Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 1142/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд РК
В составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.
при секретаре Дуркиной Г.А.,
с участием прокурора Мозымовой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «14» февраля 2011 года дело по исковому заявлению Леоновой А.В. к Дорожному Агентству Республики Коми о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе в прежней должности, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, и
УСТАНОВИЛ:
Леонова А.В. работала в Дорожном агентстве РК в должности ... . 10 сентября 2010 года истица уведомлена о предстоящем сокращении занимаемой должности. От предложенных вакантных должностей отказалась как несоответствующих уровню квалификации, профессионального образования и стажа работы. Приказом Агентства уволена в связи с сокращением должности гражданской службы . Считает увольнение незаконным, поскольку в приказе не указаны причины изменения штатного расписания и его целесообразность. Нарушены требования ст. 179 ТК РФ. Просит восстановить в должности ..., взыскать заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
В ходе рассмотрения дела истица представила уточнение исковых требований, указав, что ответчиком предлагались к замещению должности, которым в части требований об образовании истица не соответствовала, после увольнения Леоновой А.В. введена должность ведущего специалиста в отдел размещения государственного заказа. Указала на нарушение процедуры увольнения, поскольку после уведомления о предстоящем сокращении изменены существенные условия служебного контракта, утвержден новый должностной регламент.
Ответчик представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что процедура увольнения по сокращению должности гражданской службы не нарушена.
В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, указывает, что вакантные должности, соответствующие квалификации истицы, отсутствовали, вместе с тем Леоновой А.В. были предложены все имевшиеся вакансии, просит суд в иске отказать.
Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Леонова А.В. согласно служебному контракту принята на должность ... Дорожного Агентства Республики Коми .
Приказом Дорожного Агентства Республики Коми утверждена структура Агентства, упразднен ряд структурных подразделений и сокращены должности, в том числе должность ....
Уведомлением истица предупреждена о сокращении должности государственной гражданской службы ... , ей вручено уведомление о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы в Дорожном Агентстве РК с приложением вакантных должностей, от предложенных должностей Леонова А.В. отказалась.
8 октября 2010 года, 22 октября 2010 года, 15 ноября 2010 года истице вручены уведомления о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы в Дорожном Агентстве РК и в иных государственных органах с приложением перечня вакантных должностей, от предложенных должностей Леонова А.В. отказалась.
Приказом Дорожного Агентства РК Леонова А.В. уволена по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с отказом государственного служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в связи с сокращением должности гражданской службы.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 Федерального закона).
Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение признается правомерным при условии, что сокращение должности государственной гражданской службы в действительности имело место.
Постановлением Правительства РК утверждено Положение о Дорожном агентстве Республики Коми.
Согласно п. 13 Положения руководитель Агентства, в том числе, утверждает структуру, штатное расписание Агентства, а также бюджетную смету расходов на его содержание в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год.
В материалы дела представлено штатное расписание Дорожного Агентства РК , утвержденное руководителем Агентства, в котором отсутствует должность, замещаемая истицей.
Поскольку в связи с организационными мероприятиями должность, замещаемая истицей, исключена из штатного расписания, у ответчика имелись основания для расторжения служебного контракта с Леоновой А.В.
Довод истицы об отсутствии действительного сокращения штата в связи с тем, что упразднен отдел, не имеющий отношения к работе истицы, судом не принимается, поскольку действительное сокращение должности заместителя главного бухгалтера подтверждено анализом штатных расписаний об исключении должности заместителя главного бухгалтера из штата, решение о сокращении должности государственной службы принято уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе», преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Не нашел подтверждения довод о нарушении ответчиком преимущественного права на замещение истицей должности гражданской службы, поскольку на момент проведения организационных мероприятий в штатном расписании Агентства в отделе бухгалтерского учета и финансирования имелась одна должность заместителя начальника отдела – заместителя главного бухгалтера.
Довод истицы о нарушении процедуры увольнения в связи с не вручением письменного уведомления о наличии вакантной должности государственной гражданской службы – заведующей сектором методологии учета управления бухучета и отчетности Министерства здравоохранения РК при рассмотрении дела не нашел подтверждения.
По ходатайству представителя ответчика были допрошены свидетели Р. и Г., которые показали, что о наличии вакансии в Министерстве здравоохранения РК узнали из телефонного разговора с работниками Минздрава РК, в связи с отсутствием письменного подтверждения о действительном наличии вакансии, устно предложили Леоновой пройти собеседование. Из телефонного разговора им стало известно о том, что Леонова отказалась от замещения вакантной должности в Министерстве здравоохранения РК.
Судом были допрошены также О. и С., которые показали, что состоят на гражданской службе в Министерстве здравоохранения РК, 4 октября 2010 года открылась вакансия заведующей сектором методологии, Леонова приходила на собеседование, где ей было сообщено о наличии вакансии, размере заработной платы, об объеме работы. На следующий день истица сообщила об отказе от замещения данной должности.
Исходя из показаний свидетеля Я. – начальника отдела по управлению персоналом Минздрава РК – на запрос Дорожного агентства были предоставлены сведения о наличии вакантных должностей в министерстве. В октябре 2010 года открылась вакансия заведующей сектором методологии, данные по состоянию на 1 ноября 2010 года о возникновении вакансии были направлены в Управление государственной службы РК.
Предоставление для замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе может быть реализовано путем предложения из числа имеющихся на данный момент вакантных должностей при соблюдении обязательного условия соответствия предусмотренных по ним квалификационных требований индивидуальным характеристикам гражданского служащего.
Представленные суду штатные с замещением свидетельствуют о том, что при проведении процедуры увольнения у ответчика отсутствовали вакантные должности, соответствующие квалификации истицы.
Вместе с тем, в другом государственном органе другой представитель нанимателя никак не связан обязательствами представителя нанимателя того государственного органа, в котором проводятся соответствующие организационно-штатные мероприятия.
В соответствии с пунктом 6 части 33 Закона, в качестве основания увольнения гражданского служащего предусматривается его отказ от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.
Между тем, исходя из специфики государственно-служебных отношений, предложение работнику должности в ином государственном органе при решении вопроса о расторжении государственно-служебных отношений является соответствующим правом уполномоченного законом лица.
Дорожное агентство РК по сообщению Министерства здравоохранения РК о наличии вакансий в Минздраве РК письменно уведомило истицу о вакантных должностях главного специалиста – эксперта отдела организации медицинской помощи взрослому населению, ведущего специалиста – эксперта отдела ресурсного обеспечения лечебного процесса, специалиста – эксперта отдела исполнения сметы и отчетности управления бухгалтерского учета и отчетности, старшего специалиста отдела контроля и работы с документами. Иных письменных сообщений о наличии вакансий Минздрав РК в адрес Дорожного агентства РК не направлял.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
Пунктами 4 и 5 ст. 31 Закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
О сокращении замещаемой должности истица была уведомлена за 2 месяца.
Довод истицы о том, ответчиком нарушена процедура увольнения, поскольку К., Ч., М., И. и Г. были приняты на службу до уведомления истицы о сокращении штата, вместе с тем ответчику было достоверно известно о том, что должность, замещаемая истицей, впоследствии будет сокращена. У. принята на службу после увольнения истицы 18 ноября 2010 года.
Согласно представленным в материалы дела документов по личному составу, И.. принята на должность старшего специалиста в отдел бухгалтерского учета и финансирования 10 июня 2010 года, М.. со 2 июля 2010 года была переведена в отдел бухгалтерского учета и финансирования на должность консультанта. К.., состоящая в кадровом резерве, с 8 сентября 2010 года принята на должность специалиста – эксперта планово – экономического отдела. Ч.. с 10 августа 2010 года принята на должность консультанта планово – экономического отдела.
Таким образом, указанные должности государственной гражданской службы на момент проведения процедуры увольнения истицы не были вакантны.
С 9 сентября 2010 года Г.. принята в сектор конкурсов и контрактов на должность специалиста – эксперта по срочному служебному контракту на период отсутствия основного работника.
В ходе рассмотрения дела истица также указала, что по квалификационным требованиям могла замещать должность в отделе по учету и контролю за использованием государственного имущества, на которую принят К..
Согласно приказа Дорожного агентства с 1 ноября 2010 года в отдел по учету и контролю за использованием государственного имущества на должность ведущего специалиста – эксперта по срочному служебному контракту на период отсутствия основного работника принят К..
Таким образом, указанные должности не были вакантны, в связи с чем Агентство не вправе их предлагать служащему, должность которого подлежит сокращению.
Материалами дела также подтверждено, что приказом и.о. руководителя Дорожного агентства РК сектор конкурсов и контрактов переименован в отдел размещения государственного заказа. С 18 ноября 2010 года на должность ведущего специалиста в отдел размещения государственного заказа принята У., состоящая в кадровом резерве. К указанной должности государственной гражданской службы предъявлены квалификационные требования – высшее техническое образование, что не соответствует квалификации истицы.
Имевшаяся у ответчика вакансия по должности главный специалист отдела эксплуатации автодорог и дорожных сооружений Леоновой А.В. с 22 октября 2010 года не предлагалась, поскольку не соответствует квалификации истицы.
Довод истицы о злоупотреблении правом со стороны ответчика суд находит несостоятельным, поскольку ознакомление 6 октября 2010 года с новым должностным регламентом заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и финансирования и согласие на продолжение службы в соответствии с новым должностным регламентом не влечет отмену действия уведомления о сокращении , после ознакомления с должностным регламентом истица в период с 8 октября по 15 ноября 2010 года уведомлялась о наличии вакансий.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя все собранные и исследованные в ходе судебного заседания доказательства, суд приходит к выводу, что имело место фактическое сокращение штата, должность заместителя начальника отдела – заместителя главного бухгалтера в отделе бухгалтерского учета и финансирования исключена из штатного расписания Агентства, ответчиком соблюдены нормы законодательства, регулирующие порядок высвобождения служащих, представлены доказательства невозможности использования Леоновой А.В. на службе.
Следовательно, суд не находит оснований для удовлетворения требований об отмене приказа об увольнении, о восстановлении в прежней должности.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что действия ответчика по увольнению истицы законны и обоснованы, требования о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Леоновой А.В. к Дорожному Агентству Республики Коми о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе в прежней должности, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Г.Н. Маркова
-
Председательствующий Г.Н. Маркова