Дело № 2-1141/19 26 февраля 2019 года
Решение в окончательной
форме принято 07.03.2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:
председательствующего судьи Проявкиной Т.А.,
при секретаре Абухбая А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания на территории города Санкт-Петербурга, признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, –
УСТАНОВИЛ:
Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга, в котором просит установить факт ее постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга с апреля 2008 по настоящее время с целью постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Также истица признать за ней и ее семьей право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указала, что она проживает на территории города Санкт-Петербург с апреля 2008 года по настоящее время.
17.10.2017 года у нее родились 4 (четверо) детей: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами о рождении детей. В настоящее время истица зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Истица обратилась в Администрацию Московского района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако, ею получено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 22.12.2017 года № № на том основании, что истицей не представлено доказательств проживания на территории Санкт-Петербурга на протяжении 10 лет.
В обосновании доводов проживания на территории Санкт-Петербурга истицей указано:
1. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована в <адрес>. Несмотря на это истица работала и жила в Санкт-Петербурге, что подтверждается договором безвозмездного пользования жилым помещением. Истица проживала в Санкт-Петербурге совместно со своим молодым человеком.
2. С ДД.ММ.ГГГГ истица принята на работу в ООО «Проектно-исследовательское бюро «Инженерные Экосистемы» (Санкт-Петербург, <адрес><адрес>), уволена ДД.ММ.ГГГГ.
3. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала HR-менеджером в ООО «УИМП-Девелопмент» (Санкт-Петербург, <адрес>).
4. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в ООО «Торговая компания» (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, <адрес>
5. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в качестве руководителя отдела персонала, директора по персоналу, генерального директора в ООО «Радуга».
6. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает директором по персоналу ООО «Радуга».
7. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.
8. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель зарегистрирована по месту пребывания в Санкт-Петербурге, <адрес>, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.
9. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица зарегистрирована по месту жительства в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес><адрес><адрес>, что подтверждается штампом в паспорте и справкой о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время истица вместе со своими четырьмя детьми проживает в квартире общей площадью 50,2 квадратных метра, жилой площадью 30 квадратных метров, что, по мнению истицы, явно недостаточно для полноценного проживания многодетной семьи, которой семья истицы признана свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, она обратилась в суд с настоящим иском.
Истица ФИО1 и ее представитель ФИО9 в суд явились, поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО10 в суд явился, возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. ч. 1 - 3 и 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 2.6.1.1 Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30 августа 2012 года №766-р (ред. от 18.07.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги» при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) надлежит предоставлять документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, либо судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Предметом правового регулирования Закона Санкт-Петербурга №407-65 являются общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно: законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
На основании ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В соответствии с п. 12 Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Таким образом, регистрация подтверждает факт постоянного проживания или временного пребывания в определенной местности.
Между тем, истицей в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о постоянной регистрации и постоянном проживанием на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет.
Как следует из материалов дела, истица обратилась в Администрацию Московского района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако, ею получено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 22.12.2017 года № № на том основании, что истицей не представлено доказательств проживания на территории Санкт-Петербурга на протяжении 10 лет.
Как следует из паспорта гражданина РФ ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ года была зарегистрирована по адресу: Ленинградская <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ года истица была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время зарегистрирована по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
В обосновании доводов проживания на территории Санкт-Петербурга истицей указано, что в период с апреля 2008 года по настоящее время несмотря на то, что она была зарегистрирована в иных регионах, ФИО1 работала и жила в Санкт-Петербурге, что подтверждается ее трудовой деятельностью, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ года истица принята на работу в ООО «Проектно-исследовательское бюро «Инженерные Экосистемы» (<адрес>), уволена ДД.ММ.ГГГГ года истица работала HR-менеджером в ООО «УИМП- Девелопмент» (Санкт-Петербург, ш. Революции, 12 к. 2 лит. А); с ДД.ММ.ГГГГ года истица работала в ООО «Торговая компания» (<адрес>); с ДД.ММ.ГГГГ года истица работала в качестве руководителя отдела персонала, директора по персоналу, генерального директора в ООО «Радуга»; с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время истица работает директором по персоналу ООО «Радуга».
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылалась, в том числе и на то, что с ДД.ММ.ГГГГ года истица зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель зарегистрирована по месту пребывания в Санкт-Петербурге, <адрес>, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, само по себе фактическое пребывание истца в Санкт-Петербурге более 10 лет не является достаточным основанием для включения спорного периода в срок постоянного проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года №409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» необходимым условием для принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма является проживание в Санкт-Петербурге при наличии регистрации постоянного места жительства.
Указанная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года №17-О, согласно которому при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт работы ФИО1 на территории Санкт-Петербурга, а также факт найма жилого помещения на территории Санкт-Петербурга, наличие временной регистрации не подтверждает наличие постоянной регистрации на территории Санкт-Петербурга, и соответственно постоянного проживания.
Доводы о том, что Распоряжением №-р от 29.12.2017 года Администрации Московского района Санкт-Петербурга истица и ее четверо малолетних детей признаны нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга – жилого помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку, как было указано ранее, основанием для постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
При этом, суд также не принимает во внимание показания свидетеля ФИО11, пояснившая, что у истицы долгое время было съемное жилье, поскольку также не может является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку истице право регистрации в съемном жилье не предоставили, при этом, истица сохраняла свою регистрацию в <адрес>, доказательства того, что она отказалась от прав пользования жилым помещением по месту регистрации в период с 2009 по 2016 год, в материалы дела не представлены.
Относительно доводов о наличии либо отсутствии прав у истицы на приобретенное по договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ЛСР. Недвижимость-Северо-Запад» и ФИО11, ФИО2, полученное по акту приема-передачи объекта долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ – четырёхкомнатной квартиры общей площадью 99,5 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес><адрес>, и незарегистрированное в установленном порядке, не имеет в данном случае значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку необходимым условием для принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма является постоянное проживание в Санкт-Петербурге более 10 лет, что не было подтверждено истицей, представленными в материалы дела доказательствами.
Поскольку само по себе фактическое пребывание истицы в Санкт-Петербурге не является достаточным основанием для включения спорного периода в срок проживания в Санкт-Петербурге, суд пришел к выводу о том, что исковые требования ФИО1 об установлении факта проживания на территории <адрес>, признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания на территории города Санкт-Петербурга, признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: