ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11427/17 от 27.11.2017 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-11427/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Менщиковой М.В.,

при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 27.11.2017 гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании распоряжения незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании распоряжения Главного управления социальной защиты населения Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ-р незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований указал, что на основании приказа Открытого акционерного общества (далее ОАО) «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ/П был награжден ведомственным знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км». Обратившись к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», получил уведомление об отказе со ссылкой на то, награждение указанным знаком было произведено от имени ОАО «Российские железные дороги», являющейся коммерческой организацией, а не федеральным органом исполнительной власти. Отказ считает незаконным, полагает, что знак, которым его наградили, относится к ведомственным, так как был учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе Министерства путей сообщения.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал. Пояснил, что проработал в ОАО «Российские железные дороги» более 30 лет. Полагал, что тот факт, что на момент его награждения ДД.ММ.ГГГГ Министерство путей сообщения было упразднено, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, являлось Министерство транспорта Российской Федерации, не может служить основанием для отказа во включении его в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку Положение о нагрудном значке «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» из числа действующих исключено не было.

Представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что законодатель понимает под ведомственными знаками отличия в труде, награждение которыми дает право на присвоение звания «Ветеран труда», награды (медали, нагрудные знаки, значки, почетные грамоты и т.д): 1) учрежденные уполномоченными органами государственной власти СССР или Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации; 2) решение о награждении которыми принималось руководством указанных органов за продолжительную работу гражданина в указанных органах либо в организациях, входящих в систему указанных органов, то есть за продолжительную работу в отрасли управления, сфере деятельности. Указала, что знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» не является ведомственным знаком отличия, так как ОАО «Российские железные дороги» является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления. Пояснила, что федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в частности, железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации, которому предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. Данные полномочия от Минтранса Российской Федерации ОАО «Российские железные дороги» не передавались.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Редакцией пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» до внесения в него изменения Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ, предусматривалось, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 № 73 (в редакции постановления Правительства Курганской области от 16.05.2017 № 163), звание «Ветеран труда» присваивается, в том числе:

1) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

2) лицам, награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

3) лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

4) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

5) лицам, удостоенным почетного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области» либо награжденным одной из следующих наград: Почетной грамотой Курганской областной Думы, Почетной грамотой Губернатора Курганской области, Почетной грамотой Администрации Курганской области, Почетной грамотой Администрации (Правительства) Курганской области, Почетной грамотой Правительства Курганской области, Почетной грамотой Курганского областного Комитета КПСС, Почетной грамотой Курганского областного Совета народных депутатов, Почетной грамотой исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области «За благое дело» и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, из которых не менее 20 лет составляет работа (служба) на территории Курганской области;

6) лицам, награжденным знаком отличия Курганской области «Материнская слава» и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 15 лет.

Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> в должности машиниста электровоза.

В период работы приказом президента ОАО «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ/п за многолетний добросовестный труд на железнодорожном транспорте, образцовое выполнение должностных обязанностей, большой вклад в обеспечение безопасности движения, выполнение установленных норм пробега на локомотиве и экономное расходование топливно- энергетических ресурсов, ФИО1 награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» с выдачей премии в размере 10000 руб. Истцу выдано соответствующее удостоверение о награждении знаком.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Главное управление социальной защиты населения Курганской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» отказано с указанием на то, что он награжден значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» на основании приказа ОАО «Российские железные дороги», являющегося коммерческой организацией, а не федеральным органом власти Российской Федерации. Данный значок не признан ведомственным знаком, являющимся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Как видно из обжалуемого истцом распоряжения Главного управления социальной защиты населения Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, в присвоении звания «Ветеран труда» было отказано гражданам, указанным в Приложении , в том числе, ФИО1

Суд полагает, что распоряжение ответчика соответствует требованиям закона, а значок «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км», которым был награжден ФИО1, не является основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда» ввиду следующего.

В соответствии с Главой 4 ГК РФ и ст. 2 Федерального от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, преследующая цели извлечения прибыли в качестве основной своей цели.

Как следует из организационно-правовой формы ОАО «Российские железные дороги», а также ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», данное общество является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления. При этом стопроцентное владение Российской Федерацией акциями ОАО «Российские железные дороги» не меняет его организационно-правовой формы и не наделяет функциями, характерными для соответствующих федеральных министерств, служб, агентств.

Каких-либо нормативных актов, действовавших на момент награждения истца значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» и относивших ОАО «Российские железные дороги» к федеральным органам исполнительной власти (министерствам, ведомствам, федеральным службам, агентствам), правомочным учреждать государственные награды и почетные звания от имени Российской Федерации, не имеется.

Структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636, в которой ОАО «Российские железные дороги» не поименовано.

В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации (образовано Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, от 20.05.2004 № 649), которому и предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

В перечень ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 130, утративший силу в связи с изданием приказа Минтранса России от 30.09.2016 № 285, знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» не входил.

Награждение ФИО1 значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» производилось не от имени Министерств и ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, а от имени коммерческой организации – ОАО «Российские железные дороги».

Таким образом, факт награждения истца соответствующим знаком коммерческой организацией после ее создания не может служить основанием для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда».

Довод истца о том, что ранее знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» являлся ведомственным знаком отличия, правового значения в рассматриваемом случае не имеет, поскольку до приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» отрасль железнодорожного сообщения находилась в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации. Работники железнодорожного транспорта до создания ОАО «Российские железные дороги» награждались ведомственными наградами, учрежденными Министерством путей сообщения Российской Федерации. Среди таких наград Министерства путей сообщения Российской Федерации был знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км», который относился к ведомственным знакам отличия в труде.

По утвержденному в МПС СССР Положению значками награждались машинисты и помощники машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, машинисты-инструкторы, а также инженерно-технические работники и руководители предприятий локомотивного хозяйства, выполнившие установленную норму пробега на локомотиве в качестве машинистов и помощников машинистов, безупречно выполняющие должностные обязанности и социалистические обязательства, в том числе по уходу за локомотивами (МВПС) и экономному израсходованию топливно-энергетических ресурсов, не имевшие грубых нарушений безопасности и дисциплины.

К награждению могли представляться машинисты (помощники машинистов) локомотивов, ветераны труда, находящиеся на пенсии, ранее выполнившие норму пробега и продолжающие участвовать в производственной или общественной жизни депо. Лица, награжденныезначком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», при награждении их значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» имеют право на ношение только второго значка. При достижении пробега в 1,5-2 миллиона километров и награждении соответствующими значками допускается ношение не более двух значков одновременно. Остальные значки остаются у награжденного.

Награждение значками производилось приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги или заместителя, ведающего локомотивным хозяйством, с выдачей удостоверения установленного образца.

ОАО «Российские железные дороги» создано постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с уставным капиталом, в котором доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций указанного акционерного общества составляет 100 %. В силу п. 2 названного Постановления Правительства, оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» имущества и имущественных комплексов организаций Федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 № 1111-р. Пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», содержится в сводном передаточном акте.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МПС РФ упразднено. Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. В соответствии с концепцией административной реформы и структурной реформы железных дорог, функции выработки государственной политики и издания нормативных актов перешли к Минтрансу России, функции по правоприменению, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг к Росжелдору, надзорные функции к Ространснадзору, а хозяйственные функции к ОАО «Российские железные дороги».

Доводы истца о том, что ОАО «Российские железные дороги» является правопреемником Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также о том, что упразднение ранее действовавших министерств и создание ОАО «Российские железные дороги» ущемляет его права на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, суд считает несостоятельными, поскольку отрасль железнодорожного транспорта, в которой осуществляет свою деятельность данное общество, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, которому предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград, и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. В соответствии с Приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» истец мог быть награжден Министерством транспорта Российской Федерации по представлению ОАО «Российские железные дороги» ведомственным знаком отличия в труде.

Как следует из материалов дела, ФИО1 ведомственным знаком отличия, учрежденным Министерством путей сообщения Российской Федерации, в период его существования не награждался. В удостоверении истца о награждении его знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» имеется ссылка на Положение о знаках, утвержденное приказом ОАО «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку ОАО «Российские железные дороги», являющееся коммерческой организацией, не может рассматриваться как уполномоченный государственный орган, награждение работников от имени которого должно рассматриваться как основание для присвоения поощренным им лицам звания «Ветеран труда», суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований по указанным выше основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании распоряжения от 17.08.2017 № 78-р незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.

Судья М.В. Менщикова

Мотивированное решение изготовлено 01.12.2017.