дело № 2-1142/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при помощнике судьи Макарове Д.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1142/2020 по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «город Северобайкальск», МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» о признании недействительным образование земельного участка, признании отсутствующим право постоянного бессрочного пользования на земельный участок и снятии его с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц просил признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером №, отсутствующим право постоянного бессрочного пользования МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» на земельный участок, и снять его с государственного кадастрового учета.
Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено неправомерное владение земельным участком, расположенным в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под строительство завода по производству питьевой воды находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск». При установлении границ земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет не учтено, что земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда <данные изъяты>. При осмотре земельного участка установлено, что он не огорожен, здания, строения, объекты незавершенного строительства на участке отсутствуют, 10 % площади земельного участка покрыта лесной растительностью в виде деревьев, кустарников, дикорастущих растений. На земельном участке расположено сооружение с бетонной основой и железной трубой, предположительно скважина. Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» площадь пересечения земельного участка с границами лесного фонда составила <данные изъяты> кв.м. Администрацией МО «город Северобайкальск» в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, образован земельный участок с кадастровым номером №, территория которого полностью расположена в Северо-Байкальском участковом лесничестве Северо-Байкальского лесничества в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, предоставлен в постоянное бессрочное пользование МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск». Земли лесного фонда, расположенные в центральной экологической зоне Байкальской природной территории фактически переведены в иную категорию - земли населенных пунктов.
Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано за МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО город Северобайкальск», а право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью <данные изъяты> га, имеющий местоположение: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, Северо-Байкальское лесничество с кадастровым номером № зарегистрировано 18.11.2011, как земли лесного фонда. При этом земельный участок с кадастровым номером № является частью лесного участка с кадастровым номером №, вместе с тем, уполномоченным органом спорный участок в муниципальное образование «город Северобайкальск» не передавался.
В судебном заседании и.о. прокурора Денисова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков администрации МО «город Северобайкальск», МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила о том, что согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. На земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано право аренды с 03.09.2009 года, а с 13.04.2020 года находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством администрации МО «город Северобайкальск». Категория земель данного земельного участка зарегистрирована как земли населенных пунктов. Построенная водозаборная скважина необходима муниципальному образованию для организации тушения пожаров, в том числе и лесных. Доводы стороны истца о том, что земельный участок с кадастровым номером № является частью лесного участка с кадастровым номером №, в отношении которого 18.11.2011 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не имеют подтверждения. Кроме того, к земельному участку с кадастровым номером № не применены положения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» о запрете перевода в центральной экологической зоне земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий, поскольку данный земельный участок не входит в границы центральной экологической зоны. Границы центральной экологической зоны и границы водоохранной зоны озера Байкал фактически совпадают между собой. С учетом изменений водоохранной зоны озера Байкал в составе его центральной экологической зоны в сторону уменьшения согласно Распоряжения Правительства РФ от 05.03.2015 года № 368-р в редакции распоряжения от 26.03.2018 года № 507-р земельный участок с кадастровым номером № в настоящее время не входит в границы центральной экологической зоны озера Байкал. Также земельный участок с кадастровым номером № не входит в границы объекта природного наследия и не относится исключительно к федеральной собственности, поскольку в список природного наследия ЮНЕСКО включен Байкал вместе с прибрежной зоной, общая площадь из участка исключены 5 урбанизированных промышленно развитых территорий, включая г. Северобайкальск.
Принятие Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № не входит в границы центральной экологической зоны озера Байкал, в границы объекта природного наследия, то в отношении него действуют общие правила определения категории земель, то есть согласно приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и исключении возможности произвольного толкования ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ и, соответственно, изъятие земельного участка с кадастровым номером № только по формальному основанию его расположения в границах Северо-Байкальского лесничества в соответствии с данными государственного лесного реестра, не возможно.
Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Третьи лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, суд в силу ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому поддерживает позицию прокуратуры, изложенную в исковом заявлении, относительно порядка определения границ земель лесного фонда на основании материалов лесоустройства. В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах. В соответствии со статьями 67, 68, 68.1 Лесного кодекса РФ, границы лесничеств определяются материалами лесоустройства, полагает, что наличие сведений о земельном участке с кадастровым номом № в ЕГРН нарушает права Российской Федерации, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН (федеральной информационной системе) о границах лесничества,
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит выводу об удовлетворении исковых требований в силу следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», ст. 8 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ).
Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявления Комитета по экономике и имущественным отношениям администрации МО «город Северобайкальск» внесены в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого установлено примерно в <данные изъяты> м. по направлению на северо-восток относительно ориентира - здания, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование: «под строительство завода по производству питьевой воды».
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.06.2009 г. Сведения о местоположении земельного участка внесены на основании межевого плана, выполненного 25.05.2009 г. кадастровым инженером ООО "КЦ Байкал" Х. по заказу Комитета по экономике и имущественным отношениям администрации МО «город Северобайкальск».
Как следует из сведений ЕГРН в настоящее время на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования «город Северобайкальск» на основании постановления администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка от 26.02.2020 г., № 173, о чем 13.04.2020 г. в ЕГРН внесена запись за №.
Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости произведена запись регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли лесного фонда, участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с описанием лесного участка в состав Северо-Байкальского лесничества входит Северо-Байкальское участковое лесничество, в том числе квартал <данные изъяты>, относящийся по целевому назначению к защитным лесам, категории защитности: к лесам, расположенным в водоохранных зонах.
Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 1201 спорный земельный участок с кадастровым номером № полностью по всей площади <данные изъяты> кв.м. пересекает земельный участок с границами лесного фонда и находится в части <адрес>, площадь пересечения – <данные изъяты> кв.м, координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка:
№ точки | X | У |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Рослесинфорг» основными его целями и предметом является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений (п. 3.1. Устава, размещенного в открытом источнике, официальном сайте Учреждения https://roslesinforg.ru/).
Одним из основных видов деятельности (работ, услуг), осуществляемых Учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках государственного задания является, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков) (п. 3.2.3. Устава Учреждения).
Форма Заключения утверждена Приказом Рослесхоза от 01.02.2018 № 41 «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке», содержит сведения об исполнителе с указанием его должности, место для подписи и указание на расшифровку подписи (Ф.И.О.). Подписывается заключение Директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверяется печатью.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 67 - 69 Лесного кодекса РФ).
Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, представленное в материалы дела заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 1201 соответствует указанным требованиям, и, по мнению суда, является допустимым доказательством, также как и представленные суду информация из государственного лесного реестра с картой-схемой расположения лесного участка, таксационное описание <адрес>.
Также из справки о результатах осмотра земельного участка следует, что 19.10.2020 г. в рамках государственного земельного надзора в ходе проведения обследования земельного участка с кадастровым номером № установлено, что земельный участок не огорожен, по факту свободен от зданий, строений, объектов незавершенного строительства. 10% площади земельного участка покрыта лесной растительностью в виде деревьев, кустарников, дикорастущих растений, на большей части земельного участка проведена рекультивация земли, присутствуют признаки ведения хозяйственной деятельности. На земельном участке расположено сооружение с бетонной основой и железной трубой, предположительно скважина.
По выписке из ЕГРН и информации Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия участок с кадастровым номером № расположен в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории №, зарегистрированы ограничения, установленные Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»; а также земельный участок расположен в границах водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал №, в связи с чем, в отношении указанного земельного участка зарегистрированы ограничения, предусмотренные статьей 65 частью 15 Водного кодекса Российской Федерации и статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также доказательств того, что участок лесного фонда, образованный за счет части лесного участка, находящегося в федеральной собственности, был переведен ответчиком в другую категорию земель в порядке, установленном законодательством, или в порядке статьи 8 ЗК РФ и Закона N 172-ФЗ, суду не представлено.
Согласно уведомлению Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия от 27.02.2020 г. при внесении в ЕГРН сведений о Северо-Байкальском лесничестве органом регистрации прав выявлено наличие пересечений его границы с границами земельного участка с кадастровым номером №; в связи с чем границы земельного участка с кадастровым номером № не включены в границы Северо-Байкальского лесничества в соответствии с частями 15, 16 статьи 34 Закона регистрации.
Таким образом, наличие сведений о земельном участке с кадастровым номером № в ЕГРН привело к исключению его из границ Северо-Байкальского лесничества, находящегося в федеральной собственности, а также регистрацией ответчиком права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок за МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» нарушены права Российской Федерации как собственника земельного участка, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН (федеральной информационной системе) о границах лесничества.
Кроме того, образование спорного земельного участка с иной категорией земель, при пересечении его с землями лесного фонда, также нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст. 1 Лесного кодекса РФ законодатель определил в качестве преобладающих функций леса экологическую и социальную. В соответствии с этой статьей лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах: устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных норм суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Так, требования о признании недействительным образования земельного участка направлены на восстановление положения существовавшего до нарушения прав и законных интересов РФ, как собственника земельного участка, а также неопределенного круга лиц, поскольку влекут исключение из государственного кадастрового учета сведений о координатах характерных точек земельного участка, избранный в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурором способ защиты обеспечивает возможность восстановления нарушенного права, кроме того, в связи с тем, что земельный участок, расположенный в границах лесного фонда, образован с нарушением требований, установленных нормами природоохранного, земельного и лесного законодательства, сведения о спорном участке подлежат исключению из государственного кадастрового учета, ввиду того, что на земельные участки в части их наложения зарегистрированы права собственности за Российской Федерации, так и право пользования за МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск», то предъявление прокурором требования о признании отсутствующим права собственности за ответчиком является допустимым.
Доводы представителя ответчиков основаны на ошибочном толковании норм, поскольку пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 11.08.2017, предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В действующей в настоящее время редакции п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указано о том, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 года № 377 «О правилах проведения лесоустройства», действовавшим до 16 апреля 2012 года, предусматривалось, что материалы лесоустройства являются основанием для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Положения ст. 91 ЛК РФ, Приказа Рослесхоза от 30 мая 2011 года N 194 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра" предусматривают внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.
Таким образом, информация о лесных участках, в том числе о границах лесного фонда, содержащаяся в лесоустроительной документации не является фиксированной, а может изменяться в зависимости от результатов выполненных мероприятий по лесоустройству. Включение земель в лесной фонд вследствие проведения мероприятий по лесоустройству лишь подтверждает тот факт, что эти земли относились к лесному фонду, несмотря на отсутствие сведений о них.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего местоположение, установленного относительно ориентира, расположенного <адрес>
Признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего местоположение, установленного относительно ориентира, расположенного <адрес>.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в мотивированном виде составлено 21.12.2020 г.
Судья: А.И. Болдонов