Дело № 2-1142/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Орск 24 сентября 2013 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Козлова В.В.,
при секретаре Куршель С.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н.,
представителя ответчика ЗАО «Орский мясокомбинат» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Орский мясокомбинат» об обязании устранения нарушений законодательства о гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Орска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с иском к Закрытому акционерному обществу «Орский мясокомбинат», в котором просит: 1. обязать ЗАО «Орский мясокомбинат» устранить. выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне по адресу ***:
провести в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров поглотителей - произвести замену фильтров-поглотителей с истекшим сроком годности, в срок до 01.10.2013 г.; промаркировать герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним, а также обозначить направление движения воздуха на воздуховодах, в срок до 01.10.2013 г.; 1.3. осуществить проверку убежищ на герметичность, в срок до 01.10.2013 г.;
1.4. осуществить техническое обслуживание оборудования убежищ -текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт, в срок до 01.10.2014 г.
Убежище №271:
• укомплектовать пожарный кран пожарным рукавом и стволом, в срок до 01.10.2013 г.;
• заделать ввод кабеля в ограждающих конструкциях убежища -устранить проём, в срок до 01.10.2013 г.
Убежище № 272:
• осуществить обозначение знаком (прямоугольник размером не менее 50 х 60 см, внутри которого указывается:, инвентарный номер сооружения, принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес, и т.д.), места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв 3-5 см, ширина - 0,5 -1,0 см. 0 убежища, в срок до 01.10.2013 г.;
• произвести монтаж двух новых емкостей для аварийного запаса воды, в срок до 01.01.2014 г.;
• укомплектовать пожарный щит ящиком с песком, в срок до 01.10.2013 г.,
Убежище № 273:
• укомплектовать пожарный кран пожарным рукавом и стволом, в срок до 01.10.2013 г.;
• производить периодическое проветривание помещений убежища наружным воздухом - устранить сырость, в срок до 01.10.2013г.
Убежище № 274:
• произвести обновления табличек убежища - устранить ржавчину и нечитаемые надписи, в срок до 01.10.2013 г.;
• укомплектовать пожарный кран пожарным рукавом и стволом, в срок до 01.10.2013 г.;
• производить периодическое проветривание помещений наружным воздухом - устранить сырость, наличие влаги на полу, в срок до 01.10.2013 г..
Убежище № 275:
• производить еженедельный запуск дизельной электростанции убежища;
помещение котельной укомплектовать - огнетушителем, асбестовым покрывалом и ящиком с песком, в срок до 01.10.2013 г.;
заделать ввод трубопровода холодного водоснабжения в ограждающих конструкциях убежища - устранить проем, в срок до 01.10.2013 г.;
устранить разукомплектование оборудования санузлов убежища - установить краны (5 шт.), восстановить трубы повода воды, установить раковины (3 шт.), в срок до 01.01.2014 г.;
укомплектовать пожарный кран пожарным рукавом и стволом, в срок до 01.10.2013 г.;
• осуществить монтаж штурвала на входной защитно-герметичной двери убежища, в срок до 01.01.2014 г..
2. направить на согласование в Управление ГО, ЧС и ПБ администрации
г. Орска план гражданской обороны ЗАО «ОМК» на 2013 год, в срок до 01.10.2013 г.;
3. создать комиссию по устойчивости функционирования объекта экономики, разработать документы, регламентирующие ее деятельность, в срок до 01.10.2013 г.;
4. провести мероприятия по организации планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовку районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей, не созданы эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, создать промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт, в срок до 01.01.2014 г.;
5. разработать табель оснащения формирования нештатных аварийно-
спасательных формирований предприятия (НАСФ), в срок до 01.10.2013 г.;
6. создать учебные группы, определить руководителей групп занятий, разработать программы подготовки, расписания занятий, завести журналы учета занятий, завести журнал учета подготовки и переподготовки должностных лиц и специалистов ГО, в срок до 01.10.2013 г.;
7. обеспечить работников предприятия средствами индивидуальной защиты -
противогазами из расчета на 100% от общей численности работников и другие
СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований
и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите
населения от чрезвычайных ситуаций, в срок до 01.01.2014 г.;
8. создать запасы материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств, в срок до 01.10.2013 г.;
9. Обязать ЗАО «Орский мясокомбинат» устранить выявленные нарушения
законодательства о предупреждении чрезвычайных ситуаций по адресу ***
• разработать проект локальной системы оповещения на действующий потенциально химически опасный объект, в срок до 01.01.2014 г.;
• осуществить монтаж локальной системы оповещения в районе
размещения, химически опасного объекта - ЗАО «ОМК» с зоной действия более
2,5 км., в срок до 01.01.2014 г.;
• руководящий, командно - начальствующий состав, руководители занятий и НАСФ ЗАО «ОМК» направить на обучение в УМЦ по ГО и ЧС Оренбургской области, в срок до 01.10.2013 г.;
• котельную предприятия оснастить действующими средствами индивидуальной защиты, в срок до 01.10.2013 г.;
• разработать для котельной предприятия «План локализации и ликвидации аварийных ситуаций», в срок до 01.01.2014 г.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры области от 20.05.2013 № 7-2-26-2013 проведена проверка законодательства о гражданской обороне в ЗАО «ОМК». Установлено, что основными видами деятельности ЗАО «ОМК» являются производство и переработка сельхозпродукции, производство товаров народного потребления, производство продукции производственно-технического, бытового назначения. Проверкой установлено, что исполнение законодательства о гражданской обороне в ЗАО «ОМК» исполняется ненадлежащим образом. ЗАО «ОМК» ФС Ростехнадзора по Оренбургской области, 06.05.2008 г. выдана лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов № ЭХ-49-001-382. Кроме того, ЗАО «ОМК» ФС Ростехнадзора по Оренбургской области, 09.11.2009 выдана лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-49-001688. В соответствии со свидетельством. № А49-00345 о регистрации опасных производственных объектов, выданным 19.01.2011 ФС Ростехнадзора по Оренбургской области в перечень опасных производственных объектов ЗАО «ОМК» входят: аммиачно-холодильная установка, транспортный участок, цех по производству технических фабрикатов, компрессорный цех, система газопотребления, комплекс зданий, площадка для хранения мазутного топлива, участок транспортировки опасных веществ, участок трубопроводов теплосети. Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 (далее - Правила), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. В соответствии с информацией Управления Росимущества по Оренбургской области (исх.№ ЛК-56/14-1038 от 10,02.2012), на территории ЗАО «ОМК» расположено пять объектов гражданской обороны (бомбоубежищ), находящихся в федеральной собственности: убежище № 271, общей площадью - 271,8 кв.м., месторасположением: консервный завод; убежище № 272, общей площадью -271,8 кв.м.; убежище № 273, общей площадью - 271,8 кв.м., месторасположением: завод первичной переработки скота; убежище № 274, общей площадью - 271,8 кв.м., месторасположением: холодильник; убежище № 275", общей площадью - 530,0 кв.м., месторасположением: колбасный цех. По информации администрации г. Орска (от 27.05.2013 № 28/125) на территории Советского района г.Орска расположено шесть объектов повышенной опасности, включая ЗАО «ОМК». По информации ЗАО «ОМК» (б/н от 21.06.2013) на территории предприятия расположено пять объектов гражданской обороны (бомбоубежище), имеющие паспорта убежищ: № 271, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974, отдельно стоящее здание; № 272, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974, отдельно стоящее здание; № 273, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974, отдельно стоящее здание; № 274, дата приёмки в эксплуатацию: 30.12.1975, отдельно стоящее здание; № 275, дата приёмки в эксплуатацию: 03.01.1989 г., встроенное в здание АБК. В соответствии с бессрочным договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 01.06.2012 г. № 34ГО, заключенным между ЗАО «ОМК» и Управлением Росимущества по Оренбургской области ЗАО «ОМК» принимает на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной защиты и другое имущество гражданской обороны - убежища: № 271, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974 г., отдельно стоящее здание; № 272, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974 г., отдельно стоящее здание; № 273, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974 г., отдельно стоящее здание; № 274, дата приёмки в эксплуатацию: 30.12.1975 г., отдельно стоящее здание; № 275, дата приёмки в эксплуатацию: 03.01.1989 г., встроенное в здание АБК. Все системы жизнеобеспечения вышеуказанных бомбоубежищ находились в удовлетворительном состоянии (п.п. 1 раздела № 1 вышеуказанного договора). Согласно раздела № 2 указанного договора в обязанности ЗАО «ОМК» входит приятие мер по поддержанию вышеуказанного имущества в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, накопление до норм и по мере необходимости и свежевание средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны в установленных объёмах и номенклатуре, выполнение мероприятий по защите служащих и рабочих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и их жизнеобеспечивание в чрезвычайных ситуациях, участие в мероприятиях гражданской обороны, обеспечение, создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности органов управления, служб, внештатных АСФ предприятия, обучение рабочих и служащих по гражданской обороне. В ходе осмотра, 10.06.2013 прокуратурой района с участием ОНД по г. Орску Управления МЧС по Оренбургской области, а также Управления ГО, ЧС и ПБ администрации г.Орска территории, зданий, строений, сооружений - объектов гражданской обороны ЗАО «ОМК», расположенных по адресу пер. 1-ый Домбаровский, д. 41 в г. Орске установлено следующее: не проводятся в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров поглотителей (ФП с истекшим сроком годности, требуют замены), чем нарушен п.. 3.2.17 Правил; не все герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним промаркированы, не обозначено направление движения воздуха на воздуховодах, чем нарушен п. 4.3.9 Правил; не производится проверка убежища на герметичность, чем нарушен п. 4.3.10 Правил; не проводится техническое обслуживание оборудования, чем нарушен п. 5.1.1 Правил;
1. убежище № 271: пожарный кран не укомплектован пожарным рукавом и. стволом, что является нарушением п.п. 3.5.1 Правил, а также ст. 128 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не заделан ввод кабеля в ограждающих конструкциях убежища (допущен проем), что является нарушением п.п. 3.2.2 Правил.
2. убежище № 272: выявлено отсутствие обозначения убежища, что является нарушением п.п. 6.2.1 Правил; емкости для аварийного запаса воды в количестве двух единиц прокоррозированы и разрушены (торцевая часть баков), что является нарушением п.п. 3.2.11 Правил; пожарный щит не укомплектован ящиком с песком, что является нарушением п.п. 3.5.1 Правил, а также п.п. 482 и 483 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012года N 390 "О противопожарном режиме".
3. убежище № 273: пожарный кран не укомплектован пожарным рукавом и стволом, что является нарушением п.п. 3.5.1 Правил, а также ст. 128 Федерального закона от 22,07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не проводится периодическое проветривание помещений наружным воздухом (в помещении выявлена сырость, наличие влаги на полу), что является нарушением п.п. 3.2.19 Правил.
4. убежище № 274: выявление непроведение обновления табличек убежища - проржавела табличка, нечитаемые надписи, что является нарушением п.п. 6.2.1 Правил; пожарный кран не укомплектован пожарным рукавом и стволом, что является нарушением п.п. 3.5.1 Правил, а также ст. 128 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не проводится периодическое проветривание помещений наружным воздухом (в помещении выявлена сырость, наличие влаги на полу), что является нарушением п.п.. 3.2.19 Правил.
5. убежище № 275: выявлено непроведение еженедельного запуска дизельной электростанции убежища, что является нарушением п.п. 3.2.25 Правил; помещение котельной не укомплектовано огнетушителем, асбестовым покрывалом и ящиком с песком, что является нарушением п.п. 3.5.2 Правил; не заделан ввод трубопровода холодного водоснабжения в ограждающих конструкциях убежища (допущен проем), что является нарушением п.п. 4.2.5 Правил; выявлено разукомплектование оборудования санузлов убежища - отсутствуют краны (5 шт.), срезаны трубы повода воды, демонтированы раковины (3 шт.), что является нарушением п.п. 3.2.11 Правил; пожарный кран не укомплектован пожарным рукавом и стволом, что является нарушением п.п. 3.5.1 Правил, а также ст. 128 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; выявлен демонтаж штурвала на входной защитно-герметичной двери убежища, что является нарушением п.п. 3.2.11 Правил.
Таким образом, в связи с ненадлежащим содержанием и управлением ЗАО «ОМК» вышеуказанных объектов гражданской обороны, резко ухудшились их технические и иные характеристики, чем нарушено право граждан на общественную безопасность при проведении военных действий или вследствие этих действий, действия при чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, в ходе указанной проверки установлено следующее: 1. не согласован с Управлением ГО, ЧС и ПБ администрации г. Орска план гражданской обороны ЗАО «ОМК» на 2013 год, что является нарушением пункта пятого Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804, а также п.п. 2-4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 года № 687; 2. Отсутствует комиссия по устойчивости функционирования объекта экономики, отсутствуют документы, регламентирующие ее деятельность, что является нарушением п. 20 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804; 3. в ЗАО «ОМК» не проводятся мероприятия по организации планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей, не созданы эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт, что является нарушением п.п. 6, 25, 42 Постановления Правительства РФ от 22.06.2004 года № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, в безопасные районы»; 4. Не разработан табель оснащения формирования нештатных аварийно-спасательных формирований предприятия (НАСФ), что является нарушением п.п. 4 и 10 Приказа МЧС России от 21.12.2005 года № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»; 5. в организации, не созданы учебные группы и не определены руководители групп занятий, не разработаны программы подготовки, расписания занятий, отсутствуют журналы учета занятий, отсутствует журнал учета подготовки и переподготовки должностных лиц и специалистов ГО, что является нарушением пункта пятого Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841; 6. работники предприятия не в полном объеме обеспечены средствами индивидуальной защиты, что является нарушением пункта восьмого Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 года N993; 7. в ЗАО «ОМК» в 2013 году не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, что является нарушением статьи девятой Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
По информации ЗАО «ОМК» б/н от 28.05.2013 г. в связи с отсутствием госзаказа и тяжелым финансовым положением на ЗАО «ОМК» не созданы финансовые и материальные ресурсы. Согласно справке по результатам проверки ЗАО «ОМК» Управления ГО, ЧС и ПБ администрации г. Орска ЗАО «ОМК» не готово к выполнению задач в области гражданской обороны. Одновременно с вышеуказанным, проверкой установлено, что исполнение законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ЗАО «ОМК» исполняется ненадлежащим образом.
Так, в ходе проверки установлено следующее: 1. отсутствует проект локальной системы оповещения на действующий потенциально химически опасный объект, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также п.п. первого-четвертого Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"; 2. зона действия локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта - ЗАО «ОМК» менее 2,5 км. вокруг объекта, что является нарушением пункта второго Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"; 3. руководящий, командно - начальствующий состав, руководители занятий и НАСФ ЗАО «ОМК» не обучены в УМЦ по ГО и ЧС Оренбургской области, что является нарушением п.п, второго, четвёртого и пятого Постановления Правительства Российской Федераций от 04.09.2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; 4. в котельной предприятия средства индивидуальной защиты эксплуатируются с истекшим сроком годности (более пяти лет), что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также п. 7.2 раздела № 7 ГОСТ 12.4.121-83. Система стандартов безопасности труда. «Противогазы промышленные фильтрующие. Технические условия», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 14.03.1983 года N 1167; 5. для котельной предприятия не разработан «План локализации и ликвидации аварийных ситуаций», что является нарушением ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Таким образом, ЗАО «ОМК» нарушаются права граждан на общественную безопасность при проведении военных действий или вследствие этих действий, действия при чрезвычайных ситуациях.
В судебном заседании помощник прокурора Майданенко В.Н. отказался от исковых требований в части: создать комиссию по устойчивости функционирования объекта экономики, разработать документы, регламентирующие ее деятельность, в срок до 01.10.2013 г.; провести мероприятия по организации планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовку районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей, не созданы эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, создать промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт, в срок до 01.01.2014 г.; разработать проект локальной системы оповещения на действующий потенциально химически опасный объект, в срок до 01.01.2014 г.; разработать для котельной предприятия «План локализации и ликвидации аварийных ситуаций», в срок до 01.01.2014 г. Пункт: «Производить еженедельный запуск дизельной электростанции убежища»,- переформулировать - «произвести проверку и подготовку дизельной электростанции в срок до 01.10.2014 г., и осуществлять деятельность дизельной электростанции в соответствии с п.п. 3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583».
В остальной части исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, согласен срок исполнения по некоторым пунктам.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования признал, указав, согласен с выявленными нарушениями, предприятие устранит данные нарушения, необходимо увеличить срок исполнения.
Согласно ст.39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд принимает отказ истца от части исковых требований. Суд принимает признание ответчика уточненных исковых требований.
Заслушав пояснения представителей сторон, свидетеля, принимая во внимание признание иска представителем ответчика, которое не противоречит закону и не нарушает права и законных интересы других лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 198 ч 4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Статьи 2 и 18 Конституции РФ устанавливают, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Прокуратурой района проведена проверка законодательства о гражданской обороне в ЗАО «ОМК».
Установлено, что основными видами деятельности ЗАО «ОМК» являются производство и переработка сельхозпродукции, производство товаров народного потребления, производство продукции производственно-технического, бытового назначения.
Проверкой установлено, что исполнение законодательства о гражданской обороне в ЗАО «ОМК» исполняется ненадлежащим образом.
ЗАО «ОМК» ФС Ростехнадзора по Оренбургской области, 06.05.2008 вБщана лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов № ЭХ-49-001-382.
Кроме того, ЗАО «ОМК» ФС Ростехнадзора по Оренбургской области, 09.11.2009 выдана лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-49-001688.
В соответствии со свидетельством. № А49-00345 о регистрации опасных производственных объектов, выданным 19.01.2011 ФС Ростехнадзора по Оренбургской области в перечень опасных производственных объектов ЗАО «ОМК» входят: аммиачно-холодильная установка, транспортный участок, цех по производству технических фабрикатов, компрессорный цех, система газопотребления, комплекс зданий, площадка для хранения мазутного топлива, участок транспортировки опасных веществ, участок трубопроводов теплосети.
В соответствии с информацией Управления Росимущества по Оренбургской области (исх.№ ЛК-56/14-1038 от 10,02.2012), на территории ЗАО «ОМК» расположено пять объектов гражданской обороны (бомбоубежищ), находящихся в федеральной собственности: убежище № 271, общей площадью - 271,8 кв.м., месторасположением: консервный завод; убежище № 272, общей площадью - 271,8 кв.м.; убежище № 273, общей площадью - 271,8 кв.м., месторасположением: завод первичной переработки скота; убежище № 274, общей площадью - 271,8 кв.м., месторасположением: холодильник; убежище № 275, общей площадью - 530,0 кв.м., месторасположением: колбасный цех.
По информации администрации г. Орска (от 27.05.2013 № 28/125) на территории Советского района г.Орска расположено шесть объектов повышенной опасности, включая ЗАО «ОМК».
По информации ЗАО «ОМК» (б/н от 21.06.2013) на территории предприятия расположено пять объектов гражданской обороны (бомбоубежище), имеющие паспорта убежищ: № 271, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974, отдельно стоящее здание; № 272, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974, отдельно стоящее здание; № 273, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974, отдельно стоящее здание; № 274, дата приёмки в эксплуатацию: 30.12.1975, отдельно стоящее здание; № 275, дата приёмки в эксплуатацию: 03.01.1989 г., встроенное в здание АБК.
В соответствии с бессрочным договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 01.06.2012 г. № 34ГО, заключенным между ЗАО «ОМК» и Управлением Росимущества по Оренбургской области ЗАО «ОМК» принимает на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной защиты и другое имущество гражданской обороны - убежища: № 271, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974 г., отдельно стоящее здание; № 272, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974 г., отдельно стоящее здание; № 273, дата приёмки в эксплуатацию: 27.12.1974 г., отдельно стоящее здание; № 274, дата приёмки в эксплуатацию: 30.12.1975 г., отдельно стоящее здание; № 275, дата приёмки в эксплуатацию: 03.01.1989 г., встроенное в здание АБК. Все системы жизнеобеспечения вышеуказанных бомбоубежищ находились в удовлетворительном состоянии (п.п. 1 раздела № 1 вышеуказанного договора).
Согласно раздела № 2 указанного договора в обязанности ЗАО «ОМК» входит приятие мер по поддержанию вышеуказанного имущества в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, накопление до норм и по мере необходимости и свежевание средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны в установленных объёмах и номенклатуре, выполнение мероприятий по защите служащих и рабочих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и их жизнеобеспечивание в чрезвычайных ситуациях, участие в мероприятиях гражданской обороны, обеспечение, создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности органов управления, служб, внештатных АСФ предприятия, обучение рабочих и служащих по гражданской обороне.
В ходе осмотра, 10.06.2013 прокуратурой района с участием ОНД по г. Орску Управления МЧС по Оренбургской области, а также Управления ГО, ЧС и ПБ администрации г.Орска территории, зданий, строений, сооружений - объектов гражданской обороны ЗАО «ОМК», расположенных по адресу пер. 1-ый Домбаровский, д. 41 в г. Орске выявлены нарушения законодательства РФ о гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Таким образом, ЗАО «ОМК» нарушаются права граждан на общественную безопасность при проведении военных действий или вследствие этих действий, действия при чрезвычайных ситуациях.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Орский мясокомбинат» об обязании устранения нарушений законодательства о гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ч 2 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Орский мясокомбинат» об обязании устранения нарушений законодательства о гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям - удовлетворить.
1. обязать ЗАО «Орский мясокомбинат» устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне по адресу ***:
1.1. провести в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров поглотителей - произвести замену фильтров-поглотителей с истекшим сроком годности, в срок до 01.12.2013 г.;
1.2. промаркировать герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним, а также обозначить направление движения воздуха на воздуховодах, в срок до 01.12.2013 г.;
1.3. осуществить проверку убежищ на герметичность, в срок до 01.03.2014 г.;
1.4. осуществить техническое обслуживание оборудования убежищ -текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт, в срок до 01.01.2015 г.
убежище №271:
• укомплектовать пожарный кран пожарным рукавом и стволом, в срок до 01.12.2013 г.;
• заделать ввод кабеля в ограждающих конструкциях убежища - устранить проём, в срок до 01.12.2013 г.
убежище № 272:
• осуществить обозначение знаком (прямоугольник размером не менее 50 х 60 см, внутри которого указывается:, инвентарный номер сооружения, принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес, и т.д.), места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв 3-5 см, ширина - 0,5 -1,0 см. 0 убежища, в срок до 01.12.2013 г.;
• произвести монтаж двух новых емкостей для аварийного запаса воды, в срок до 01.01.2015 г.;
• укомплектовать пожарный щит ящиком с песком, в срок до 01.12.2013 г.,
убежище № 273:
• укомплектовать пожарный кран пожарным рукавом и стволом, в срок до 01.12.2013 г.;
• производить периодическое проветривание помещений убежища наружным воздухом - устранить сырость, в срок до 01.12.2013г.
убежище № 274:
• произвести обновления табличек убежища - устранить ржавчину и нечитаемые надписи, в срок до 01.12.2013 г.;
• укомплектовать пожарный кран пожарным рукавом и стволом, в срок до 01.12.2013 г.;
• производить периодическое проветривание помещений наружным воздухом - устранить сырость, наличие влаги на полу, в срок до 01.12.2013 г..
убежище № 275:
• произвести проверку и подготовку дизельной электростанции в срок до 01.10.2014 г., и осуществлять деятельность дизельной электростанции в соответствии с п.п. 3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583»;
помещение котельной укомплектовать - огнетушителем, асбестовым покрывалом и ящиком с песком, в срок до 01.12.2013 г.;
заделать ввод трубопровода холодного водоснабжения в ограждающих конструкциях убежища - устранить проем, в срок до 01.12.2013 г.;
устранить разукомплектование оборудования санузлов убежища - установить краны (5 шт.), восстановить трубы повода воды, установить раковины (3 шт.), в срок до 01.03.2014 г.;
укомплектовать пожарный кран пожарным рукавом и стволом, в срок до 01.12.2013 г.;
• осуществить монтаж штурвала на входной защитно-герметичной двери убежища, в срок до 01.03.2014 г..
2. направить на согласование в Управление ГО, ЧС и ПБ администрации
г. Орска план гражданской обороны ЗАО «ОМК» на 2013 год, в срок до 01.10.2013 г.;
3. разработать табель оснащения формирования нештатных аварийно-
спасательных формирований предприятия (НАСФ), в срок до 01.12.2013 г.;
4. создать учебные группы, определить руководителей групп занятий, разработать программы подготовки, расписания занятий, завести журналы учета занятий, завести журнал учета подготовки и переподготовки должностных лиц и. специалистов ГО, в срок до 01.11.2013 г.;
5. обеспечить работников предприятия средствами индивидуальной защиты -
противогазами из расчета на 100% от общей численности работников и другие
СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований
и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите
населения от чрезвычайных ситуаций, в срок до 01.01.2015 г.;
6. создать запасы материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств, в срок до 01.01.2015 г.;
7. Обязать ЗАО «Орский мясокомбинат» устранить выявленные нарушения
законодательства о предупреждении чрезвычайных ситуаций по адресу ***
• осуществить монтаж локальной системы оповещения в районе
размещения, химически опасного объекта - ЗАО «ОМК» с зоной действия до
2,5 км., в срок до 01.01.2014 г.;
• руководящий, командно - начальствующий состав, руководители занятий и НАСФ ЗАО «ОМК» направить на обучение в УМЦ по ГО и ЧС Оренбургской области, в срок до 01.03.2014 г.;
• котельную предприятия оснастить действующими средствами индивидуальной защиты, в срок до 01.11.2013 г.;
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение составлено 27.09.2013 г.