ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1141/20 от 02.09.2020 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2-1141/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2020 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сандановой Д.Б. при секретаре Кручина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чита гражданское дело по иску

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11

к муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» о взыскании недополученной заработной платы, о взыскании денежной компенсации за задержку недополученной заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда

установил:

истцы каждый в отдельности обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее: ФИО1 работает у ответчика с 19.12.2018 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2019 ведущего бухгалтера, ФИО3 с 09.04.2019 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2019 ведущего бухгалтера, ФИО2 с 14.05.2019 в должности ведущего бухгалтера, ФИО5 с 16.03.2017 в должности ведущего бухгалтера, ФИО6 с 25.03.2019 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2019 ведущего бухгалтера, ФИО4 с 16.03.2017 в должности ведущего бухгалтера, ФИО7 с 31.05.2018 в должности бухгалтера 1 категории, с 20.07.2018 ведущего бухгалтера, с 15.05.2019 по 01.10.2019 находилась в отпуске по беременности родам, в отпуске по уходу за ребенком, ФИО8 с 19.04.2017 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2019 ведущего бухгалтера, ФИО9 с 20.03.2017 в должности ведущего, с 08.05.2019 начальника отдела, с 13.05.2019 по 30.05.2019 0,5 ставки ведущего бухгалтера, ФИО10 с 19.12.2017 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2018 заместителя главного бухгалтера, с 19.04.2019 начальника отдела, ФИО11 с 16.03.2017 в должности ведущего бухгалтера.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края должность ведущего экономиста (бухгалтера) отнесена к разделу 2.3 Профессиональная квалификационная группа

Отраслевые должности служащих третьего уровня, четвертый квалификационный уровень, должность бухгалтера отнесена к Разделу 2.2 «Отраслевые должности служащие второго уровня «третий квалификационный уровень.

На основании постановления Правительства Забайкальского края от 20.11.2018№ 472 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382 вступившего в законную силу с 1.01.2019 должностной оклад ведущего бухгалтера должен составлять 7233 руб., бухгалтера 1категории 6232 руб.

Однако заработная плата с 1.01.2019 не была приведена в соответствии с указанными нормативными актами. Истцы (кроме ФИО7) просят взыскать с ответчика недополученную заработную плату, денежную компенсацию за задержку недополученной заработной платы за период с 01.01.2019 по 01.10.2019 в пользу ФИО1 - 100803,27 руб., ФИО3-56243,33 руб., ФИО2 41803 руб. 79 коп., 6463,42 руб., ФИО5-73722,84 руб., ФИО6-77187 руб., ФИО4-97405,70 руб. ( зарплата), 17803 руб. 02 коп. (компенсация за задержку), ФИО7 ФИО8- 83567,51 руб., ФИО9- 123802,17 руб., 21727,33 руб., ФИО10-142616 руб., ФИО11-82651,76 руб., 15459,90 руб., ФИО7 с 01.01.2019 по 15.05.2019 46286,67 руб., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб. в пользу каждого из истцов.

В ходе судебного разбирательства протокольным определением суда иски сторон объединены в одно производство, делу присвоен номер №2-1141/2020.

В ходе судебного разбирательства истцы требования уточнили, просили взыскать компенсацию за задержку зарплаты: ФИО1 - 19409 руб. 49 коп., ФИО12 11663,89 руб., ФИО8 15139 руб., ФИО10 24567,54 руб., а также просит производить взыскание по день фактической оплаты задолженности.

ФИО9 просила взыскать недополученную зарплату в размере 133355,33 руб., проценты за задержку зарплаты 24404,40 руб., с 03.09.2020 по день выплаты основного долга, компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб., от иска в части взыскания премии 5465 руб. отказалась.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 требования поддержали.

Истцы ФИО6, ФИО10 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» ФИО13, ФИО14 иск не признали. ФИО14 заявила ходатайство о применении срока исковой давности, предусмотренного ст.392 ТК РФ.

Председатель привлеченного к участию в деле в качестве 3 лица Комитета по финансам администрации муниципального района «Читинский район» ФИО15 иск не признала, заявила ходатайство о применении срока исковой давности.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В ст. 381 ТК РФ установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч.ч.2, 4 ст. 392 ТК РФ).

Судом установлено, что истцы работают в муниципальном казенном учреждении «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» ФИО1 работает у ответчика с 19.12.2018 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2019 ведущего бухгалтера, ФИО3 с 09.04.2019 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2019 ведущего бухгалтера, ФИО2 с 14.05.2019 в должности ведущего бухгалтера, ФИО5 с 16.03.2017 в должности ведущего бухгалтера, ФИО6 с 25.03.2019 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2019 ведущего бухгалтера, ФИО4 с 16.03.2017 в должности ведущего бухгалтера, ФИО7 с 31.05.2018 в должности бухгалтера 1 категории, с 20.07.2018 ведущего бухгалтера, с 15.05.2019 по 01.10.2019 находилась в отпуске по беременности родам, в отпуске по уходу за ребенком, ФИО8 с 19.04.2017 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2019 ведущего бухгалтера, ФИО9 с 20.03.2017 в должности ведущего, с 08.05.2019 начальника отдела, с 13.05.2019 по 30.05.2019 0,5 ставки ведущего бухгалтера, ФИО10 с 19.12.2017 в должности бухгалтера 1 категории, с 19.04.2018 заместителя главного бухгалтера, с 19.04.2019 начальника отдела, ФИО11 с 16.03.2017 в должности ведущего бухгалтера.

Условия оплаты труда предусмотрены заключенными между сторонами трудовыми договорами и дополнительными соглашениями.

Истцы (кроме ФИО7) просят взыскать недополученную заработную плату за период с 01.01.2019 по 30.09.2019, ФИО7 за период с 01.01.2019 по 15.05.2019.

Обратившись в суд ФИО1 17.08.2020, ФИО3 11.08.2020, ФИО5 29.07.2020, ФИО8 29.07.2020, ФИО9 -3.08.2020, ФИО10 21.07.2020, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО11 -10.08 2020, истцы пропустили срок исковой давности по требованиям о взыскании заработной платы ФИО1 за январь- июль 2019, ФИО3 за январь-июль 2019, ФИО5 за январь- июнь 2019, ФИО8 за январь-июнь 2019, ФИО9 - за январь - июль 2019, ФИО10 за январь-июнь 2019, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО11 - за январь- июль 2019, ФИО7 за период с 01.01.2019 по 15.05.2019 с учетом сроков выплаты заработной платы.

Уважительных причин пропуска срока истцами не названо и судом не установлено. Ссылка на то, что о нарушении своих прав истцы узнали после вынесения решения суда об удовлетворении аналогичного иска несостоятельна, поскольку истцы имели возможность узнать о неполной выплате зарплаты в момент ее получения.

С учетом изложенного требования о взыскании недополученной заработной платы истцов ФИО1 за январь-июль 2019, ФИО3 за январь-июль 2019, ФИО5 за январь - июнь 2019, ФИО8 за январь-июнь 2019, ФИО9 - за январь-июль 2019, ФИО10 за январь-июнь 2019, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО11 - за январь - июль 2019, ФИО7 01.01.2019 по 15.05.2019, не могут быть признаны законными и обоснованными.

Оснований для удовлетворения остальной части исковых требований истцов также не имеется.

В соответствии со статьей 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательно включаются в трудовой договор

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.11.2018 N 472 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года N382" "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" утверждены изменения размеров базовых окладов. Постановление вступило в силу с 01 января 2019 года.

Постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 23.11.2014 №2909 "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников муниципальных учреждений муниципального района «Читинский район» с изменениями, внесенными постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 07.02.2018 № 279 установлены оклады работников муниципальных учреждений.

Согласно данного постановления (раздел 2.3 Профессиональная квалификационная группа «общеотраслевые должности служащих третьего уровня» базовый должностной оклад бухгалтера первой категории составляет 5153 руб., ведущего бухгалтера 5257 руб., заместителя главного бухгалтера 5361 руб., начальник а отдела 5465 руб.

Из материалов дела следует, что заработная плата за спорный период истцам начислялась и выплачивалась в соответствии с данными размерами окладов, что соответствует условиям заключенных трудовых договоров, Положения об оплате труда работников учреждения, утвержденного приказом председателя Комитета образования № 28-р от 13.02.2017 и трудового договора.

Доводы о том, что размеры окладов с 01.01.2019 должны соответствовать установленным Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N382 размерам базовых окладов суд отклоняет.

Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

В силу пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в РФ определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов. Из приведенных правовых норм следует, что суд не вправе рассматривать вопрос о том, имелись ли возможности у органа местного самоуправления в определенный период на 01.01.2019 принять нормативный правовой акт в сфере определения размера базовых окладов работников муниципальных учреждений, а также правомерность введения дополнительных штатных единиц.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Ответчик является муниципальным казенным учреждением созданным решением учредителя администрации муниципального района «Читинский район» - постановлением №268 от 3.02.2017 «О создании муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район».

Приказом председателя Комитета образования № 28-р от 13.02.2017 утверждено Примерное Положения об оплате труда работников учреждения, в п.п.1.2.,1.10. которого указано, что оплата труда работников включает в себя размеры окладов (должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, систему премирования и устанавливается в соответствии с Положением №1 заработная плата работникам выплачивается за счет средств бюджета муниципального района «Читинский район».

В соответствии с п. 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол № 12) органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании системы оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2019 необходимо учитывать следующее.Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений в том числе педагогических работников, достигнутого в 2018 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. Согласно подпункту "в" пункта 6 раздела IV" Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений" вышеназванных Рекомендаций, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N382 "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" (в редакциях, начиная с 3.04.2015)

рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края обеспечить установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работникам муниципальных учреждений в размерах не ниже установленных настоящим постановлением. Определить источником финансирования установления указанных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат, а также внедрения обоснованных норм труда

Как следует из материалов дела расходы бюджета Комитета образования на 2019 год на начисление и выплаты по оплате труда фонд заработной платы) составили 13 217 599 руб., что превышает показатели за 2018 (сумма расходов составила 10804530 руб.

С 1.01.2019 источник финансирования для установления базовых окладов (ставок заработной платы из средств фонда заработной платы до октября 2019 на уровне районе не был определен, поскольку оснований для отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат не установлено, внедрения обоснованных норм труда не производилось. Постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 3.12.2019 № 42-НПА определено повышение заработной платы соответствующей категории работников с 01.10.2019, что не противоречит рекомендательному характеру постановления Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N382, дающего возможность органам местного самоуправления осуществить самостоятельно повышение базовых окладов

На основании ч.4 ст. 61 ГПК РФ решения, принятые судом по аналогичным искам ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 не имеют преюдициальное значение при разрешении данного гражданско-правового спора.

Таким образом, нарушений ответчиком трудовых прав истцов и правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Заработная плата истцам начислялась и выплачивалась в полном объеме, в соответствии со штатным расписанием, условиями трудового договора и локальными актами работодателя, регламентирующими оплату труда работников учреждения, с учетом предусмотренных надбавок. Судом не установлено оснований для выплаты истцам должностных окладов в большем, чем определено трудовым договором и установленной работодателем системой оплаты труда, размере.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: Подпись Санданова Д.Б.

Решения суда в окончательной форме принято 09.09.2020