Дело № 2-1141/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017г. г. Биробиджан ЕАО
Биробиджанский районный суд ЕАО
в составе судьи Лаврущевой О.Н.
при секретаре Мажак Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Еврейской автономной области к Управлению автомобильных дорог и транспорта Правительства Еврейской автономной области, областному государственному казенному учреждению «Автодорпроектконтроль» о понуждении к совершению определенных действий, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЕАО обратился в суд с иском к ответчика о понуждении к совершению определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой ЕАО проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения, допущенные Правительством ЕАО. В силу п.п. 11 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» установлено, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
В соответствии с п. 3.1 ВСН 1-83 при техническом учете автомобильных дорог общего пользования составляется технический паспорт с линейным графиком.
Однако до настоящего времени не проведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения ЕАО: Восточный подъезд к г. Биробиджан; Западный подъезд к г. Биробиджан; Биробиджан – Амурзет в Ленинском и Октябрьском районах; Биробиджан – Унгун – Ленинское.
На основании вышеизложенного, прокурор ЕАО просил суд: обязать управление автомобильных дорог и транспорта Правительства Еврейской автономной области, областное государственное казенное учреждение «Автодорпроектконтроль» провести паспортизацию следующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения ЕАО: Восточный подъезд к г. Биробиджан; Западный подъезд к г. Биробиджан; Биробиджан – Амурзет в Ленинском и Октябрьском районах; Биробиджана – Унгун – Ленинское.
В судебном заседании помощник прокурора Холманских Т.А. доводы иска поддержала, исковые требования уточнила. Просила суд обязать управление автомобильных дорог и транспорта Правительства Еврейской автономной области, областное государственное казенное учреждение «Автодорпроектконтроль» до 31.12.2018 провести паспортизацию следующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения ЕАО: Восточный подъезд к г. Биробиджан; Западный подъезд к г. Биробиджан; Биробиджан – Амурзет в Ленинском и Октябрьском районах; Биробиджан – Унгун – Ленинское.
Суду пояснила, что в программе ЕАО утвержденной постановлением Правительства ЕАО от 31.01.2013 № 578-пп указаны сроки реконструкции дорог: Биробиджан – Амурзет в Ленинском и Октябрьском районах; Биробиджана – Унгун – Ленинское с 2014 до 2022гг. Это значительный период времени. Паспортизация дорог относится к работам по содержанию дороги и не может зависеть от реконструкции. Паспорта дорог должны быть в наличии, так как паспорт это единственный документ который определяет состояние дороги, по мере реконструкции в него вносятся изменения. Дорога должна соответствовать нормативам, а ее состояние и все технические показатели указываются в паспорте.
Представители ответчика Управления автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО ФИО1, ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. Суду пояснили, что из 14 автомобильных дорог находящихся в собственности ЕАО, паспорта изготовлены на 10 дорог в 2004-2005гг. При этом все характеристики дорог имеются в других документах управления. Безопасность дорог проверятся и при отсутствии спорных паспортов. Наличие или отсутствие технического паспорта автомобильной дороги само по себе не делает ее более или менее безопасной. Цель паспортизации дорог ни коим образом не связана с безопасностью дорожного движения, поскольку цель паспортизации заключена в получении данных для рационального планирования дорожной деятельности. Отсутствие технических паспортов не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц. У ответчика нет обязанности вести технические паспорта, это его право. ВСН 1-83 являются ведомственным документом и не могут носить обязательный характер, они носят рекомендательный характер. В управлении нет денежных средств необходимых для изготовления технических паспортов. На 2017г. все денежные средства распланированы. Помимо этого для изготовления паспортов необходимо провести аукцион, так как ни в управлении, ни в ОГКУ «Автодорпроектконтроль» нет специалистов которые могут выполнять эти работы.
В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Автодорпроектконтроль» ФИО3 с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что учреждение управляет дорогами на праве оперативного управления. В полномочия ответчика входит ремонт и содержание дорог, но только для целей указанных в уставе. Учреждение осуществляет инженерные работы, но не работы по проектированию и составлению технических паспортов дорог. В ОГКУ «Автодорпроектконтроль» нет специалистов-проектировщиков которые могут выполнять работы по изготовлению технических паспортов дорог.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ (далее Федеральный закон) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства ЕАО от 27 мая 2008 г. N 132-пп утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности ЕАО, в который включены автомобильные дороги: Восточный подъезд к г. Биробиджан; Западный подъезд к г.Биробиджан; Биробиджан – Амурзет в Ленинском и Октябрьском районах; Биробиджана – Унгун – Ленинское.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пп.1.1, 1.2 Положения "Об управлении автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО" (утверждено Постановлением Правительства ЕАО от 23.11.2010 N 474-пп) управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО является органом исполнительной власти ЕАО. Управление является специально уполномоченным органом, созданным для решения вопросов управления дорожной отраслью области, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области, реализующим единую государственную политику по развитию сети автомобильных дорог области, а также осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в сфере транспорта области.
В соответствии с п.п.3.1, 3.2 Положения управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
Разрабатывает и представляет на рассмотрение правительству и губернатору области проекты нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области и осуществлением дорожной деятельности в области, отношения в сфере транспорта области, а также иных нормативных правовых актов и соглашений в пределах своей компетенции.
Осуществляет функции организатора и государственного заказчика работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, по разработке проектов организации дорожного движения, а также иной предпроектной и проектной документации.
Из материалов дела следует, что спорные автомобильные дороги включены в государственный реестр имущества ЕАО. Дороги: Восточный подъезд к г. Биробиджан; Западный подъезд к г.Биробиджан зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним и по ним изготовлены кадастровые паспорта.
В силу пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (утвержденных Минавтодором РСФСР 5 февраля 1982 года) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления (в том числе краевые, областные, районные), поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С разграничением государственной собственности на федеральную и собственность субъектов автомобильные дороги были разграничены. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что спорные дороги являются собственностью ЕАО их паспортизацию должно осуществлять управление автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО.
Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что управление не обязанно вести технические паспорта, это его право. ВСН 1-83 являются ведомственным документом и не могут носить обязательный характер, они носят рекомендательный характер.
Из положений ВСН 1-83 следует, что паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Указанный нормативный акт не отменен, является действующим, факт отсутствия приведения его в соответствии с действующим законодательством не влияет на обязанность соответствующих субъектов соблюдать установленные в нем требования, которые не противоречат нормативным актам, принятым позднее.
Правильность этого вывода подтверждается содержанием пункта 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, (утверждено Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150) оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения проводится органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.
Не основаны на действующем законодательстве утверждения представителей управления о том, что цель паспортизации дорог ни коим образом не связана с безопасностью дорожного движения; отсутствие технических паспортов не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В силу п.3 ст.6, ст.12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ органы исполнительно власти субъектов РФ обеспечивают безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения. Ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Поскольку паспортизация дорог необходима для получения данных о техническом состоянии дорог, необходимых для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, а состояние дорог и своевременные работы по устранению их недостатков, напрямую связаны с безопасностью дорожного движения, следовательно нельзя утверждать, что паспортизация дорог не связанная с безопасностью дорожного движения. С вою очередь дезопасность дорожного движения находится в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц в защиту которых прокурором подан иск.
Суд не может согласиться с доводом представителей управления о нецелесообразности изготавливать паспорт дороги на которой ведется реконструкция в связи с тем, что характеристики дороги будут меняться.
В соответствии с ВСН 1-83 паспортизация автомобильных дорог производится в том числе и для рационального планирования реконструкции дорог (п.1.2). В паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января (п.2.9).
Программой ЕАО (утверждена постановлением Правительства ЕАО от 31.01.2013 № 578-пп) предусмотрены сроки реконструкции дорог: Биробиджан – Амурзет в Ленинском и Октябрьском районах; Биробиджан – Унгун – Ленинское с 2014г. до 2022гг. Суд учитывает, что указанные дороги несмотря на работы по реконструкции эксплуатируются, сроки окончания реконструкции длительные и могут быть изменены Правительством ЕАО, паспортов на дороги нет, следовательно, паспортизация указанных дорог (с ежегодными изменениями) необходима для рационального планирования реконструкции. Технический учет и паспортизация введенных в эксплуатацию автомобильных дорог или их участков могут быть проведены на основании имеющейся проектной и исполнительной документации без выполнения полевых работ (п.2.8 ВСН 1-83).
Исковые требования прокурора ЕАО к ОГКУ «Автодорпроектконтроль» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из устава ОГКУ «Автодорпроектконтроль» следует, что основной целью учреждения является осуществление (оказание) государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях инженерного обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения ЕАО.
В полномочия учреждения не входит изготовление и ведение паспортов автомобильных дорог (в соответствии с ВСН 1-83). Указанный ответчик осуществляет только часть работ по содержанию дорог, касающуюся инженерного обеспечения строительства, реконструкции и ремонта. Все виды деятельности, функции и услуги оказываемые учреждением указаны в его уставе, паспортизация дорог в их число не входит. Таким образом исковые требования к ОГКУ «Автодорпроектконтроль» не могут быть удовлетворены.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора ЕАО к управлению автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО подлежат удовлетворению. Управление необходимо обязать провести паспортизацию спорных автомобильных дорог.
Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к следующему выводу. В 2017 году управление не обладает денежными средствами для исполнения решения, бюджет на 2017г. сформирован. Средства на указанные цели могут поступить ответчику только в следующем году. Возложенная решением суда обязанность, предполагает последовательное проведение определенных организационных мероприятий: планирование расходных обязательств в бюджете на 2018г.; проведение аукциона для заключения контракта, непосредственное изготовление паспортов на четыре дороги, две из которых имеют значительную протяженность. Следовательно, прокурором определен реальный срок для исполнения решения, паспортизация дорог может быть произведена до 31.12.2018.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Еврейской автономной области к Управлению автомобильных дорог и транспорта Правительства Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Обязать Управление автомобильных дорог и транспорта Правительства Еврейской автономной области до 31.12.2018 провести паспортизацию следующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения ЕАО:
- Восточный подъезд к г. Биробиджан;
- Западный подъезд к г. Биробиджан;
- Биробиджан – Амурзет в Ленинском и Октябрьском районах;
- Биробиджан – Унгун – Ленинское.
В удовлетворении исковых требований прокурора Еврейской автономной области к областному государственному казенному учреждению «Автодорпроектконтроль» о понуждении к совершению определенных действий, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.
Судья О.Н. Лаврущева