Дело № 2-1141/2012
†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?���������
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 октября 2012 г. г. ФИО1
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Горошниковой Л.Н., при секретаре Закировой Г.Р., с участием представителя заявителя ФИО2, представителя заинтересованного лица – Управления Росреестра по РТ ФИО3, заинтересованного лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд
при Президенте Республики Татарстан» о признании незаконными
решений об отказе в государственной регистрации права
собственности и договора купли-продажи,
у с т а н о в и л:
Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиры № расположенные по адресу: <адрес>, и договора купли-продажи указанных квартир, понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан осуществить государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на указанные квартиры, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере I600 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее - Фонд) по договору купли-продажи недвижимого имущества от № продала указанные квартиры ФИО4. Квартиры 1,3,4,5,7,8 принадлежали Фонду на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> - на основании договора передачи в собственность жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в установленном порядке. ДД.ММ.ГГГГ Фонд и ФИО4 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по РТ) с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на указанное недвижимое имущество. Однако сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ в этом им было отказано со ссылкой на то, что жилые помещения, являются объектом культурного наследия и могут быть отчуждены при наличии охранного обязательства собственника - Фонда, паспорта объекта культурного наследия, заявления о регистрации ограничения (обременения), и квитанции об уплате государственной пошлины, решения Попечительского Совета, которые не были представлены. Отказы в регистрации считают незаконными. Ранее в уведомлениях о приостановке государственной регистрации не были указаны конкретные основания приостановки. На момент регистрации договоров дарения и передачи в собственность, перехода права собственности Фонду в документах не было указано на принадлежность передаваемого имущества к объектам культурного наследия, Управление Росреестра по РТ не требовало представления охранного обязательства и регистрации обременения (ограничения). Кроме того, имеется охранное обязательство на указанное недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ООО «ГлавИнвестПроектСтрой», с которым был заключен договор на реконструкцию здания, в котором расположены квартиры. Предоставление паспорта объекта культурного наследия, решения Попечительского Совета Фонда при государственной регистрации сделки, не требуется. Просят восстановить Фонду пропущенный срок обращения в суд, так как ДД.ММ.ГГГГ Фонд обратился с аналогичными требованиями в Арбитражный суд РТ, но производство по делам было прекращено ДД.ММ.ГГГГ ввиду не подведомственности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что отказ в государственной регистрации права собственности на квартиры и договора купли-продажи указанных квартир основан на законе, представление указанных документов является обязательным при государственной регистрации перехода прав на объекты культурного наследия, к которым относится здание, где расположены квартиры.
Заинтересованное лицо ФИО4 поддержал требования заявителя и пояснил, что Министерством культуры РТ ему выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ на здание, в котором расположены квартиры, он будет реставрировать здание.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 164 ГК РФ сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 16 указанного Закона установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица; при этом к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Пунктом 1,2 ст. 17 Закона предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в названном Законе, если представленные им документы отвечают требованиям данного Закона и если иное не установлено законодательством РФ.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации исчерпывающе перечислен в ст. 20 Закона. К числу таких оснований относится, в частности, непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что согласно договору № купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – Фонд) продала ФИО4 квартиры №, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие Фонду на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, договора передачи в собственность жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Квартиры переданы покупателю по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ стороны договора купли-продажи недвижимого имущества обратились в Чистопольский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по РТ) с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на указанное недвижимое имущество.
Уведомлениями Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ заявителям сообщено о приостановке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сроком на один месяц - до ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием решения Попечительского Совета Фонда, а также сомнениями в достоверности сведений, указанных в договоре купли-продажи, так как данные квартиры расположены в здании, которое находится в списке объектов культурного наследия. По заявлению представителя Фонда указанный срок приостановки государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним продлен на срок до трех месяцев.
Сообщениями Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителям было отказано со ссылкой на то, что здание, в котором расположены данные квартиры, является объектом культурного наследия республиканского значения, однако в нарушение действующего законодательства на государственную регистрацию сделки не были представлены охранное обязательство собственника объекта культурного наследия – Фонда с регистрацией ограничения (обременения) прав, уплатой государственной пошлины, а также паспорт объекта культурного наследия, решение Попечительского Совета.
В судебном заседании установлено, что одноэтажное кирпичное здание, в котором расположены указанные квартиры – бывший Александровский ночлежный дом, 1896 года строительства, является объектом культурного наследия республиканского значения, внесено в Государственный охранный реестр в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 318 от 04 июня 2001г.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия предусмотрены ст. 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований указанного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Согласно п. 3 ст. 50 указанного Закона Жилые помещения, являющиеся объектом культурного наследия либо частью объекта культурного наследия, могут быть отчуждены в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, с учетом требований упомянутого Закона.
Статьей 21HYPERLINK consultantplus://offline/ref=6DC8740410FD791297C1CEB7F87E30254466F21CE8562F26615D7E10F6A8DAD1D93700C0BBa7U5G Закона предусмотрена выдача собственнику объекта культурного наследия паспорта объекта культурного наследия, в который вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре; при этом законом предусмотрено, что паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия.
Из материалов дела следует, что охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, паспорт объекта культурного наследия Фондом на государственную регистрацию сделки не представлялось. В то же время представлено охранное обязательство объекта культурного наследия, выданное ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГлавИнвестПроектСтрой», с которым Фонд заключил договор на реконструкцию здания, где расположены квартиры.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры РТ выдано охранное обязательство на здание, в котором расположены квартиры, ФИО4 – покупателю или новому собственнику объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" непосредственно при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
С учетом изложенного суд считает, что в настоящее время требования заявителя о понуждении регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на указанное недвижимое имущество подлежат удовлетворению вместе с государственной регистрацией обременения, установленного охранным обязательством на объект культурного наследия.
Ссылка представителя Управления Росреестра по РТ на отсутствие в представленных заявителем на государственную регистрацию сделки документах решения Попечительского Совета Фонда необоснованна, так как согласно Уставу Фонда одним из основных видов деятельности Фонда является приобретение и реализация (отчуждение) жилья - недвижимого имущества, из смысла п. 14.4. Устава не следует, что отчуждение недвижимого имущества – жилья осуществляется лишь при согласии Попечительского Совета Фонда.
В соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из представленных заявителем документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с аналогичными требованиями в Арбитражный суд РТ, но производство по делам было прекращено ДД.ММ.ГГГГ ввиду не подведомственности. В Чистопольский городской суд РТ заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ
При данных обстоятельствах, пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Восстановить Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» срок обращения в суд с заявлением о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности и договора купли-продажи.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан осуществить государственную регистрацию договора № от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи квартир, расположенных по адресу: <адрес> заключенного между Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и ФИО4, перехода права собственности на указанное недвижимое имущество к ФИО4 с обременением, установленным охранным обязательством на данный объект культурного наследия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Н. Горошникова