ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1141/13 от 05.12.2013 Добрянского районного суда (Пермский край)

 Дело № 2-1141/13

                      Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г. Добрянка                                 5 декабря 2013 года

     Добрянский районный суд Пермского края в составе:

 председательствующего судьи Липилиной Д.Г.

 с участием заместителя прокурора г. Добрянка Щанникова О.С.

 представителя Администрации ФИО19 городского поселения ФИО10

 секретаря Тюряковой О.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Администрации ФИО20 городского поселения о признании незаконным Представление, вынесенное заместителем прокурора ФИО21 ДД.ММ.ГГГГг. за № «<данные изъяты>

 у с т а н о в и л :

 Глава Администрации ФИО18 городского поселения обратился в Добрянский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным Представления, вынесенного заместителем прокурора <адрес> ФИО9, № от ДД.ММ.ГГГГ. на имя главы ФИО22 городского поселения ФИО16 «<данные изъяты>

 Свои требования он мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы ФИО23 городского поселения ФИО16 заместителем прокурора <адрес> ФИО9 было вынесено Представление <данные изъяты> с требованием:

 -о безотлагательном рассмотрении представления;

 - принятии действенных мер по устранению выявленных нарушений законодательства;

 - недопущению их в дальнейшей работе;

 - привлечении к дисциплинарной ответственности советника главы ФИО8 поселения ФИО13, первого заместителя главы городского поселения ФИО12 к дисциплинарной ответственности;

 - о результатах рассмотрения представления, о принятых мерах сообщить в письменной форме не позднее, чем в течении 30-ти дневный срок со дня внесения акта прокурорского реагирования.

 Данным Представлением разъяснено, что оно должно быть рассмотрено с участием прокурора, о дате и времени рассмотрения представления не менее чем за пять дней уведомить прокурора, в случае невыполнения требований прокурора вытекающих из его полномочий лица виновные в не исполнении будут привлечены к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

 Представление мотивировано тем, что :

 1.Администрацией ФИО24 городского поселения не обеспечено исполнение требований по п. 6 ч. 1 ст. 44, ч.ч. 2, 3 ст. 47 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ. «Общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ст. 48 Устава муниципального образования «ФИО5 поселение»; п. 4.3 Положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления ФИО25 городского поселения, утвержденного решением Думы ФИО26 городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ., а именно:

     - нарушен порядок опубликования нормативного правового акта - проекта «<данные изъяты>», утвержденного Постановлением Администрации ФИО27 № от ДД.ММ.ГГГГ.; а именно ДД.ММ.ГГГГг. Постановление Администрации ФИО28 городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. и текстовая часть изменения в схему опубликованы в официальном бюллетене № № однако, графическая часть текста, как в официальном печатном издании, так и на официальном сайте муниципального образования не опубликованы, хотя фактически уже применяются изменения внесенные постановлением, не опубликованные в средствах массовой информации;

 - не определен срок вступления в действие изменений внесенных в Схему, утвержденную Постановлением ФИО1 ДГП № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ Представление заместителя прокурора <адрес> ФИО9, ФИО1 ФИО8 поселения считает его незаконным и не обоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства по следующим основаниям.

 В силу п. 3 ст. 10 ФЗ № 381, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 Пунктом 5 ст. 10 ФЗ № определено, что утвержденная схема размещения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Кроме того, данная схема размещается на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления.

 Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (п. 3 ст. 47 Ф№ № от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

 Постановление Администрации ФИО29 городского поселения от № от ДД.ММ.ГГГГ «ФИО30 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО5 поселения ФИО7 муниципального района <адрес>» является муниципальным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина. Пунктом 3 указанного постановления установлено, что постановление вступает в силу с момента официального опубликования.

 В силу п. 2, 3 ст. 47 ФЗ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).

 В силу п. 7. ст. 48 Устава МО «ФИО5 поселение», утв. ФИО2 ФИО8 поселения № от ДД.ММ.ГГГГ., правовые акты ФИО8 поселения, подлежащие официальному обнародованию, размещаются в течение десяти дней с момента подписания в общественно доступных местах, определенных ФИО2 поселения.

 В соответствии с п. 4.8. Положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления ФИО5 поселения, утвержденного ФИО2 ФИО8 поселения от № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ нормативные правовые акты поселения, подлежащие обнародованию, размещаются в течение десяти дней со дня их подписания в следующих общественно доступных местах:

 - Центральная городская библиотека в <адрес>;

 - Филиал № муниципального учреждения культуры «Добрянская городская централизованная библиотечная система» (микрорайон ФИО31);

 - Ключевской филиал № МУК «ФИО32 городская централизованная библиотечная система» (<адрес>);

     - официальный сайт ФИО5 поселения.

 Правовые акты ФИО8 поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее десяти дней с момента подписания и вступают в силу после их официального опубликования.

 Неопубликованные правовые акты ФИО8 поселения и приложения к ним, подлежащие официальному опубликованию, не применяются.

 Официальным опубликованием правового акта ФИО8 поселения является первая публикация его текста в средстве массовой информации, учрежденном органами местного самоуправления, либо в средстве массовой информации, определяемом по результатам конкурса.

 Правовые акты ФИО8 поселения, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), публикуются не позднее десяти дней с момента подписания.

 Закон не предъявляет четких требований к графической части схемы и не требует публикации, как того требуют прокурор.

 В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 Постановление Администрации ФИО33 поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. было опубликовано в официальном бюллетене органов местного самоуправления ФИО5 поселения № от ДД.ММ.ГГГГ., на официальном сайте муниципального образования ФИО5 поселение: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ

 Постановлением Администрация утвердила проект «О внесении изменений в схему нестационарных торговых объектов» в составе текстовой части и графической; графическая часть документа в печатном издании не приводилась; Постановление в полном объеме (текстовая и графическая часть) было опубликовано в сети Интернет на сайте ФИО5 поселения.

 Таким образом, учитывая, что Постановление ФИО34 было обнародовано, при этом в полном объеме, в т.ч. и графическая часть, а также применяя судебную практику высших судов (абз. 5 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГг. «<данные изъяты> определено, что, в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме (определение ВС РФ № 74-Г07-19 от ДД.ММ.ГГГГг.), порядок опубликования Администрацией ФИО35 не нарушен, соответственно, внесенные в схему размещения нестационарных торговых объектов изменения подлежат применению.

 Доказательством того, что данный акт был обнародован, является не только наличие его в электронной информационной базе (Интернете), но и применение положений оспариваемого акта различными ведомствами, государственными организациями, судами. При принятии ФИО2 о незаконности действий, тщательно должен выясняться, не только сам факт такой публикации, но и правовые последствия этого.

 Однако, Представление заместителя прокурора внесено без проведения дополнительной проверки, без достаточных поводов и оснований, при отсутствии со стороны ФИО1 нарушений, при наличии в законе четко определенного порядка вступления в силу актов «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов торговли», даты вступления в сил, как схемы, так и изменений в носимых в неё, при отсутствии нарушений и негативных последствий для лиц права которых затронуты.

 В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о регулировании торговой деятельности, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

 Согласно ч.1,3 ст.10 Закона о регулировании торговой деятельности, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Пермского края № 483-п от 11.08.2010г. утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).

 Согласно п. 3.1. вышеназванного Порядка, проект схемы разрабатывается и утверждается в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия схемы; иных дат, сроков разработки и утверждения схемы действующее законодательство Российской Федерации не содержит. Также не содержит действующее законодательство норму, позволяющую органу местного самоуправления откладывать по каким-либо причинам дату утверждения схемы.

 Таким образом, исходя из толкования приведенных норм, проект схемы подлежал разработке и утверждению не позднее 01 ноября года, предшествующего году начала срока действия схемы.

 ДД.ММ.ГГГГ. Главой Администрации ФИО7 ФИО8 поселения утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО5 поселения ФИО7 муниципального района <адрес>. Схема утверждена в соответствии с Порядком, была опубликована и вступила в силу. Изменения в схему, утвержденные Постановлением ФИО1 ФИО8 поселения № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с Порядком, были согласованы и направлены в соответствующие органы, утверждены и опубликованы в соответствии с Порядком.

 То, что в Постановлении не определен срок вступления в силу Изменений в схему, в нарушение Порядка не является нарушением должностных лиц администрации ФИО36 указанный срок вступления в силу был согласован с Министерством развития предпринимательства и торговли <адрес> и изменения вступили в силу с момента официального опубликования.

 По смыслу ст. ст. 26, 251 ГПК РФ оспариваемый акт может и не быть опубликован, если такой порядок установлен после его принятия, но существенно в данном случае то, что его фактическое применение нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

 В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель имеет право: привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым Кодексом, иными федеральными законами.

 Поскольку привлечение виновных в нарушении лиц к дисциплинарной ответственности находится в компетенции работодателя, а к реализации действий по привлечению к дисциплинарной ответственности работодатель не может быть
принужден, требование с возложением обязанности о привлечении ФИО3 ФИО8 поселения ФИО13, первого заместителя ФИО6 ФИО8 поселения ФИО12 к дисциплинарной ответственности является незаконным. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не регулирует дисциплинарную ответственность лиц, на которых возложено работодателем исполнение обязанностей.   

 При внесении представления не конкретизировано в чем выражаются причины и условия, способствующие совершению нарушений, в чем выразились, каким образом они подлежат устранению; правовых доводов, которые могли бы повлечь нарушение прав и свобод граждан не приведены.   

 Так как, в соответствии со ст. 24 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации», требования, содержащиеся в Представлении прокурора, носят обязательный характер для органа или должностного лица, и должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме и за невыполнение которых установлена федеральным законом, статьей № КоАП РФ административная ответственность, в том числе и лиц, на которые возложена обязанность по исполнению требований ДД.ММ.ГГГГ., Представление заместителя прокурора было рассмотрено коллегиально с участием специалистов ФИО1, представители прокуратуры участие в рассмотрении не принимали, о дате, месте и времени рассмотрения представления были уведомлены заранее (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.). ДД.ММ.ГГГГ. результаты рассмотрения представления, информация о принятом решении и доводы в письменном виде были направлены в прокуратуру <адрес> (л.д. 16-19).

 В судебном заседании представитель Главы Администрации ФИО7 ФИО8 поселения настаивал на удовлетворении заявленных требований, по основаниям указанным в заявлении. Пояснил, что Представление считают незаконным, поскольку Постановление № «<данные изъяты>» с приложением самой схемы (текстовой и графической частей) опубликовано на официальном сайте МО «ФИО5 поселение»; кроме того Текст указанного постановления и схема (текстовая часть) в установленные законом сроки были размещены в официальном бюллетене органов местного самоуправления ФИО7 ГП за № от ДД.ММ.ГГГГг. Вместе с тем, в той части, что в самом тексте Постановления № отсутствует указание на начало срока действия Схемы, требование прокурора считает законным.

 Прокурор считает, что требование Главы Администрации ФИО7 ФИО8 поселения удовлетворению не подлежит. Свое мнение мотивировал тем, что, на основании ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура вправе производить проверку законности нормативно-правовых актов, принятых органами местного самоуправления. При проверке Постановления ФИО1 ФИО8 поселения, за подписью Главы ФИО37 ФИО16, № от ДД.ММ.ГГГГг. <данные изъяты> края» были установлены нарушения порядка обнародования нормативного правового акта и порядка вступления его в силу. Само Постановление № не является нормативно-правовым актом, им является утвержденный проект «О внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО5 поселения ФИО7 муниципального района <адрес>», который имеет две части : текстовую и графическую. В нарушение требований Конституции РФ (ст. 15), ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ст. 10), ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 44, 47), Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утв. Постановлением Правительства Пермского края № 483-п (п. 3.1-3.3), Положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления ФИО5 поселения, Устава МО «ФИО5 поселение», графическая часть схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО5 поселения (которая является неотъемлемой частью нормативно-правового акта) не была обнародована: она не опубликована в официальном бюллетене. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления для всеобщего доступа должны быть официально опубликованы. Официальным средством массовой информации ФИО5 поселения, в соответствии с Постановлением Администрации ФИО38 № от ДД.ММ.ГГГГ., является официальный бюллетень. На сайте МО «ФИО5 поселение» имеется текст Постановления № ДД.ММ.ГГГГ., приложение (текстовая часть), а графическая часть не размещена по настоящее время. Кроме того, в Постановлении № не определен срок вступления внесенных в схему изменений, - с ДД.ММ.ГГГГг., который установлен ФЗ № 381 и Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утв. Постановлением Правительства Пермского края № 483-п. Ответственным за формирование выпусков официального печатного средства массовой информации (официального бюллетеня) и за взаимодействие с организациями, осуществляющими издание и распростране6ние бюллетеня, является ФИО3 ДГП ФИО13, а ответственным по контролю за исполнением Постановления № является заместитель ФИО6 ДГП ФИО12, поэтому в целях принятии мер к недопущению нарушения законодательства, в Представлении было указано на привлечение указанных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, что согласуется с правами прокурора, определенными ст.ст. 22, 24 ФЗ «О прокуратуре».

      Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд считает, что заявление ФИО1 ФИО8 поселения не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

     ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 ФИО8 поселения, за подписью ФИО4 поселения ФИО16, было издано Постановление № «<данные изъяты>», которым в соответствии со ст. 10 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; ФЗ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»; Постановлением Правительства Пермского края за № 283-п от 11.08.2010г. «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов»; Уставом ФИО5 поселения, был утвержден Проект «О внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО5 поселения ФИО7 муниципального района <адрес>» в составе текстовой и графической частей. На Отдел архитектуры и градостроительства Администрации ФИО39 были возложены обязанности : в течение № дней с момента официального опубликования настоящего постановления - направить Схему в Министерство развития предпринимательства и торговли <адрес> для размещения на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; обеспечить размещение Схемы на официальном Интернет-сайте МО «ФИО5 поселение». Данное Постановление вступает в силу с момента официального опубликования. Контроль за его исполнением возложен на заместителя ФИО4 поселения ФИО12 (л.д. 106-108).

 ДД.ММ.ГГГГ. заместителем прокурора <адрес> на имя ФИО1 ФИО8 поселения ФИО16 было внесено Представление (№ №) «<данные изъяты>», в котором указано, что нарушен порядок опубликования нормативно-правового акта, установленный для официального опубликования муниципальных правовых актов, поскольку в официальном средстве массовой информации МО «ФИО5 поселение», коим является <данные изъяты>», опубликован текст Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ текстовая часть схемы, но не опубликована графическая часть схемы, которая является неотъемлемой частью нормативного правового акта. Кроме того, не определен срок вступления внесенных в схему изменений, а именно: с ДД.ММ.ГГГГг. На основании ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором заявлено требование : устранить указанные нарушения законодательства, принять меры к недопущению подобных нарушений в дальнейшем; ФИО3 ФИО8 поселения ФИО13, заместителя ФИО6 ФИО8 поселения ФИО12, виновных в допущении указанных нарушений, привлечь к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей (л.д. 111-113).

 В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 В соответствии со ст. 44 ФЗ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться Уставом муниципального образования.

 Согласно ст. 47 вышеуказанного Федерального закона, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

 В соответствии со ст. 41 Устава МО «ФИО5 поселение» (л.д. 95-96), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поселения в пределах своих полномочий принимают и издают муниципальные правовые акты, в систему которых входят, в том числе, правовые акты ФИО6 ФИО8 поселения, ФИО1 ГП.

 Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов регламентирован ст. 48 Устава Муниципального образования «ФИО5 поселение» (л.д. 99-100), согласно которой:

 Правовые акты ФИО8 поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее 10 дней с момента подписания и вступают в силу после их официального опубликования. Неопубликованные правовые акты и приложения к ним, подлежащие официальному опубликованию, не применяются.

 Официальным опубликованием правового акта городского поселения является первая публикация его текста в средстве массовой информации, учрежденном органами местного самоуправления, либо в средстве массовой информации, определяемом по результатам конкурса.

 Правовые акты городского поселения, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), публикуются не позднее 10 дней с момента подписания.

 При публикации правовых актов городского поселения указываются полное наименование вида акта, органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, принявшего соответствующий акт; должность лица, подписавшего акт; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата и регистрационный номер акта; его название, содержание.

 Правовые акты, подлежащие официальному обнародованию, размещаются в течение 10 дней с момента подписания в общественно доступных местах, определенных Решением Думы поселения.

 По п. 5 ст. 10 ФЗ № 381 от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Решением Думы ФИО7 городского поселения за № от 19.11.2008г. (л.д. 138) было утверждено «Положение о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления ФИО5 поселения (л.д. 139-142). Согласно указанного положения, к нормативным правовым актам местного самоуправления отнесены: ФИО2 ФИО8 поселения; постановления, распоряжения ФИО4 ГП (п. 1.4), содержащие правовые нормы, рассчитанные на неограниченный круг субъектов и многократное или постоянное применение (п. 2.6). Официальное издание органов местного самоуправления – это печатное средство массовой информации (газета, журнал, бюллетень, иное издание), в котором в соответствии с ФИО2 органов местного самоуправления производится публикация принятых им нормативных правовых актов и иной официальной информации (п. 2.1).Обнародовать – объявить для всеобщего сведения (п. 2.3), опубликовать – объявить, предать гласности в печатном органе (п. 2.4). Нормативные правовые акты органом местного самоуправления ФИО5 поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если самим актом не установлен другой порядок вступления в силу. Неопубликованные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, подлежащие обязательному опубликованию (обнародованию), не применяются (п. 4.1). Нормативные правовые акты органом местного самоуправления муниципального образования публикуются полностью. Если в тексте нормативного правового акта дается ссылка на приложение, то данное приложение подлежит обязательному опубликованию в том же номере издания, поскольку является неотъемлемой частью данного акта (п. 4.3). Нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат официальному опубликованию в течение № дней после их подписания (п. 4.6). Официальным опубликованием нормативных правовых актов поселения считается первая публикация их текстов в газете, с которой заключен на текущий год договор на информационное размещение нормативных правовых актов органов местного самоуправления и иной официальной информации (п. 4.7). Нормативные правовые акты поселения, подлежащие обнародованию, размещаются в течение № дней со дня их подписания в следующих общественно-доступных местах: Центральная городская библиотека в <адрес>; филиал № МУК «ФИО40 центральная городская библиотечная система» (микрорайон «ФИО41»); ФИО42 филиал № МУК «ФИО43 центральная городская библиотечная система» (д. Ключи); официальный сайт ФИО5 поселения (п. 4.8).

 ДД.ММ.ГГГГг. Администрацией ФИО44 ФИО8 поселения, за подписью и.о. ФИО6 ФИО45 ФИО14, было вынесено Постановление № «<данные изъяты>», которым учреждено печатное средство массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления ФИО5 поселения» в двух разделах: «правовые акты», «официальная информация». В разделе «правовые акты» опубликованию подлежат нормативные правовые акты органов местного самоуправления ФИО7 ГП, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, иные нормативные правовые акты. Ответственным за формирование выпусков бюллетеня, взаимодействие с организациями, осуществляющими издание и распространение бюллетеня назначен ФИО3 ФИО46 ФИО13 (л.д. 143-144).

 Таким образом, с учетом вышеперечисленного, нормативный правовой акт – утвержденный Постановлением ФИО1 ФИО8 поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Проект «<данные изъяты>», состоящий из текстовой и графической     частей подлежал опубликованию (обнародованию) в полном объеме (текст Постановления, приложения: текстовая и графическая части) в течение 10 дней со дня подписания путем опубликования в разделе «правовые акты» печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления ФИО5 поселения»; размещения в течение № дней со дня их подписания в следующих общественно-доступных местах: Центральная городская библиотека в <адрес>; филиал № МУК «ФИО47 центральная городская библиотечная система» (микрорайон ФИО48»); ФИО49 филиал № МУК «ФИО50 центральная городская библиотечная система» (дФИО51); и на официальном сайте ФИО5 поселения.

 Суд, анализируя доказательства по делу, пришел к выводу о том, что Администрацией ФИО52 ФИО8 поселения нарушен порядок опубликования (обнародования) нормативного правового акта – утвержденного Постановлением Администрации ФИО53 ФИО8 поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Проекта «<данные изъяты>

 С нарушением № дневного срока, в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления ФИО5 поселения» за № от ДД.ММ.ГГГГг., было напечатано Постановление ФИО1 ФИО8 поселения ФИО7 муниципального района <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ. «<данные изъяты> на территории ФИО5 поселения ФИО7 муниципального района <адрес>»; пояснительная записка к проекту «О внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО5 поселения ФИО7 муниципального района <адрес>», утвержденной ФИО6 ФИО54 ДД.ММ.ГГГГг.; схема размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО5 поселения, ФИО7 муниципального района, <адрес> (текстовая часть); пояснительная записка. Графическая часть схемы, являющаяся неотъемлемой частью данного нормативного правового акта не была опубликована.

 В судебном заседании представитель заявителя не отрицал данный факт. Однако, настаивал на том, что указанный нормативный документ – утвержденный Постановлением ФИО1 ФИО8 поселения ФИО7 муниципального района <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ. «<данные изъяты>» с приложениями (текстовая и графическая части схемы) были размещены на официальном сайте МО «ФИО5 поселение»: текст Постановления № в разделе «нормативные правовые акты», а Схема (текстовая и графическая части) – ДД.ММ.ГГГГ. в разделе «развитие территории». В официальном бюллетене № от ДД.ММ.ГГГГ. графическая часть схемы не публиковалась из-за большого объема нормативного правового акта.

 Суд считает данную ссылку представителя заявителя несостоятельной, поскольку нормативный правовой акт – утвержденный Постановлением ФИО1 ФИО8 поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Проект «<данные изъяты> состоящий из текстовой и графической     частей, подлежал опубликованию (обнародованию) в полном объеме (текст Постановления с приложениями: текстовая и графическая части) в течение № дней со дня подписания путем опубликования в разделе «правовые акты» печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления ФИО5 поселения» и размещения в течение № дней со дня их подписания в следующих общественно-доступных местах: Центральная городская библиотека в <адрес>; филиал № МУК «ФИО55 центральная городская библиотечная система» (микрорайон «ФИО56 ФИО57 филиал № МУК «ФИО58 центральная городская библиотечная система» (ФИО59); на официальном сайте ФИО5 поселения. Доказательств того, что ФИО1 ГП были соблюдены эти требования суду не представлено. Представленный суду «Официальный бюллетень органов местного самоуправления ФИО60» за № от 30.08.2013г. подтверждает тот факт, что документ в полном объеме не был опубликован (обнародован), срок его опубликования был нарушен. Доказательств размещения указанного нормативного правового акта (в полном объеме) в течение № дней со дня его подписания в общественно-доступных местах (Центральная городская библиотека в <адрес>; филиал № МУК «ФИО61 центральная городская библиотечная система» (микрорайон «ФИО62 Ключевской филиал № МУК «ФИО63 центральная городская библиотечная система» ФИО64)) и на официальном сайте ФИО5 поселения суду также не было представлено. Ссылки представителя заявителя на то, что в общественно-доступных местах был размещен «Официальный бюллетень органов местного самоуправления ФИО5 поселения» за № от ДД.ММ.ГГГГ., а нормативный правовой документ был опубликован на официальном сайте МО «ФИО5 поселение»: текст Постановления № и текстовая часть схемы - в разделе «нормативные правовые акты», а графическая часть схемы – ДД.ММ.ГГГГ. в разделе «развитие территории», не являются доказательствами выполнения требований законодательства об официальном опубликовании (обнародовании) нормативного правового акта органов местного самоуправления ФИО7 ГП, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина.

 Кроме того, в суде нашел свое подтверждение и аргумент Представления зам. Прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что в нарушение законодательства, в документе не указан срок начала действия изменений и дополнений, внесенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ДГП.

 Согласно ч.1, 3 ст.10 ФЗ № 381 от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден Постановлением Правительства Пермского края № 483-п от 11.08.2010г.

 Согласно п. 3.1. вышеназванного Порядка, проект схемы разрабатывается и утверждается в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия схемы. Иных дат, сроков разработки и утверждения схемы действующее законодательство Российской Федерации не содержит. Также не содержит действующее законодательство норму, позволяющую органу местного самоуправления откладывать по каким-либо причинам дату утверждения схемы. Проект схемы разрабатывается на период не менее 5 лет (п. 3.2).

 По п. 3.10 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная схема подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на сайтах уполномоченного органа местного самоуправления и Министерства развития предпринимательства и торговли <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Согласно п. 4.2 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, проект о внесении изменений и дополнений в Схему разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления. Разработанный проект о внесении изменений и (или) дополнений в Схему подлежит согласованию, направлению для уведомления в соответствующие органы, утверждению и опубликованию в порядке, установленном для разработки и утверждения проекта Схемы согласно разделу III Порядка (п. 4.5 Порядка).

 Постановлением ФИО1 ФИО8 поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Проект «<данные изъяты>, т.е. внесены изменения и дополнения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО5 поселения ФИО7 муниципального района <адрес>, которая была утверждена ФИО1 ФИО8 поселения ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные требования Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов в полной мере с ним соотносятся, следовательно, в указанном Постановлении № необходимо было указать на то, что изменения и дополнения, которые им утверждены, начинают действовать с ДД.ММ.ГГГГг.

      В силу ст. 1 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

 Согласно ст. 6 указанного закона, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий влечет за собой установленную законом ответственность.

 По ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора являются :

 - соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

 - соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

 Прокурор, на основании ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», при осуществлении возложенных на него функций вправе: требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона; вносит представление об устранении нарушений закона.

 Согласно ст. 24 вышеуказанного закона, представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

 В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

     Судом установлено, что Постановлением № (п. 4) на заместителя ФИО4 поселения ФИО12 (л.д. 118-119, 151-152) был возложен контроль за исполнением настоящего постановления.

     На ФИО3 ФИО8 поселения ФИО13 (л.д. 149-150), согласно Должностной инструкции (л.д. 120-123) возложена организация взаимодействия со средствами массовой информации, а на основании Постановления ФИО1 ДГП № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 143-144), он является ответственным за формирование выпусков бюллетеня, а также взаимодействие с организациями, осуществляющими издание и распространение бюллетеня.

     Учитывая вышеуказанные нарушения, которые были допущены при опубликовании (обнародовании) нормативного правового акта, утвержденного Постановлением ФИО1 ГП за № от ДД.ММ.ГГГГ., суд считает, что заместитель прокурора при вынесении Представления вправе был ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей заместителя ФИО6 ДГП ФИО12 и ФИО3 ФИО65 ФИО13

     Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 В удовлетворении заявления ФИО4 поселения ФИО16 о признании Представления, внесенного заместителем прокурора <адрес> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГг. № на имя ФИО4 поселения «<данные изъяты> - отказать.

 Решение в течение месяца с момента его изготовления в окончательной (мотивированной) форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.

 Федеральный судья - Д.Г. Липилина

 Не вступило в законную силу