Дело №2-1141/2023
УИД 26RS0020-01-2023-001551-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2023 года село Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Кайшева А.Е.,
при секретаре судебного заседания Чесунас В.А.,
с участием:
помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Самарина В.И.,
представителя ответчика – администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края – Бакшеевой О. И., действующей на основании доверенности,
третьего лица Панкратовой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по иску прокурора Кочубеевского района, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения,
установил:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края Голосов В.А., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кочубеевский районный суд Ставропольского края с иском к Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения, в котором просит обязать администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кочубеевского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа. Установлено, что в границах Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены гидротехнические сооружения: дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321705, длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии; дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ ст. Георгиевская, географические координаты N44°28’04,1200’’ E42°04’06,5500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; дамба земляная, ГТС пруда в 2,8 км СЗ ст.Георгиевской, географические координаты N44°27’59,0900’’ E42°03’53,1500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’54,0567’’ E42°08’44,8941’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’50,7000’’ E42°09’10,4900’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°27’43,8300’’ E42°03’27,8600’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ х. Раздольный, географические координаты N44°27’41,3600’’ E42°10’12,3300’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320602, длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии. При проведении проверки установлено, что указанные гидротехнические сооружения в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации, ни у кого на балансе не числятся и являются бесхозяйными. В связи с отсутствием собственников указанных гидротехнический сооружений на территории Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края и (или) эксплуатирующей их организации, а также бездействием администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края по их постановке на учет, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон №117-ФЗ), не обеспечиваются. В результате проверки установлено, что одно гидротехническое сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, остальные – в удовлетворительном состоянии, что не исключает ухудшение их состояния в будущем, поскольку они не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон №117-ФЗ) основным назначением гидротехнических сооружений, к которым, в частности, отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов, является использование водных ресурсов и предотвращение вредного воздействия вод и жидких отходов. Также данной нормой определено, что безопасность гидротехнических сооружений – свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Однако, указанные гидротехнические сооружения указанными свойствами не обладают, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей и указанные обстоятельства, согласно ст.3 закона №117-ФЗ имеют признаки чрезвычайной ситуации. В соответствии с требованиями ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципалах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесены к вопросам местного значения Кочубеевского муниципального района. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, абз.1,2,3 ст.3, ст.11 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ст.58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанные конституционные права обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека. Таким образом, бездействие администрации по определению собственника гидротехнических сооружений, эксплуатирующей их организации, постановке указанных гидротехнических сооружений на учет, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создает угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
В судебном заседании помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Самарин В.И. исковые требования уточнил, поддержал по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, просил обязать администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения:
- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321705, длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ ст. Георгиевская, географические координаты N44°28’04,1200’’ E42°04’06,5500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда в 2,8 км СЗ ст.Георгиевской, географические координаты N44°27’59,0900’’ E42°03’53,1500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’54,0567’’ E42°08’44,8941’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’50,7000’’ E42°09’10,4900’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°27’43,8300’’ E42°03’27,8600’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ х. Раздольный, географические координаты N44°27’41,3600’’ E42°10’12,3300’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320602, длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии.
Представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Бакшеева О.И. возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, указанным в письменных возражениях, из которых следует, что в ходе проведенной работы администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края были определены кадастровые номера земельных участков, в границах которых расположены ГТС. При получении выписок из ЕГРН было установлено, что ряд земельных участков имеют собственника: Станичное казачье общество ст.Георгиевской Кочубеевского района Ставропольского края; Сунженское хуторское казачье общество Средне-Кубанского казачьего общества; Панкратова И.В. Гидротехнические сооружения, по своим техническим характеристикам относятся к принадлежности главной вещи и сами по себе самостоятельным объектом гражданских прав не являются. Поскольку гидротехнические сооружения находятся на водном объекте в виде пруда, для постановки на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, необходимо выяснить форму права собственности на пруд, как водный объект и обстоятельства образования пруда, то есть расположен ли данный пруд на водотоке (реке, ручье) и имеет ли гидравлическую связь с иными водными объектами, либо является обособленным, замкнутым, не имеющим гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами. Если пруд расположен на водотоке (ручье, реке) и включает в себя, в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, которые в силу положений Водного кодекса РФ является федеральной собственностью, такой водный объект может находиться только в федеральной собственности. Кроме того, в соответствии со ст.135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. В данном случае ГТС следует судьбе главной вещи – земельного участка. Более того, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект, само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом, не принятое на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что если недвижимое имущество, которое находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника, существуют правопритязания, такое имущество не может быть признано бесхозяйным. Сведений о том, что собственник неизвестен или отказался от права собственности на это ГТС, материалы дела не содержат. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворений исковых требований, отказать.
В судебном заседании третье лицо Панкратова И.В. возражала против удовлетворения требований прокурора, поскольку две спорные дамбы, расположенные на территории Георгиевского территориального отдела, принадлежат ей на праве собственности.
Представители третьих лиц – отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, а также Георгиевского территориального отдела администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края в судебное заседание не явились. Руководители отдела имущественных и земельных отношений администрации и Георгиевского территориального отдела просили рассмотреть дело в отсутствие представителей данных отделов, и отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, указанным в их возражениях, которые аналогичны возражениям представителя ответчика.
Представители третьих лиц – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, а также Кавказского управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От заместителя начальника межрегионального отдела контрольно-правового обеспечения Кавказского управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления. Причина неявки представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, суду неизвестна.
В судебное заседание представители третьих лиц - Станичного казачьего общества ст.Георгиевской Кочубеевского района Ставропольского края и Сунженского хуторского казачьего общества Средне-Кубанского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От представителя Сунженского хуторского казачьего общества поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Причина неявки представителя Станичного казачьего общества, суду неизвестна.
Выслушав доводы помощника прокурора Кочубеевского района, возражения представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края и Панкратовой И.В., изучив возражения представителей отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, а также Георгиевского территориального отдела администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с правилами ст.67 ГПК РФ, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, абз.1,2,3 ст.3, ст.11 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанные конституционные права обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
В силу ст. 1 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон № 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон №117-ФЗ) к числу гидротехнических сооружений отнесены, в том числе, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна рек, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Согласно ст.5 Федерального закона №117-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу ст.8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно ст.ст.7 и 21 Федерального закона №117-ФЗ, все гидротехнические сооружения должны вноситься в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Статьей 9 Федерального закона №117-ФЗ определено, что только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу с ч. 1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного. Отсутствие собственника у гидротехнического сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее Порядок), пунктом 3 которого установлено, что в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1606 утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался (далее – Положение).
Согласно пункту 4 названного Положения, при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Орган государственного надзора на основании уведомлений органов местного самоуправления о выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался, формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности, на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.
Из представленных представителем истца и приобщенных к материалам дела письменных доказательств, следует, что документами, послужившими основанием для включения спорного гидротехнического сооружения – дамбы в перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, является переписка администрации Кочубеевского муниципального округа и Кавказского управления Ростехнадзора. Так, главой муниципального округа Клевцовым А.П. заместителю руководителя – начальнику межрегионального отдела по надзору за ГТС Кобзаренко В.Н. неоднократно направлялся Перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (ответы №8485 от 10.11.2021 и №8887 от 22.11.2022), в котором значатся вышеуказанные дамбы (т.1 л.д.175-177, 198-230)
Судом установлено, что прокуратурой Кочубеевского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа, в ходе которой установлено, что в границах Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены следующие гидротехнические сооружения:
- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321705, длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ ст. Георгиевская, географические координаты N44°28’04,1200’’ E42°04’06,5500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда в 2,8 км СЗ ст. Георгиевской, географические координаты N44°27’59,0900’’ E42°03’53,1500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’54,0567’’ E42°08’44,8941’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’50,7000’’ E42°09’10,4900’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°27’43,8300’’ E42°03’27,8600’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ х. Раздольный, географические координаты N44°27’41,3600’’ E42°10’12,3300’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320602, длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии.
Согласно актам обследования гидротехнического сооружения от 16.05.2022, проведенного специалистами ГКУ Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» совместно с представителем администрации Кочубеевского муниципального округа гидротехническое сооружение - дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321705, длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находится в неудовлетворительном состоянии (т.1 л.д.12-15), остальные дамбы - в удовлетворительном состоянии (т.1 л.д.16-19, 20-23, 24-27, 28-31, 32-35).
Как следует из возражений представителей администрации Кочубеевского муниципального округа, отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа, Георгиевского территориального отдела администрации Кочубеевского муниципального округа, в ходе проведенной работы администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края были определены земельные участки, в границах которых расположены спорные гидротехнические сооружения и установлено, что три гидротехнических сооружения расположены на земельных участках, которые имеют собственников – частное или юридическое лицо, остальные расположены на земельных участках, на которые государственная собственность не разграничена.
Согласно представленной министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края информации от 20.10.2023 №03/05-10138 (т.2 л.д.54), Сведениями о ГТС, представленными администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, собственники спорных ГТС, не установлены. (т.1 л.д.125-126)
Как следует из ответа заместителя руководителя – начальника межрегионального отдела по надзору за ГТС Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Ростехнадзор) Кобзаренко В.Н. №410-5180 от 13.10.2023, в Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствуют сведения о спорных гидротехнических сооружениях, куда они подлежат внесению только после утверждения федеральными органами исполнительной власти декларации безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности указанные дамбы не разрабатывалась. (т.2 л.д.6-7)
Согласно ответу руководителя отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Стешиной Е.В. №619 от 20.10.2023 гидротехнические сооружения:
- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321705, длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ ст. Георгиевская, географические координаты N44°28’04,1200’’ E42°04’06,5500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, географические координаты N44°27’59,0900’’ E42°03’53,1500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’54,0567’’ E42°08’44,8941’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’50,7000’’ E42°09’10,4900’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°27’43,8300’’ E42°03’27,8600’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ х. Раздольный, географические координаты N44°27’41,3600’’ E42°10’12,3300’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320602, длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии, не значатся в реестре муниципального имущества Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (т.2 л.д.34-35).
Из ответов Министерства имущественных отношений Ставропольского края №15124/05-1 от 18.10.2023 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО) №26-ВК-07/6689 от 23.10.2023 следует, что вышеуказанные гидротехнические сооружения – дамбы в реестре государственного имущества Ставропольского края и в реестре федерального имущества, не значатся. (т.2 л.д.115-118, 120-121)
Как следует из ответа ГКУ Ставропольского края «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» №01-08-544 от 30.10.2023, с вложенной таблицей гидротехнических сооружений, расположенных в границах Кочубеевского муниципального округа (т.2 л.д.122-135) на запрос суда о предоставлении сведений, позволяющих идентифицировать земельные участки, в границах которых расположены гидротехнические сооружения, спорные гидротехнические сооружения расположены в границах следующих земельных участков:
- ГТС (2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’), на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен,
- ГТС (2,5 км СЗ ст. Георгиевская, географические координаты N44°28’04,1200’’ E42°04’06,5500’’) – ГТС зарегистрировано, имеет кадастровый номер 26:15:000000:6368,
- ГТС (2,8 км СЗ ст. Георгиевской, географические координаты N44°27’59,0900’’ E42°03’53,1500’’) – на земельном участке с кадастровым номером 26:15:320198:13;
- ГТС (3,3 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’54,0567’’ E42°08’44,8941’’) – на земельном участке с кадастровым номером 26:15:321002:2;
- ГТС (3,7 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’50,7000’’ E42°09’10,4900’’) – на земельном участке с кадастровым номером 26:15:321002:2;
- ГТС (13,9 км СВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°27’43,8300’’ E42°03’27,8600’’), – на земельном участке с кадастровым номером 26:15:320108:7;
- ГТС (4,8 км СЗ х. Раздольный, географические координаты N44°27’41,3600’’ E42°10’12,3300’’) – на земельном участке с кадастровым номером 26:15:320602:25.
Данный ответ ГКУ Ставропольского края «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» №01-08-544 от 30.10.2023, судом принимается в качестве доказательства, позволяющего идентифицировать земельные участки, в границах которых расположены спорные гидротехнические сооружения.
Согласно Выпискам из ЕГРН на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, недвижимое имущество с кадастровым номером 26:15:000000:6368 является гидротехническим сооружением, собственником которой является Панкратова И.В. (т.2 л.д.136-139)
Кроме того, Панкратова И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:15:320198:13, на котором расположено гидротехническое сооружение – дамба земляная, ГТС (2,8 км СЗ ст. Георгиевской, географические координаты N44°27’59,0900’’ E42°03’53,1500’’), которому присвоен кадастровый номер 26:15:320198:12. (т.1 л.д.99-100)
Согласно Выписок из ЕГРН (т.2 л.д.103-104, 113-114, т.2 л.д.97-100) на земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:320602:25, 26:15:321002:2, 26:15:320108:7 государственная собственность не разграничена, собственники отсутствуют. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:320602:25, 26:15:320108:7, не имеющие собственников, находится в аренде. Земельный участок, на котором расположено ГТС (2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’), не зарегистрирован в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен, что подтверждается ответами Министерства природных ресурсов и ГКУ Ставропольского края «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения».
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что гидротехнические сооружения: дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ ст. Георгиевская, географические координаты N44°28’04,1200’’ E42°04’06,5500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии и дамба земляная, ГТС пруда в 2,8 км СЗ ст.Георгиевской, географические координаты N44°27’59,0900’’ E42°03’53,1500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии, имеют собственника, зарегистрированы надлежащим образом, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на ответчика поставить их на кадастровый учет в качестве бесхозяйных, и в удовлетворении иска в данной части, следует отказать.
Вместе с тем, судом установлено, что гидротехнические сооружения:
- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321705, длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’54,0567’’ E42°08’44,8941’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’50,7000’’ E42°09’10,4900’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°27’43,8300’’ E42°03’27,8600’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ х. Раздольный, географические координаты N44°27’41,3600’’ E42°10’12,3300’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320602, длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящееся в удовлетворительном состоянии,
так же как и земельные участки, на которых они расположены, в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации, ни у кого на балансе не числятся, то есть, по сути, являются бесхозяйными. Доказательств обратного, суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ. На основании данной статьи к полномочиям Кочубеевского муниципального округа отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно ст. 1 Федерального Закона № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статья 24 Федерального закона №68-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, так как техническое состояние из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и вследствие естественного износа крайне низкое, в период прохождения весенних паводков возможны аварийные ситуации, последствия которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинению вреда окружающей среде, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края работы по признанию указанных гидротехнических сооружений бесхозяйными, постановке их на учет как бесхозяйных гидротехнических сооружений и на государственный кадастровый учет, не проведены.
Длительность сроков принятия мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, может явиться предпосылкой к возникновению чрезвычайной ситуации, способной повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, материальные потери, возникновение ущерба окружающей природной среде и, как следствие, бюджетные затраты Российской Федерации на возмещение ущерба.
По указанным фактам заместителем прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Мамбетовым Р.Я. 07.06.2023 главе администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении допущенных нарушений. (л.д.36-37)
Вместе с тем, мер, направленных на постановку гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйного органом местного самоуправления не принято, что подтверждено ответом на представление от 08.06.2023 за №5009. (л.д.38)
Суд считает доводы представителя ответчика о том, что гидротехническое сооружение - дамба должно следовать исключительно судьбе главной вещи – земельного участка, несостоятельными, поскольку в судебном заседании было установлено, что спорные гидротехнические сооружения - дамбы не имеют собственников, в реестрах муниципального, государственного и федерального имущества не значатся. При этом, непринятие мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – гидротехнических сооружений - дамб, находящихся на территории муниципального округа, представляет реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинения вреда окружающей среде, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Как было указано, в силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, только по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии со статьей 1 Закона Ставропольского края от 31.01.2020 №7-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Кочубеевского района Ставропольского края», муниципальные образования – сельские поселения Балахоновский сельсовет, Барсуковский сельсовет, станицу Беломечетскую, Васильевский сельсовет, Вревский сельсовет, Георгиевский сельсовет, Заветненский сельсовет, Ивановский сельсовет, Казьминский сельсовет, село Кочубеевское, Мищенский сельсовет, Надзорнений сельсовет, Новодеревенский сельсовет, Стародворцовский сельсовет, Усть-Невинский сельсовет, входящие в состав Кочубеевского муниципального района Ставропольского края преобразованы путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Кочубеевский муниципальный округ Ставропольского края, наделив его статусом муниципального округа.
Таким образом, только администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – гидротехнических сооружений - дамб, расположенных на территории Кочубеевского муниципального округа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей.
При таких обстоятельствах, анализируя изложенное и учитывая факт непринятия мер ответчиком по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей при осуществлении деятельности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, суд считает исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в отношении гидротехнических сооружений – дамб земляных: ГТС пруда 2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’, ГТС пруда 3,3 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’54,0567’’ E42°08’44,8941’’, ГТС пруда 3,7 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’50,7000’’ E42°09’10,4900’’, ГТС пруда 13,9 км СВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°27’43,8300’’ E42°03’27,8600’’, ГТС пруда в 4,8 км СЗ х. Раздольный, географические координаты N44°27’41,3600’’ E42°10’12,3300’’, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кочубеевского района, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (ИНН 2610020629) о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения, - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения:
- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°24’41,9666’’ E42°07’14,3928’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321705, длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’54,0567’’ E42°08’44,8941’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В ст. Георгиевская, географические координаты N44°25’50,7000’’ E42°09’10,4900’’, в границах кадастрового квартала 26:15:321002, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ ст. Георгиевская, географические координаты N44°27’43,8300’’ E42°03’27,8600’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ х. Раздольный, географические координаты N44°27’41,3600’’ E42°10’12,3300’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320602, длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящееся в удовлетворительном состоянии.
В удовлетворении исковых требований прокурора Кочубеевского района, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (ИНН 2610020629) о возложении обязанности поставить на кадастровый учет следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения:
- дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ ст. Георгиевская, географические координаты N44°28’04,1200’’ E42°04’06,5500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;
- дамба земляная, ГТС пруда в 2,8 км СЗ ст.Георгиевской, географические координаты N44°27’59,0900’’ E42°03’53,1500’’, в границах кадастрового квартала 26:15:320108, длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме 20 ноября 2023 года, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кочубеевский районный суд.
Председательствующий,
судья А.Е. Кайшев