Кызылский городской суд Республики Тыва
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кызылский городской суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1143/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2011 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Балчый-оол М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству решения Хурала представителей города Кызыла от 23.11.2010 №250 «Об утверждении тарифов на содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда города Кызыла на 2011 год, где собственниками не выбран один из способов управления многоквартирным домом»,
с участием представителя заявителя старшего помощника прокурора г.Кызыла Кобцовой Т.В., представителя заинтересованного лица Мэрии г. Кызыла ФИО1,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Кызыла обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству решения Хурала представителей города Кызыла от 23.11.2010 №250 «Об утверждении тарифов на содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда города Кызыла на 2011 год, где собственниками не выбран один из способов управления многоквартирным домом». В обоснование заявления указано на то, что оспариваемое решение разработано в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Уставом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Регулирование цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в г. Кызыле осуществляется в соответствии с Порядком регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Кызыла, утвержденным решением Кызылского городского Хурала представителей от 16.12.2005 №105. При принятии оспариваемого решения нарушены нормы действующего законодательства. Так, согласно п.3.7 Порядка регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Кызыла для установления, изменения действующих цен и тарифов организация представляет в регулирующий орган не менее чем за 69 дней до предполагаемого срока установления, изменения цен и тарифов пакет документов, перечисленных в этом пункте, а именно:
- пояснительную записку, обосновывающую необходимость изменения цен и тарифов, предложения об их уровне;
- последний бухгалтерский баланс с приложениями;
- приказ об учетной политике организации;
- декларации по начисленным налогам;
- сведения о численности, заработной плате и движении работников. а также штатное расписание;
- сведения о затратах по регулируемому виду деятельности, нормы расхода материальных ресурсов;
- расчет необходимой прибыли и справку о распределении прибыли;
- отчетные калькуляции за период действия предыдущих тарифов включая формы N 6-Ж (Содержание и ремонт жилищного фонда), N 22-ЖКХ (Сведения о работе ЖКХ в условиях реформ), N 5-З (Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
- анализ финансово-хозяйственной деятельностью в целом по организации в том числе по видам деятельности и по статьям затрат;
- план мероприятий по сокращению расходов;
- нормы расхода материальных ресурсов;
- статистическую отчетность об объемах оказываемых услуг в натуральном выражении 1 - ТЕП, 1 - водопровод, 1 - канализация, 1 - КХ, 65 - автотранспорт и другие;
- правку об использовании амортизации и прибыли;
- производственную и инвестиционную программы;
- расчет финансовых потребностей для реализации производственной и инвестиционной программы;
- план проведения ремонтных работ;
- расчет цены (тарифа) по статьям затрат.
Согласно п. 3.8 Порядка в случае если документы представлены не в полном объеме регулирующий орган возвращает их без рассмотрения.
К проекту решения от 23.11.2010 №250 не был приложен ни один документ, предусмотренный п.3.7 Порядка. Частично документы были представлены в прокуратуру, однако они не отвечают требованиям п.3.7 указанного Порядка.
Согласно п.3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в орган регулирования, уполномоченный на установление тарифов, должны быть представлены наряду с заявлением, в том числе, и предложения об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения. К проекту решения обоснование метода индексации не было представлено.
В соответствии с приложением №2 Порядка регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Кызыла цены и тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства устанавливаются с учетом заключения независимой экспертизы фактических затрат, проводимой экспертными организациями.
Согласно п. 3.9 Порядка независимая экспертиза проводится регулирующим органом после получения документов, указанных в п.3.7 Порядка. Однако к проекту решения не было представлено заключение независимой экспертизы фактических затрат.
Согласно п. 3.10 Порядка Мэрия г. Кызыла должна подготовить заключение о последствиях утверждения цен и тарифов, включая объем дополнительных расходов бюджета города и увеличение платежей населения на основе результатов независимой экспертизы. Указанное заключение должно быть представлено в Кызылский городской Хурал представителей в течение 15 дней с момента направления документов. К проекту решения не приложено заключение Мэрии г. Кызыла о последствиях утверждения тарифов, включая объем дополнительных расходов бюджета города и увеличение платежей населения.
Поэтому тарифы на содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда города Кызыла на 2011 год, где собственниками не выбран один из способов управления многоквартирным домом, приняты с нарушением установленного порядка и без экономического обоснования, что не позволяет проверить обоснованность повышения тарифов.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил основание заявления, приведя положения ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании ст.помощник прокурора г. Кызыла Кобцова Т.В. заявление, с учетом уточнения, полностью поддержала.
Представитель Мэрии г. Кызыла ФИО1 с заявлением не согласился, пояснив, что указание в заявлении о противоречии оспариваемого решения Федеральному закону №210-ФЗ не обоснованно, так как данный федеральный закон регулирует правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а оспариваемое решение принято на основании Жилищного кодекса РФ. Для установления указанных тарифов законодательство не предусматривает обязательного предоставления перечня требуемых прокурором документов. Прокурором не приведено ни одного доказательства, что тарифы экономически не обоснованны.
Представитель Хурала представителей города Кызыла в судебное заседание не явился, о дне и времени заседания извещен, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял, поэтому суд рассматривает дело в его отсутствие в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ. В состоявшемся ранее судебном заседании представитель с заявлением не соглашался, полагая, что никаких нарушений законодательства при принятии оспариваемого акта допущено не было.
Представитель заинтересованного лица ООО УК «Жилсервис» также в судебное заседание не явился, о дне и времени заседания извещен.
Выслушав участвующих лиц, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Также, согласно п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из данных разъяснений, при проверке оспариваемого решения на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено, что оно не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.
Как видно из оспариваемого решения Хурала представителей города Кызыла от 23.11.2010 №250 «Об утверждении тарифов на содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда города Кызыла на 2011 год, где собственниками не выбран один из способов управления многоквартирным домом», им утверждены тарифы на содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда города Кызыла на 2011 год, где собственниками не выбран один из способов управления многоквартирными домом.
Данное решение опубликовано в "Бюллетене органов городского самоуправления г. Кызыла", N 20, 26.11.2010 (вступило в силу с 1 января 2011 года и действует по 31 декабря 2011 года (пункт 3 данного документа).
В силу п. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Согласно п. 3 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Оспариваемый нормативный акт принят Хуралом представителей города Кызыла на основании полномочий, установленных Уставом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (ст.33). Полномочия данного органа местного самоуправления и процедура принятия решения прокурором не оспаривались.
В соответствии с п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, прерывающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Из постановления Мэра г. Кызыла от 03.09.2010 №2256 «О заключении договора управления многоквартирными домами с Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилсервис» следует, что на основании решения конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами (протокол от 27.07.2010) предписано Муниципальному учреждению «Департаменту земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла заключить договор управления многоквартирными домами, согласно приложению, с ООО УК «Жилсервис» сроком на 3 года, и дома, согласно перечню, переданы в управление ООО УК «Жилсервис».
Таким образом, не может быть признан обоснованным довод заявителя, приводимый в заявлении, о противоречии оспариваемого решения Федеральному закону от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, поскольку предметом регулирования указанных нормативных актов не являются отношения, связанные с размером платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, так как данные правоотношения регулируются Жилищным кодексом РФ.
Также не состоятелен довод в заявлении о противоречии оспариваемого решения федеральному законодательству в связи с непредставлением определенного перечня документов.
Так, пунктом 3.7 Порядка регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Кызыла, утвержденного решением Кызылского городского Хурала представителей от 16.12.2005 №105, предусмотрено, что для установления, изменения действующих цен и тарифов организация представляет в регулирующий орган не менее чем за 69 дней до предполагаемого срока установления, изменения цен и тарифов следующие документы:
- пояснительную записку, обосновывающую необходимость изменения цен и тарифов, предложения об их уровне;
- последний бухгалтерский баланс с приложениями;
- приказ об учетной политике организации;
- декларации по начисленным налогам;
- сведения о численности, заработной плате и движении работников. а также штатное расписание;
- сведения о затратах по регулируемому виду деятельности, нормы расхода материальных ресурсов;
- расчет необходимой прибыли и справку о распределении прибыли;
- отчетные калькуляции за период действия предыдущих тарифов включая формы N 6-Ж (Содержание и ремонт жилищного фонда), N 22-ЖКХ (Сведения о работе ЖКХ в условиях реформ), N 5-З (Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
- анализ финансово-хозяйственной деятельностью в целом по организации в том числе по видам деятельности и по статьям затрат;
- план мероприятий по сокращению расходов;
- нормы расхода материальных ресурсов;
- статистическую отчетность об объемах оказываемых услуг в натуральном выражении 1 - ТЕП, 1 - водопровод, 1 - канализация, 1 - КХ, 65 - автотранспорт и другие;
- правку об использовании амортизации и прибыли;
- производственную и инвестиционную программы;
- расчет финансовых потребностей для реализации производственной и инвестиционной программы;
- план проведения ремонтных работ;
- расчет цены (тарифа) по статьям затрат.
Вместе с тем, согласно пункту 1.4 данного Порядка порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение об установлении этой платы на общем собрании, определяется нормативным правовым актом.
Из пояснений участвующих лиц следует, что указанный нормативный акт в настоящее время не принят. При этом решение Кызылского городского Хурала представителей от 16 декабря 2005 г. N 105 не является актом, имеющим большую юридическую силу по сравнению с оспариваемым актом. Поэтому ссылка заявителя на указанное положение п.3.7 Порядка не может быть признана состоятельной.
Помимо этого, решение Кызылского городского Хурала представителей от 16 декабря 2005 г. N 105 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. КЫЗЫЛА» признано утратившим силу решением Хурала представителей города Кызыла от 23 декабря 2010 г. N 272 «О РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ И НАДБАВОК К ТАРИФАМ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА КЫЗЫЛА», то есть утратило силу через месяц после принятия оспариваемого решения.
Также следует признать необоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемое решение противоречит федеральному законодательству, так как указанные тарифы приняты без проведения независимой экспертизы обоснованности указанных тарифов, поскольку проведение независимой экспертизы при утверждении указанных тарифов на момент принятия решения действующим федеральным законодательством не было предусмотрено.
Каких-либо норм, возлагающих на граждан дополнительные обязанности по внесению платы за содержание, текущий и капитальный ремонт, чем это установлено нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, или снижение уровня гарантий граждан, предусмотренных жилищным законодательством в области оплаты жилищно-коммунальных услуг, не усматривается.
Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26декабря2005года N184-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 N 237-ФЗ) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.
Привлеченная в качестве специалиста представитель Службы по тарифам Республики Тыва ФИО2 пояснила, что установленные оспариваемым актом тарифы не противоречат законодательству, поскольку на жилищные услуги предельные индексы не установлены.
Также специалист ФИО3, начальник управления экономики Мэрии г. Кызыла, пояснил, что на жилищные услуги предельные индексы не установлены, но установленные предельные индексы на коммунальные услуги были учтены, так как они входят в структуру затрат. Предлагалось учесть индекс в размере 10,7%, а был принят индекс - 7%.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 ноября 2010 года №487 «Об индексах максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных на тепловую энергию, а также максимальных индексах изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Тыва на 2011 год» установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих различные услуги по г. Кызылу- от 10% до 13%.
По сравнению с тарифами на содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда города Кызыла на 2010 год, где собственниками не выбран один из способов управления многоквартирным домом (утв. решением Хурала представителей от 24.11.2009 №157), повышение тарифов оспариваемым решением произведено на 7%.
Данное увеличение обосновано пояснительной запиской начальника Управления экономики Мэрии г. Кызыла, расчетами ООО УК «Жилсервис», отсутствием замечаний Департамента финансов Мэрии г. Кызыла, а также Заключением по результатам финансовой экспертизы на содержание и текущий ремонт муниципального жилищного фонда МУП УК «ЖЭУ-5» г. Кызыла на 2010 год, составленным ОАО Институтом развития жилищно-коммунального хозяйства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Данное Заключение правомерно было учтено в качестве экономического обоснования при принятии оспариваемого акта, так как набор и объем потребляемых услуг остался неизменным до и после передачи жилых домов в управление ООО УК «Жилсервис», что подтверждается Перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса (Приложение№2 к конкурсной документации).
Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает, что предметом производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что оспариваемый акт органа местного самоуправления не противоречит ни федеральному закону, ни другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, издан в пределах компетенции органа местного самоуправления и опубликован в установленном порядке, то заявление прокурора не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении заявления прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству решения Хурала представителей города Кызыла от 23.11.2010 №250 «Об утверждении тарифов на содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда города Кызыла на 2011 год, где собственниками не выбран один из способов управления многоквартирными домом» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2011 года.
Судья Л.Т.Сватикова