ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1142/2021 от 30.08.2021 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

дело№2-1142/2021

УИД 18RS0027-01-2021-001597-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30.08.2021 года пос.Ува Удмуртской Республики

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,

при секретаре Соколовой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) об отмене решения от ****** в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы воспитателем детского сада с *** по ***, возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж указанный период работы, установлении факта принадлежности архивной справки, признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

У с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав, мотивируя свои требования тем, что с *** года по настоящее время она занимается педагогической деятельностью, ее общий педагогический стаж составляет более 25 лет. *** года она обратилась в УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако решением ответчика от *** в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого срока назначения согласно Приложению №7 Федерального закона №400-ФЗ. Указанным решением подтверждено наличие педагогического стажа 25 лет 10 месяцев 14 дней, но отказано в зачете в стаж периода работы воспитателем детского сада с *** по *** (2 месяца 27 дней) в связи с невыполнением педагогической нагрузки. При этом ответчик руководствовался Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 (вступило в силу с 18.04.2003 года), где установлена продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы для воспитателей дошкольных учреждений 36 часов в неделю. Однако считает отказ во включении спорного периода в льготный стаж незаконным по следующим основаниям. В течение всего 2000-2004 года она работала воспитателем детского сада, при этом выполняла норму установленного рабочего времени 30 часов в неделю, что подтверждено документально справкой о количестве отработанных часов. В 2003 году в Удмуртской Республике действовало постановление Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 29.09.1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», где норма педагогической нагрузки для воспитателей дошкольных учреждений на ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю. В указанный период она была протарифицирована на полную рабочую ставку, установленную законом норму 30 часов в неделю она выполняла. Указанное постановление Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 29.09.1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» признано утратившим силу с 1 января 2005 года постановлением Государственного Совета УР от 24 мая 2005 года № 480-111 и постановлением Правительства УР от 3 мая 2005 года № 76. Она(истец) является гражданкой Российской Федерации, поэтому в отношении нее должны соблюдаться законы, Конституция Российской Федерации, в том числе положения статьи 6 (ч.2), статьи 18,19, 55 (ч.1), которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Считает, что необходимый стаж работы (25 лет) с учетом периода работы с *** по *** выработан ею ***. Следовательно, она может обратиться с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ***, а не ***, как рекомендовано в решении об отказе в назначении пенсии. Восстановить свое право она может только в судебном порядке.

Кроме того, для подтверждения страхового стажа представлена архивная справка Администрации МО «Увинский район» от ******, *** за период работы в 1988-1989гг в колхозе «***9 Однако в приеме архивной справки ей отказано ввиду того, что в справке не указано ее отчество и дата рождения. С учетом вышеизложенного, ей рекомендовано обратиться в суд для установления факта принадлежности архивной справки Администрации МО «Увинский район» от ***. ***, ***.

Истец ФИО1 просила отменить решение УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонного) *** от *** в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в должности воспитателя ***12 с *** по *** (2 месяца 27 дней), обязать ответчика включить ей в специальный стаж период работы в должности воспитателя ***13 с *** по ***, установить факт принадлежности ей архивной справки Администрации муниципального образования «Увинский район» от ******, ***, обязать ответчика назначить ей, ФИО1, *** года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей (с учетом Закона от 03.10.2018г.№350-ФЗ и Приложения №7 Закона №400-ФЗ.

В судебном заседании истец ФИО1 (до брака ***1) О.П. свои требования уточнила в части назначения досрочной страховой пенсии, просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с *** как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, остальные требования поддержала, привела те же доводы, что и в исковом заявлении. Также пояснила, что детство провела в ***, училась в ***14 средней школе, в свободное от учебы время в июле 1988 года (после 9 класса) и в июле 1989 года (после 10 класса) она работала в колхозе ***15, в основном в теплице. ***1 в селе и в колхозе тогда не было.

Представитель УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) ФИО2, действующий на основании доверенности, по исковым требованиям в части установления факта принадлежности правоустанавливающего документа возражений не представил, в остальной части иск не признал и пояснил, что период работы с *** по *** не может быть включен в специальный стаж, поскольку в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы от 29.10.2002 года № 781 периоды работы педагогических работников, начиная с ***, засчитываются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 (вступило в силу с 18.04.2003 года) продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы для воспитателей организаций, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования установлена 36 часов в неделю. Однако педагогическая нагрузка у истицы в спорный период составляла 30 часов вместо требуемых 36 часов. Представитель ответчика просит в удовлетворении требований истца об отмене решения, возложении обязанности по включению спорного периода в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости- отказать.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ) установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

При возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок ее назначения установлен Приложением №7 не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В силу пунктов 2,3,4 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии с которыми при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются соответствующие, в том числе действующие в определенные периоды Списки от 29.10.2002 г. N 781, от 22.09.1999 г. N 1067, от 06.09.1991 г. N 463, Перечень от 17.12.1956 г. № 1397, и соответствующие Правила.

Работа в должности воспитателя детского сада предусмотрена Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденном Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 (вступило в силу с 18.04.2003 года), приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы для воспитателей организаций, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования установлена 36 часов в неделю.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года (далее по тексту – Постановление УР № 82/258), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом Российской Федерации, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п.8 постановления УР № 82/258).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, *** года рождения, начала свою педагогическую деятельность в должности воспитателя детского сада с ***, в данной должности работает по настоящее время.

*** ФИО1 обратилась в УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления от 15.07.2021 года №206240/21 ей засчитано в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, 25 лет 10 месяцев 14 дней и отказано в зачете в специальный стаж периода работы в должности воспитателя детского сада при невыполнении 36-часовой недельной педагогической нагрузки- с 18.04.2003 по 14.07.2003 года (2 месяца 27 дней). Указанным решением в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано ввиду отсутствия необходимого срока назначения согласно приложению №7 Закона №400-ФЗ. Требуемый педагогический стаж (25 лет), по мнению ответчика, заявительницей выработан 24.08.2020 года, в связи с чем с учетом закона от *** №350-ФЗ право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает не ранее *** (через 18 месяцев). ФИО1 рекомендовано обратиться за назначением пенсии ***.

В решении ответчика указано, что ФИО1 в период с *** по *** педагогическую нагрузку не выполняла, то есть не выполнено условие, определенное п.4 Правил от ******. В то же время, в указанный период истица выработала педагогическую нагрузку, установленную постановлением Правительства Удмуртской Республики № 82/258, получала заработную плату, установленную на ставку заработной платы (должностной оклад) воспитателя детского дошкольного учреждения, с которой производились регулярные ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд.

Согласно письма Министерства народного образования Удмуртской Республики от 13.04.2004 года №01-17/630, постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 года №191 по воспитателям дошкольных образовательных учреждений Увинского района Удмуртской Республики выполняется с 01.03.2004 года.

В связи с этим период работы истицы воспитателем детского сада с *** по *** (2 месяца 27 дней), когда действовало Постановление Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/258, подлежит включению в ее специальный стаж, а оспариваемое решение от *** в части не включения в специальный стаж спорного периода является незаконным и подлежит отмене.

Согласно ст.22 Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения ФИО1 в УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) – *** - с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ответчик засчитал в специальный стаж 25 лет 10 месяцев 14 дней. Дополнительно к этому подлежит зачету в стаж период работы воспитателем детского сада с *** по ***. Таким образом, при суммировании подлежащего включению в специальный стаж периода работы и признанного ответчиком стажа педагогической деятельности, стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии составлял у истца на день обращения в пенсионный орган за назначением пенсии 26 лет 1 месяц 11 дней, соответственно, 25 лет выработано истицей ***, именно с этой даты у нее возникает право на досрочную страховую пенсию по старости, и с этой даты через 1 год 6 месяцев, с учетом положений п.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, п.3 ст.10 Федерального закона №350-ФЗ от 03.10.2018 года, может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости.

Требование истца об установлении факта принадлежности архивной справки архивного отдела Администрации муниципального образования «Увинский район» от ******, *** подлежит удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» порядок подсчёта и подтверждения страхового стажа определяется Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015.

В соответствии с п. 59 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдаётся документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказа, лицевые счета и другие документы).

Согласно вышеназванных Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из архивной справки от ****** следует, что в документах объединенного архивного фонда сельскохозяйственного производственного кооператива «***16» и его предшественников, в лицевых счетах начисления заработной платы работникам колхоза имени ***17 (с 1991 года- СХТОО «***18», с 2000 года-СПК «***19»), за июль 1988 года, июль 1989 года имеются сведения о работе ***3 (так в документе), год рождения не указан, чья заработная плата и количество отработанных человеко-дней составили: в июле 1988 года за 24,5 человеко-дней- 130,04 (зарплата), в июле 1989 года за 21 человеко-день- 54,32 (зарплата). В лицевых счетах начисления и выдачи заработной платы работникам колхоза за июль 1988 года, июль 1989 года иной ***3 (***3) не значится. Личное дело, личная карточка формы Т-2 ***20 на хранение в архив не поступали, подтвердить дату рождения не представляется возможным.

Согласно свидетельства о рождении и паспорта, полные данные истицы- ФИО1 (до брака ***1) Оксана Петровна, *** года рождения, уроженка ***. Согласно свидетельства о заключении брака ***21 зарегистрировала брак с ***7 и сменила фамилию с «***1) на «ФИО1». Таким образом, суд установил, что заявитель ФИО1 (до брака ***1) Оксана Петровна и ***3, сведения о стаже работы которой содержатся в архивной справке архивного отдела Администрации муниципального образования «Увинский район» от 07.07.2021 года № 21-30841,21-30842, одно и то же лицо, и представленными заявителем доказательствами в совокупности подтверждается принадлежность правоустанавливающего документа именно ФИО1 (до брака ***1) Оксане Петровне, *** года рождения, уроженке ***.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) об отмене решения от ****** в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы воспитателем детского сада с *** по ***, возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж указанный период работы, установлении факта принадлежности архивной справки, признании права на досрочную страховую пенсию по старости- удовлетворить.

Отменить решение УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от ****** в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периода работы воспитателем детского сада с *** по ***.

Обязать УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1, *** года рождения, период работы воспитателем детского сада с *** по *** (2 месяца 27 дней).

Установить факт принадлежности ФИО1 (до брака ***1) Оксане Петровне, *** года рождения, уроженке ***, архивной справки архивного отдела Администрации муниципального образования «***» от ******,21-30842.

Признать за ФИО1, *** года рождения, право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ***.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Удмуртской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.

В окончательной форме решение принято 31.08.2021 года.

Судья- В.А.Ёлкина