ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1141/2022 от 27.06.2022 Балахнинского городского суда (Нижегородская область)

КОПИЯ

Дело № 2-1141/2022

УИД: 52RS0010-01-2022-001019-61

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беляева Д.В.,

с участием прокурора Семейных Н.Е.,

при секретаре Подовинниковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балахнинского городского прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области о возложении обязанности провести работы по установке стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах местного значения,

установил:

Балахнинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что при проведении проверки по обращению ФИО6 по факту отсутствия стационарного электрического освещения на улицах входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, утвержденного постановлением главы администрации местного самоуправления администрации Балахнинского муниципального округа от 12.07.2021

Улицы , которые насчитывают порядка 40 домовладений с проживанием около 100 человек, не имеет уличного стационарного освещения.

По результатам ранее проведенной проверкой, 07.12.2021 главе самоуправления Балахнинского муниципального округа Нижегородской области вынесено представление, которое рассмотрено 19.01.2022 и удовлетворено.

Ответом на представление администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области указано, что при составлении реестра расходных обязательств Балахнинского муниципального округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг., который использовался при формировании проекта бюджета Балахнинского муниципального округа, в адрес администрации Балахнинского муниципального округа обращения о включении в реестр расходных обязательств затрат на выполнение работ по монтажу участка уличного освещения по улицам не поступали. Включение вышеуказанных затрат в изначальной проект бюджета в настоящее время не предоставляется возможным.

25.01.2022 на автомобильной дороге местного значения по улицам по улицам старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России «Балахнинский» выявлен факт несоблюдения администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области требования законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, содержанию дорог в виде нарушений требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52755-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 13. Основных положений Правил дорожного движения Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии электрического освещения.

28.01.2022 в отношении администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области составлен протокол об административно правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодека РФ об административных правонарушениях.

Постановлением об административном правонарушении от 15.04.2022, вынесенным мировым судьей судебного участка Балахнинского судебного района Нижегородской области администрация Балахнинского муниципального округа Нижегородской области привлечена к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

До настоящего времени выявленные Балахнинской городской прокуратурой и ОГИБДД ОМВД России «Балахнинский» нарушения не устранены.

Балахнинский городской прокурор просит суд возложить на администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области обязанность провести работы по установке стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах местного значения по улицам Яблоневой, Звездной, Шамина поселка Ляхово Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.

В судебном заседании прокурор Семейных Н.Е. заявленные исковые требования поддержала, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Представители ответчика администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОМВД России «Балахнинский» в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, в том числе в порядке, предусмотренном ч. 2.1. ст. 113 ГПК РФ.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

В силу пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электроснабжения населения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, одним из которых является принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. В данный перечень включен ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст.

Пунктом 4.6.1.1 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», установлено стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4]; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на средних и больших мостах (путепроводах, эстакадах) в соответствии с таблицей 7, а также на всех мостах, путепроводах и эстакадах улиц; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по [5]; - под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150; на кольцевых пересечениях в одном уровне и участках въездов на кольцо; на подъездах к объектам дорожного и придорожного сервиса; на пунктах взимания платы за проезд на платных дорогах, где предусмотрена остановка транспортных средств, и на подъездах к ним; на пунктах транспортного, весового и габаритного контроля и на подъездах к ним, на постах санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, пограничной, таможенной и дорожно-патрульной служб. Длиной 150 м вне населенных пунктов, длиной 50 м - в населенных пунктах.

Прокуратурой Балахнинского района Нижегородской области проведено обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения по улицам , в ходе которого выявлены нарушения требований, выраженные в отсутствии стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах местного значения.

Улицы , которые насчитывают порядка 40 домовладений с проживанием около 100 человек, не имеет уличного стационарного освещения.

25.01.2022 на автомобильной дороге местного значения по улицам по улицам старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России «Балахнинский» выявлен факт несоблюдения администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области требования законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, содержанию дорог в виде нарушений требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52755-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 13. Основных положений Правил дорожного движения Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии электрического освещения.

28.01.2022 в отношении администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области составлен протокол об административно правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодека РФ об административных правонарушениях.

Постановлением об административном правонарушении от 15.04.2022, вынесенным мировым судьей судебного участка Балахнинского судебного района Нижегородской области администрация Балахнинского муниципального округа Нижегородской области привлечена к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

До настоящего времени выявленные Балахнинской городской прокуратурой и ОГИБДД ОМВД России «Балахнинский» нарушения не устранены.

На положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20.12.2010 N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в срок до 01 октября 2022 года.

Указанный срок является разумным для совершения указанных действий с учетом характера спорного правоотношения.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Балахнинского городского прокурора (ОГРН 1035205392529) удовлетворить.

Обязать администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области () провести работы по установке стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах местного значения по улицам в срок до 01 октября 2022 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья п.п. Д.В. Беляев

Решение суда в законную силу не вступило.

Подлинник решения суда находится в Балахнинском городском суде Нижегородской области и подшит в дело № 2-1141/2022 (УИД: 52RS0010-01-2022-001019-61).

Копия верна.

Судья Д.В. Беляев

Секретарь О.Н. Подовинникова