дело номер 2-1142/2016
Решение в мотивированном виде
изготовлено 07 октября 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2016 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В.Луханиной,
при секретаре Е.Г.Непомнящих,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о признании результатов зачетов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Войсковой части, Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о признании результатов зачетов недействительными и взыскании компенсации морального вреда указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в пожарную команду 1518 на должность пожарного в Войсковую часть 41659.
ДД.ММ.ГГГГ истец сдавал зачеты, состоящие из 4 вопросов и практических занятий, по итогом которых по практическим занятиям получил оценку «4», по практической части «2», общий итог «не сдал». ДД.ММ.ГГГГ сдавал зачеты состоящие из 5 вопросов и двух практических занятий, общий итог «не сдал».
С результатами зачетов не согласен по следующим основаниям: трудовой договор и должностные инструкции не предусматривают сдачи зачетов; руководство пожарной команды данные зачеты не сдает; учебная программа отсутствует; критерии оценок отсутствуют, общие принципы юридической ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина работодателем не соблюдаются; примененный при зачете прибор времени был не пригоден к использованию для измерения времени, как не прошедший государственную проверку.
Полагает, что в случае удовлетворения исковых требований с ответчика подлежит взысканию и моральный вред так как происшедшим истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях в связи с неправомерными действиями ответчика и переживаниями по данному поводу который он оценивает в 10 000 рублей.
Просит признать недействительными результаты зачетов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ пожарной команды 1518 Войсковой части 41659 в отношении ФИО1 и взыскать с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай» 10 000 рублей компенсации морального вреда.
ДД.ММ.ГГГГ истцом заявлено ходатайство о замене ответчика Войсковой части № на надлежащего ответчика Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа».
Определением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство истца удовлетворено.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ Войсковая часть № привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
ДД.ММ.ГГГГ от Войсковой части № на определение суда от ДД.ММ.ГГГГ о замене ненадлежащего ответчика подана частная жалоба, которая на основании определения от 26 сентября была возвращена заявителю в соответствии с ч. 2 ст. 324 ГПК РФ.
Определением Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области».
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил заявленные требования указав основания аналогично изложенному в исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, дополнив, что Войсковая часть №, которая фигурирует в документах о приеме на работу, на самом деле не является юридическим лицом, в связи с этим судом произведена замена лица, не обладающего надлежащей правоспособностью на надлежащее - Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа». Поскольку данное учреждение состоит на финансовом обеспечении в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», то данное учреждение привлекается в качестве соответчика по настоящему делу.
Просит признать недействительными результаты зачетов от ДД.ММ.ГГГГ пожарной команды № Войсковой части №- структурного подразделения Федерального казенного учреждения «Объединённое стратегическое командование Центрального военного округа» в отношении ФИО1.
Взыскать в пользу ФИО1 с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» 10 000 рублей компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО7 исковые требования поддержали, по доводам изложенным в заявлении указав на то, что в отношении надлежащего ответчика, имеется очень много ссылок представителей ответчика на приказ Министра обороны РФ согласно которому представителем работодателя в отношении с работниками является Командир Войсковой части. Если Командир является представителем работодателя, то это должно быть указано в соответствующем договоре. Из материалов дела следует что Командир Войсковой части выступал от себя лично, а не в качестве представителя вместе с тем это Гражданским кодексом РФ не допускается. Трудовой договор должен быть заключен между ФИО1 и Командиром Войсковой части как представителем работодателя, однако договор заключен с Командиром Войсковой части. Договор должен быть заключен между Министерством обороны РФ в лице Командира Войсковой части и он должен был действовать на основании соответствующей доверенности. На основании изложенного полагают, что трудовые права нарушены и должны быть признаны незаконными два результата зачетов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, проведенные соответствующей пожарной командой № Войсковой частью №, являющейся структурным подразделением и соответствующим возложением ответственности на органы финансового обеспечения о взыскании компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В возражении на исковое заявление ссылаются на то, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» создано и действует на основания Положения «О Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», утвержденного Министром обороны Российской Федерации 31 марта 2011 года. Учреждение создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в полномочия указанного Учреждения не входит проведение и принятие зачетов у лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе у работников пожарной команды № Войсковой части №. Обращают внимание суда на то обстоятельство, что Войсковая часть № не является структурным подразделением или филиалом ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. В связи с изложенным, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в рамках настоящего гражданского дела является ненадлежащим ответчиком и подлежит исключению из числа таковых. Кроме того, истец принят на работу в Войсковую часть №, о чем с ним заключен соответствующий трудовой договор. Работодателями в соответствии со ст.20 ТК РФ в отношении гражданского персонала Воинской части является Командир данной Воинской части. При этом ни ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ни должностные лица указанного Учреждения не принимали каких-либо зачетов у ФИО1, либо каким-либо иным способом не принимали участия в проведении зачетов в отношении истца, в связи с чем каких-либо прав ФИО1 не нарушали. Таким образом, в рамках рассматриваемого гражданского дела ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» является ненадлежащим ответчиком, так как не является работодателем в отношении ФИО1 Непосредственным работодателем в отношении ФИО1 является Командир Войсковой части №. Понятия, указанные в статье 150 ГК РФ, соотносятся с конкретной личностью, чьи права нарушены. При этом должна быть доказана причинно- следственная связь с нарушенными правами конкретного человека и действиями (бездействиями) нарушителя. Анализ обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, позволяет сделать вывод, об отсутствии причинно- следственной связи между действиями должностных лиц ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и нарушением прав истца, что является одним из условий наступления деликатной ответственности. Из буквального толкования статьи 1064 ГК РФ следует, что для наступления деликатной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда. Перечисленные основания признаются общими, поскольку их наличие требуется во всех случаях. Причинно-следственная связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя и наступившим вредом является обязательным условием наступления деликатной ответственности и выражается в том, что: а) первое предшествует второму во времени; б) первое порождает второе. В ряде случаев для возложения деликатной ответственности возникает необходимость определения двух и более причинных связей. Таким образом, указанные обстоятельства дают основания полагать, что какой либо гражданско - правовой ответственности на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» не может быть возложено, вина ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в данном случае отсутствует. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что должностные лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» являлись непосредственными причинителями вреда ФИО1, либо совершали какие-либо противоправные действия по отношению к нему, не имеется, как отсутствуют и иные доказательства вины ответчика в причинении вреда истцу, в связи с чем правовых оснований для возмещения морального вреда, по правилам главы 59 ГК РФ, не имеется. Просят исключить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» из числа ответчиков по данному гражданскому делу, по заявленным исковым требованиям ФИО4 отказать в полном объеме, провести судебное заседание без участия их представителя. ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа».
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и <адрес>» » в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В возражении на исковое заявление указывают на то, что не согласны с привлечением их в качестве ответчика, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя в связи с отдаленностью рассмотрения гражданского дела и отсутствием лимитов бюджетных обязательств на командировочные расходы, и отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В ходатайстве сообщают, что Управление не несет ответственности по обязательствам ФКУ «ОСК ЦВО», а также его должностных лиц. Согласно п.п. 7, 11 Общего положения о ФКУ «ОСК ЦВО», утвержденного Министром обороны Российской Федерации 31 марта 2011 года, ФКУ «ОСК ЦВО» имеет лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Командующий войсками Центрального военного округа в штате руководителя Управления №, утвержденном заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, не состоит. Согласно штату №, утвержденному начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, командующий войсками военного округа состоит в штате Объединенного стратегического командования Центрального военного округа. Просят исключить их из числа ответчиков, и в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ провести судебное заседание, без участия представителя Управления в связи с невозможностью явки, ввиду значительной отдаленности места рассмотрения искового заявления от места нахождения Управления (<адрес>).
Представители третьего лица Войсковой части №ФИО5, ФИО6 в судебном заседании пояснили, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется, так как зачеты сдавались всеми лицами которые работают в пожарной части. Считают что права истца ничем не нарушены. Командир Войсковой части заключает трудовой договор с Начальником пожарной части 1518, а также со всеми работниками и с ФИО9 в том числе. Сдача зачетов регулируется в пожарной части Положением № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом Министра обороны № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 п.6 и п. 22 Положения Начальник отделения пожарной части обязан организовать профессиональную подготовку личного состава, организовать занятия.
Учитывая мнение истца ФИО1, представителя истца ФИО7, представителей третьего лица Войсковой части №ФИО5, ФИО6, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодателем в соответствии с действующим законодательством является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, был принят на работу в пожарную команду № на должность пожарного в Войсковую часть №.
В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными: настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами Министерства обороны.
В целях проверки соблюдения воинскими частями и организациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки пожарная охрана Вооруженных Сил осуществляет ведомственный пожарный надзор.
Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил включают в себя отдел пожарной безопасности Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны, службы пожарно-спасательные и местной обороны управлений планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов, инспекции пожарного надзора военных округов (районов).
Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил состоят из пожарных команд гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Для осуществления ведомственного пожарного надзора определяется район обслуживания инспекции пожарного надзора, который устанавливается приказом командующего войсками военного округа и определяет границы на территории округа, в пределах которых инспектора пожарного надзора проводят проверки соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.
Приказом командира воинской части (организации) определяется район (границы) обслуживания пожарной командой.
Приказом Министра обороны РФ от 13 августа 2012 года номер 2300 утверждено Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации. Деятельность пожарной охраны в Вооруженных силах организуют в воинских частях, организациях Вооруженных Сил и гарнизонах - Командиры воинских частей и организаций через пожарные команды.
Из материалов дела следует, что Начальником пожарной команды № ФИО2 утверждается расписание занятий с личным составом по итогам которых, ежеквартально личным составом производится сдача зачета.
В соответствии Программой подготовки личного состава подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, программа обеспечивает процесс обучения личного состава, приобретения ими необходимых знаний, получения соответствующей квалификации, ознакомление с научно – техническими и практическими задачами обеспечения пожарной безопасности и методами их решения, приобретения навыков самостоятельного решения оперативно – служебных задач и практического применения теоретических знаний, расширения кругозора в процессе самостоятельного изучения нормативных правовых актов, руководящих документов, научно – технической литературы, справочников и ГОСТов. Руководители подразделений отвечают за состояние профессиональной подготовки сотрудников и работников на уровне, обеспечивающем успешное выполнение ими оперативно – служебных задач. Начальники подразделений (пожарной команды) обязаны организовывать профессиональную подготовку личного состава и лично проводить занятия по темам, установленным настоящей Программой, а так же особо важным темам, обеспечивать контроль за организацией и проведением занятий в дежурных сменах, проверку конспектов и записей в специальных тетрадях личного состава подразделения. Осуществлять в течении года проверку знаний, умений и навыков личного состава в ходе семинарских и практических занятий, зачетов, собеседований и других форм.
Таким образом сдача зачетов в пожарной команде предусмотрена нормами действующего законодательства
ФИО1ДД.ММ.ГГГГ сдавал зачеты, состоящие из четырёх вопросов и практических занятий, по итогам которых по практическим занятиям получил оценку «4», по практической части - «2», общий итог - не сдал. ДД.ММ.ГГГГ сдавал зачеты, состоящие из пяти вопросов и двух практических занятий, общий итог - не сдал.
Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании результатов зачетов недействительными в том числе и по тем основаниям что при зачете на время был использован смартфон. Истцом и представителем истца не представлено доказательств в чем выразилось нарушения прав истца.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные права.
Также по смыслу положений ст. ст. 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса РФ защите в судебном порядке подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы истца, и при отсутствии такого нарушения удовлетворение иска исключается.
Поскольку наступление негативных последствий для истца только предполагается, защита права на будущее время не допускается, нарушение прав истца не установлено, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
При этом суд учитывает, что истец настаивал на удовлетворении требований к заявленным ответчикам.
ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» не принимало каких-либо зачетов у ФИО1, либо каким-либо иным способом не принимали участия в проведении зачетов в отношении истца, в связи с чем каких-либо прав ФИО1 не нарушали.
Суд приходит к выводу, что истцом иск заявлен к ненадлежащим ответчикам. Непосредственным работодателем в отношении ФИО1 является Командир Войсковой части 41659.
В силу положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года номер 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», работодателями в соответствии со ст.20 ТК РФ в отношении гражданского персонала Воинской части является Командир данной Воинской части.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчики являлись непосредственными причинителями вреда ФИО1, либо совершали какие-либо противоправные действия по отношению к нему, не имеется, как отсутствуют и иные доказательства вины ответчиков в причинении вреда истцу, в связи с чем правовых оснований для возмещения морального вреда, не имеется и суд отказывает в удовлетворении иска ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о признании результатов зачетов недействительными
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца.
Председательствующий О.В. Луханина
Решение не вступило в законную силу