ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1140/2021 от 12.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Астрахань 12.07.2021 года

Ленинский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Суханбердиевой А.Н.,

при секретаре Куловой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1140/2021 по исковому заявлению администрации МО «Город Астрахань» в лице Управления муниципального контроля к Гамзаевой Шекер Алисовне о приостановлении деятельности по осуществлению строительных работ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Город Астрахань» в лице Управления муниципального контроля обратилась в суд с иском к ФИО1 о приостановлении деятельности по осуществлению строительных работ, указав, что в рамках полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля по защите муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования земель, управлением муниципального контроля администрации города Астрахани проведено обследование земельного участка площадью 987 кв.м., расположенного по адресу <адрес>. В ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <№> площадью 987 кв.м. с разрешенным видом использования – магазины, принадлежащем на праве собственности ФИО1, расположен одноэтажный объект в капитальных конструкциях, используемый как магазин по продаже строительных материалов. На объекте ведутся строительные работы по увеличению площади объекта, путем возведения второго этажа, в связи с чем, ведутся работы по монтажу железобетонных опор по периметру, а также по площади объекта смонтировано 28 железобетонных опор, крыша существующего объекта используется как межэтажное перекрытие (пол-потолок), на котором складируются строительные материалы по реконструкции. В перечне объектов, получивших разрешение на строительство, реконструкцию, объект капитального строительства по <адрес> не значится.

С учетом уточнений, просят суд приостановить деятельность ФИО1 по осуществлению строительных работ (возведение второго и последующих этажей здания с кадастровым номером <№> на земельном участке с кадастровым номером <№> площадью 987 кв.м., расположенный по <адрес>, до полного устранения выявленных нарушений градостроительного законодательства.

В судебном заседании представитель истца администрация МО «Город Астрахань» в лице Управления муниципального контроля ФИО2 не участвовала, просила уточненные исковые требования удовлетворить и рассмотреть дело без их участия.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, ее представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании не возражала против приостановления строительства, выявленные нарушения в настоящее время устраняются.

Представители третьих лиц - Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань", Управления муниципального имущества администрации г.Астрахани, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представили отзыв на иск.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в частности; на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечении судебной защиты нарушенных прав.

В силу ст. 209 ГК РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.

При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

При этом в соответствии с положениями ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" содержит основные требования к строительству зданий и сооружений, согласно которым строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений (ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ).

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Как установлено судом и следует из материалов дела, что согласно выписке из ЕГРН от 12.01.2021г. земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 987 кв.м. с разрешенным видом использования – магазины по <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1

Также ФИО1 принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером <№> по <адрес>, что также подтверждено выпиской из ЕГРН.

По результатам проведенного управлением муниципального земельного контроля администрации города Астрахани обследования земельного участка от 11.12.2021г. установлено, что на земельном участке <адрес> расположен одноэтажный объект в капитальных конструкциях, используемый как магазин по продаже строительных материалов. На объекте ведутся строительные работы по увеличению площади объекта, путем возведения второго этажа, в связи с чем, ведутся работы по монтажу железобетонных опор по периметру, а также по площади объекта смонтировано 28 железобетонных опор, крыша существующего объекта используется как межэтажное перекрытие (пол-потолок), на котором складируются строительные материалы по реконструкции.

Согласно сообщению управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» от 14.12.2020 №01-04-01-5084 в перечне объектов, получивших разрешение на строительство, реконструкцию, объект капитального строительства по <адрес> не значится.

Стороной ответчика суду представлены договор №23-20 от 09.11.2020 на разработку рабочей документации, заключенный между ФИО1 и ИП ФИО7 согласно которому последняя приняла обязательства о разработке рабочей документации «магазин по <адрес>», заключение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по <адрес>, утвержденный градостроительный план земельного участка.

Эксплуатация объекта без полученного в установленном ГрК РФ порядке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства, которое является основным документом, подтверждающим безопасность возведенного объекта капитального строительства, его соответствие требованиям строительных, санитарно-эпидемиологических норм, правилам пожарной безопасности, влечет угрозу жизни и здоровью, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц.

Учитывая, что эксплуатация недостроенного здания противоречит действующему законодательству и создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости запретить ответчику осуществлять на принадлежащем ей земельном участке строительную деятельность до получения разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства и об удовлетворении исковых требований.

Поскольку иск администрации МО «город Астрахань» удовлетворен, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ФИО1 в доход местного бюджета в размере, установленном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налоговым кодексом РФ, то есть в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск администрации МО «Город Астрахань» в лице Управления муниципального контроля к Гамзаевой Шекер Алисовне о приостановлении деятельности по осуществлению строительных работ – удовлетворить.

Обязать ФИО1 Шекер Алисовну приостановить деятельность по осуществлению строительных работ (возведение второго и последующих этажей здания с кадастровым номером <№> на земельном участке с кадастровым номером <№> площадью 987 кв.м., расположенный по <адрес>, до полного устранения выявленных нарушений градостроительного законодательства.

Взыскать с ответчика Гамзаевой Шекер Алисовны в доход бюджета муниципального образования «Город Астрахань» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца через районный суд, вынесший решение, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Н. Суханбердиева

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 года.

Судья А.Н. Суханбердиева