Дело № 2-11406/2023
50RS0031-01-2023-013757-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.,
при секретаре с/з Григорьевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Одинцовского городского прокурора Московской области в интересах РФ Территориального управления Росимущства в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления к Маркову Андрею Владимировичу, Администрации Одинцовского г.о Московской области, КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Игнину Сергею Владимировичу о признании недействительными постановлений, договора аренды, исключении сведений из ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л:
Одинцовский городской прокурор Московской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах РФ Территориального управления Росимущства в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления, обратился в суд с исковыми требованиями о признании недействительными в силу ничтожности постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 12.10.2010 № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в границах АДРЕС, с местоположением в АДРЕС; о признании недействительными в силу ничтожности постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 09.07.2012 № 2024 «О предоставлении земельного участка Игнину Сергею Владимировичу, расположенного в границах АДРЕС, с местоположением в АДРЕС»; о признании недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от 08.11.2012 № 5325, заключенный между администрацией Одинцовского муниципального района Московской области и Игниным С.В.; о признании отсутствующим право аренды Маркова А.В. на земельный участок с кадастровым номером №; об исключении
из ЕГРН сведения о правах на земельный участок с к.н. №, а также сведения о земельном участке как объекте недвижимости.
В обоснование требований указано, что Одинцовской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного и земельного законодательства при формировании земельных участков в АДРЕС Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 2000 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 2000 кв.м. отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 05.03.2012 на основании п. 1 Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 12.10.2010 № 3453 и предоставлен в аренду сроком до 07.11.2037 Игнину С.В. на основании Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 09.07.2012 № 2024 и договора аренды земельного участка № 5325 от 08.11.2012. Права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка неоднократно передавались: 08.04.2013 – ФИО 14.08.2019 – Маркову А.В. В ходе проверки, проведенной Одинцовской городской прокуратурой Московской области, установлено, что в АДРЕС и АДРЕС расположен поверхностный водный объект – река Незнайка. Согласно сведениям Государственного водного реестра протяженность реки составляет 32 км, водосборная площадь – 207 кв.м. Река Незнайка является левым притоком первого порядка реки Десна (бассейн реки Пахра), код водного объекта – 09010101612110000024036, бассейновый округ – Окский бассейновый округ, водохозяйственный участок – река Пахра от истока до устья, код водохозяйственного участка – 09.01.01.016. Ширина береговой полосы реки Незнайка составляет 20 метров, прибрежная защитная полоса составляет 50 метров, ширина водоохранной зоны составляет 100 метров по обе стороны от уреза воды данного водного объекта. Установлено, что на участке протяженностью около 250 м. (от точки с координатами ....., ..... до точки с координатами ....., .....), в том числе частично в границах земельного участка с к.н. № течение реки Незнайка изменено, а именно часть русла заключена в закрытый коллектор и смещена на 20-30 м. восточнее первоначального. Также установлено, земельный участок с кадастровым номером № сформирован органом местного самоуправления из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с включением в его состав частей береговой полосы и акватории поверхностного водного объекта общего пользования – реки Незнайки как в её первоначальном русле, так и в настоящее время. В рамках проведения выездного обследования Московско-Окским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов совместно с филиалом «Мособлводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» и Администрацией Одинцовского городского округа Московской области проведены геодезические работы по установлению взаимного расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, относительно поверхностного водного объекта, по результатам которых установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером № имеет пересечение с акваторией водного объекта площадью 33 кв.м., с границами береговой полосы водного объекта площадью 778 кв.м., итого 811 кв.м. По результатам указанных работ подготовлена схема взаимного расположения земельного участка с указанием координат и площади выявленного пересечения границ земельных участков с береговой полосой поверхностного водного объекта – реки Незнайка.
Представитель истца – Одинцовской городской прокуратуры Московской области в интересах РФ – помощник прокурора Мишкин П.Ю. в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель истца – ТУ Росимущества в Московской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца – Московско-Окского бассейнового водного управления в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик – Марков А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Маркова А.В. – Петерман С.В. в судебное заседание явился, пояснил, что пропущен срок исковой давности, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика – Администрации Одинцовского городского округа Московской области – Гукасян М.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, все действия Администрацией законные.
Представитель КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Ответчик – Игнин С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица – Министерство экологии и природопользования Московской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица – Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Московской и Смоленской области – Бухарин Е.Р. в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица – Филиал ППК «Роскадастр» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица – Управление Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Выслушав представителей истцов, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд приходит удовлетворению исковых требований по следующим основаниям.
Одинцовской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного и земельного законодательства при формировании земельных участков в д. Митькино Одинцовского городского округа Московской области.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 2000 кв.м. отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 05.03.2012 на основании п. 1 Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 12.10.2010 № 3453 и предоставлен в аренду сроком до 07.11.2037 Игнину С.В. на основании Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 09.07.2012 № 2024 и договора аренды земельного участка № 5325 от 08.11.2012. Права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка неоднократно передавались: 08.04.2013 – ФИО., 14.08.2019 – Маркову А.В. (л.д. 12-18, 20-29).
В ходе проверки, проведенной Одинцовской городской прокуратурой Московской области, установлено, что в АДРЕС и АДРЕС расположен поверхностный водный объект – река Незнайка. Согласно сведениям Государственного водного реестра протяженность реки составляет 32 км, водосборная площадь – 207 кв.м.
Река Незнайка является левым притоком первого порядка реки Десна (бассейн реки Пахра), код водного объекта – 09010101612110000024036, бассейновый округ – Окский бассейновый округ, водохозяйственный участок – река Пахра от истока до устья, код водохозяйственного участка – 09.01.01.016.
Ширина береговой полосы реки Незнайка составляет 20 метров, прибрежная защитная полоса составляет 50 метров, ширина водоохранной зоны составляет 100 метров по обе стороны от уреза воды данного водного объекта.
Установлено, что на участке протяженностью около 250 м. (от точки с координатами ....., ..... до точки с координатами ....., .....), в том числе частично в границах земельного участка с к.н. № течение реки Незнайка изменено, а именно часть русла заключена в закрытый коллектор и смещена на 20-30 м. восточнее первоначального.
Также установлено, земельный участок с кадастровым номером № сформирован органом местного самоуправления из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с включением в его состав частей береговой полосы и акватории поверхностного водного объекта общего пользования – реки Незнайки как в её первоначальном русле, так и в настоящее время.
В рамках проведения выездного обследования Московско-Окским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов совместно с филиалом «Мособлводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» и Администрацией Одинцовского городского округа АДРЕС проведены геодезические работы по установлению взаимного расположения границ земельного участка с кадастровым номером № сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, относительно поверхностного водного объекта, по результатам которых установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером № имеет пересечение с акваторией водного объекта площадью 33 кв.м., с границами береговой полосы водного объекта площадью 778 кв.м., итого 811 кв.м.
По результатам указанных работ подготовлена схема взаимного расположения земельного участка с указанием координат и площади выявленного пересечения границ земельных участков с береговой полосой поверхностного водного объекта – реки Незнайка.
Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством Российской Федерации на момент формирования земельного участка.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ водными объектами общего пользования являются водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда (ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ).
Таким образом, поверхностный водный объект, его акватория и береговая полоса на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070404:316 принадлежал на праве собственности государству.
Аналогичные положения содержатся в действующих нормативных правовых актах.
Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 № 8-П, от 05.03.2013 № 5-П и от 02.06.2015 № 12-П.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеются характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).
Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.
Пунктом 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, акватория и береговая полоса указанных водных объектов находятся в собственности Российской Федерации.
Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 3 п. 5 ст.27 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водными объектами, не осуществляется образование земельных участков.
В этой связи формирование рассматриваемого земельного участка противоречит требованиям ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в состав границ земельного участка вопреки вышеуказанным требованиям законодательства включены части береговой полосы водного объекта.
Поскольку земельный участок расположен в границах поверхностного водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных вышеуказанными правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0070404:316 подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.
Нахождение в пользовании Маркова А.В. и дальнейшее использование ответчиком акватории и береговой полосы реки с нарушением федерального законодательства влекут за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника указанного имущества и законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.
В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулировавшему кадастровую деятельность на момент образования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070404:316 образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков, или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации к принципам водного законодательства Российской Федерации, в том числе отнесена значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, а также платность использования водных объектов.
Водный объект является важнейшей составной частью окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, природным ресурсом, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.
Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами и их частями определены ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, согласно п. 2 которой право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом, в соответствии с положениями ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от передачи в пользование водных объектов поступают в федеральный бюджет Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
В данном случае поверхностный водный объект, находящийся в федеральной собственности, используется в отсутствие договора водопользования, денежные средства за его использование в федеральный бюджет не поступают.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В связи с тем, что орган местного самоуправления - администрация Одинцовского муниципального района Московской области не являлась органом, уполномоченным на распоряжение находящимися в собственности Российской Федерации акваторией и береговой полосой поверхностного водного объекта – реки Незнайки, сделка по распоряжению земельным участком с кадастровым номером № является недействительной (ничтожной) сделкой в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявление Маркова А.В. о пропуске срока исковой давности при обращении с настоящим исковым заявлением, суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Одинцовской городской прокуратурой проведена проверка в августе 2023 года соблюдения природоохранного и земельного законодательства при формировании земельных участков в д. Митькино Одинцовского городского округа Московской области, по результатам которой городской прокуратурой 14.08.2023 в Одинцовский городской суд предъявлено исковое заявление к Маркову А.В., Администрации Одинцовского городского округа о признании недействительными постановлений, договора аренды, исключении сведений из ЕГРН.
Ранее городской прокуратурой проверки исполнения земельного законодательства в части законности возникновения прав и использования земельного участка с кадастровым номером № не проводились.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», при обращении в суд органов государственной власти, в случаях, когда такое право им предоставлено законом (в том числе ч. 1 ст. 45 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
О нарушении права Российской Федерации и о незаконном владении Марковым А.В., названным земельным участком городской прокуратуре стало известно в ходе проведенной в августе 2023 года проверки, в этой связи начало течения срока исковой давности определяется с момента завершения соответствующей проверки.
Кроме того, прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, имеющих право на реализацию конституционного права на доступ к культурным ценностям, объекту культурного наследия, которые не знали и не могли знать о выбытии земельного участка, составляющего часть территории объекта культурного наследия из состава государственной собственности в частную.
Принимая во внимание изложенное, нахождение земельного участка с кадастровым номером № «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в границах территории Объекта культурного наследия не только нарушает имущественные права Российской Федерации, но и препятствует реализации конституционных прав неопределенного круга лиц.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, земельный участок с к.н. № должен быть истребован в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Маркова А.В.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными в силу ничтожности постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 12.10.2010г. № 3453 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в границах АДРЕС
Признать недействительными в силу ничтожности постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области от J9.07.2012 № 2024 «О предоставлении земельного участка Игнину Сергею Владимировичу, расположенного в границах АДРЕС
Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от 08.11.2012 № 5325, заключенный между администрацией Одинцовского муниципального района Московской области и Игниным С.В.
Признать отсутствующим право аренды Маркова Андрея Владимировича на земельный участок с кадастровым номером №
Исключить из ЕГРН сведения о правах на земельный участок с к.н. №, а также сведения о земельном участке как объекте недвижимости.
Решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.К. Васина
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2023 года.