку с 2009 года бюджет местного самоуправления является дотационным. Права истца со стороны администрации города не нарушены, его обращения рассмотрены, даны ответы с рекомендациями по порядку разрешения возникших вопросов. Администрация готова отказывать содействие по возникшим вопросам и в дальнейшем в рамках действующего законодательства.

Представитель Армавирской городской Думы пояснил, что гл. 5 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» предусмотрено 12 форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления, одной из которых являются публичные слушания по обсуждению проектов муниципальных правовых актов. На обращение истца о назначении публичных слушаний было дано разъяснение с указанием перечня документов, которые необходимо представить для принятия решения о назначении публичных слушаний по инициативе населения. Это перечень предусмотрен ст.6 решения Армавирской городской Думы от 24.02.2011г. № 159 « Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО г.Армавир». Никаких проектов муниципальных правовых актов, для обсуждения которых необходимо назначить проведение публичных слушаний, истец не представлял. Ст. 33 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. предусматривает иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, не входящие в число прямо предусмотренных 12 форм, в число которых входят публичные слушания. Не существует некой «комбинированной» формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, предлагаемой истцом. Обязать городскую Думу инициировать проведение публичных слушаний невозможно в силу закона, поскольку Дума может только назначить проведение публичных слушаний по инициативе других лиц, и в пределах вопросов, входящих в ее компетенцию выходит с инициативой в проведении публичных слушаний.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно ч.2 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края « О местном самоуправлении в Краснодарском крае» от 07.06.2004г. № 717-КЗ в редакции от 07.06.2011г. № 2263-КЗ/, местное самоуправление в Краснодарском крае - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Краснодарского края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления в Краснодарском крае т.2 закона составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав Краснодарского края, настоящий Закон, иные законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями« Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Ч.2 ст. 28 предусмотрено, что публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Перечень вопросов, которые должны выноситься на публичные слушания регламентирован ч.3 указанной статьи.

Согласно ч.4 ст.28, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Ч.1 ст.33 «Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении» предоставляет населению муниципального образования право осуществлять иные формы непосредственной демократии наряду с формами, предусмотренными главой 5 указанного Закона.

Иные формы прямого волеизъявления и участия населения в осуществлении местного самоуправления не должны вступать в противоречие с Конституцией РФ, федеральными законами, включая данный Федеральный закон, и законами субъектов РФ.

К иным формам непосредственной демократии могут быть отнесены различного рода публичные мероприятия, такие как митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, марши, петиции и т.п.

Правовую основу иных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления составляют:

1) Конституция РФ 1993 г. (ст. ст. 31, 130);

2) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 33);

3) Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";

4) законы субъектов РФ о местном самоуправлении;

5) законы субъектов РФ о публичных мероприятиях

6) местные нормативные акты.

Одной из форм осуществления демократии, выражения воли и интересов населения, непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления являются наказы избирателей. Под наказами понимаются поручения избирателей депутатам представительного органа муниципального образования и выборным должностным лицам местного самоуправления решить тот или иной вопрос.

Часть 2 ст.33 закрепляет два основных принципа непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления: принцип законности и принцип добровольности.

Принцип законности означает, что все формы непосредственной демократии на местном уровне должны проводиться только в рамках, определенных действующим законодательством.

Решением Армавирской городской Думы от 24.02.2011г. № 159 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании г.Армавир.

Ст.6 данного Положения установлено, что для принятия решения о назначении публичных слушаний по инициативе населения в Армавирскую городскую Думу направляются следующие документы: заявление о назначении публичных слушаний и обоснование необходимости их проведения, подписанное уполномоченными представителями инициативной группы граждан; проект муниципального правового акта; пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, с указанием его целей и основных положений; финансово-экономическое обоснованиев случае внесения муниципального правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат список инициативной группы граждан; протокол собрания, на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан; сопроводительное письмо, подписанное уполномоченными представителями инициативной группы граждан, содержащее перечень представленных инициативной группой документов с указанием количества листов, а также докладчика проекта муниципального правового акта.

Обращение Усова И.А. с заявлением в Администрацию г.Армавира и Армавирскую городскую Думу о назначении публичных слушаний от 24.08.2011г. не отвечало требованиям ст.6 указанного Положения.

В ответе на заявление Усова И.А. Армавирская городская Дума разъяснила, какие необходимо представить документы для принятия решения о назначении публичных слушаний; Администрация г.Армавира разъяснила, что вопрос развития инженерной инфраструктуры на территории садоводческого товарищества относится к компетенции правления и общего собрания членов товарищества, а также рекомендовала провести общее собрание, на котором определить целевую программу развития товарищества, после чего СТ «В.» вправе обратиться за содействием в сектор по взаимодействию с садоводческими, дачными и огородническими некоммерческими организациями администрации МО г.Армавир с конкретными предложениями, планами, вопросами инфраструктуры.

Таким образом, заявление Усова И.А. правильно было расценено как реализация права в соответствии со ст. 32 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления.

Формы поддержки садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, предусмотрены ст. 35 и ст. 38 ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.1998г. « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с ч.2,4,5 ст. 35 вышеназванного закона органы местного самоуправления вправе: возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целевых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений; предоставлять средства на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений до пятидесяти процентов общей суммы сметных затрат; возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целевых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений; принимать на баланс дороги, системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, связи и другие объекты садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений; осуществлять поддержку развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства в иных формах.

Содействие в решении вопросов осуществления работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередач, систем водоснабжения, канализации, организации магазинов и т.п., а также обеспечение проезда садоводов, огородников, дачников и их семей до садовых, огородных и дачных участков т.38 законав данном случае установлено законом как обязанность органов государственной власти и местного самоуправления.

Некоторые формы содействия прямо предусмотрены Закономт.38/:

- принятие решения о заключении договоров на выполнение соответствующих работ государственными и муниципальными предприятиями;

- принятие решений об организации и проведении конкурсов, программ и инвестиционных проектов развития инфраструктур некоммерческого объединения;

- принятие решений о совместных проектах развития инфраструктур некоммерческих объединений;

- принятие решения об оплате доли затрат на содержание инфраструктур в случаях, установленных Законом.

Согласно ч.1 ст. 38 содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям осуществляется посредством принятия соответствующих решений и заключения договоров на основании обращений в письменной форме садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

Ч.1 ст. 37 предусмотрено, что участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений, осуществляется посредством делегирования представителей таких объединений или их ассоциации (союза) на заседания органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения.

Это участие в подготовке и принятии указанных решений может осуществляться в иных формах.4 ст.37

Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, судом не установлено оснований для удовлетворения иска, поскольку истцом избран неверный способ защиты права. Доводы истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в частности другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении ст.33 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. не могут подменять положения ст.28 этого же закона и ст.6 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании г.Армавир, утвержденного решением Армавирской городской Думы от 24.02.2011г. № 159.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПКРФ, суд-

РЕШИЛ:

Отказать Усову И.А. в удовлетворении иска к Главе администрации Муниципального образования город Армавир, Армавирской городской Думе об оспаривании неправомерных решений ействий, бездействийоргана местного самоуправления.

В окончательной форме решение суда изготовлено 27 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

Судья-подпись Решение вступило в закон. силу 03.04.12 г. Оставлено без измен. судом апелляцион. инст: