Дело №
45RS0№-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 апреля 2022 года <адрес>
Курганский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Макеевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,
с участием представителя истца ФИО4,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к акционерному обществу «Аэропорт Курган» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к акционерному обществу «Аэропорт Курган» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование измененных исковых требований указано, что Курганской транспортной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании и воздушного законодательства в деятельности службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов АО «Аэропорт Курган».
Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением аэропортовой деятельности Уральского МТУ Росавиации проведена плановая проверка деятельности оператора аэродрома Курган - АО «Аэропорт Курган» в целях подтверждения соответствия требованиям Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям Федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - ФАП-286), в части аэродромного обеспечения, электро-светотехнического обеспечения, поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов за время действия выданного Сертификата оператора аэродрома ДД.ММ.ГГГГ № ФАВТ.ОА-066.
Росавиацией выявлены нарушения в деятельности АО «Аэропорт Курган», наличие которых несовместимо с наличием у него сертификата оператора аэродрома. По результатам проверки, проведенной Росавиацией в отношении АО «Аэропорт Курган», ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, в котором указано на необходимость устранения выявленных замечаний в соответствии с п. 68 ФАП-286 (срок устранения нарушений - не более 120 дней с момента получения акта).
В свою очередь, АО «Аэропорт Курган» в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения, оформленные актом Росавиации, не устранило. По указанной причине Управлением аэропортовой деятельности Росавиации принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении действия Сертификата соответствия оператора аэродрома Курган от ДД.ММ.ГГГГ №ФАВТ.ОА-066. Приостановление действия сертификата соответствия влечет приостановление деятельности самого оператора аэродрома.
Таким образом, проверкой Управления аэропортовой деятельности Росавиации установлено, что АО «Аэропорт Курган» не соответствует требованиям ФАП-286 и не обеспечивает комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Выявленные нарушения создают угрозу безопасности полетов в районе аэродрома Курган, что может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб.
В сложившейся ситуации нарушаются интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации.
Просил признать незаконным бездействие АО «Аэропорт Курган» по устранению нарушений, послуживших основанием для приостановления действия Сертификата оператора аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ № ФАВТ.ОА-066. Возложить на АО «Аэропорт Курган» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить аттестацию службы ПАСОП на право ведения аварийно-спасательных работ; оборудовать пункт связи службы ПАСОП системой аварийного оповещения, прямым каналом связи с Курганским центром ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и оперативным штабом; оборудовать помещение, в котором осуществляется наблюдение за взлетом и посадкой воздушных судов, средством подачи звуковой сигнализации тревоги в здание аварийно-спасательной станции; обеспечить функционирование дублирующей системы аварийного оповещения; обеспечить личный состав расчетов здравпункта и организации перевозок теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью по нормам главы VIII приложения № к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н.
Определением Курганского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Курганского транспортного прокурора к АО «Аэропорт Курган» прекращено в части требований о возложении на АО «Аэропорт Курган» обязанности по оборудованию пункта связи службы ПАСОП системой аварийного оповещения, прямым каналом связи с Курганским центром ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и оперативным штабом и обязанности по обеспечению функционирования дублирующей системы аварийного оповещения в связи с отказом истца от иска и принятием отказа судом.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 измененные исковые требования поддержала, за исключением требований, по которым судом принят отказ от иска.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании выразили согласие в части требований по обеспечению аттестации службы ПАСОП на право ведения аварийно-спасательных работ, при этом просили суд установить срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Против удовлетворения остальной части исковых требований возражали.
Представитель Уральского МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участи, представил письменный отзыв.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Курганской транспортной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании и воздушного законодательства в деятельности службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов АО «Аэропорт Курган».
Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением аэропортовой деятельности Уральского МТУ Росавиации проведена плановая проверка деятельности оператора аэродрома Курган - АО «Аэропорт Курган» в целях подтверждения соответствия требованиям Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям Федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, в части аэродромного обеспечения, электро-светотехнического обеспечения, поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов за время действия выданного Сертификата оператора аэродрома ДД.ММ.ГГГГ № ФАВТ.ОА-066.
Специалистами Росавиации установлено следующее:
1. Служба ПАСОП не аттестована установленным порядком на право ведения аварийно-спасательных работ.
2. Обязанности диспетчера пожарной связи не исполняются в полном объеме, поскольку должность диспетчера пожарной связи совмещают охранники службы авиационной безопасности и начальники ПСК.
3. На пункте службы ПАСОП отсутствуют система аварийного оповещения, прямой канал связи с органом организации воздушного движения (Курганским центром ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») и оперативным штабом.
4. Помещение, в котором осуществляется наблюдение за взлетом и посадкой воздушных судов, не оснащено средством подачи звуковой сигнализации тревоги в здание АСС (аварийно-спасательной станции).
5. Отсутствует дублирующая система аварийного оповещения.
6. В штатной структуре службы ПАСОП отсутствует должность руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. Личный состав расчетов здравпункта и организации перевозок не обеспечены теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью в соответствии с нормами главы VIII приложения № к приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ№н.
По результатам проверки, проведенной Росавиацией, в отношении АО «Аэропорт Курган» ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, в котором указано на необходимость устранения выявленных замечаний в соответствии с п.68 ФАП-286 (срок устранения нарушений - не более 120 дней с момента получения акта).
АО «Аэропорт Курган» в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения, оформленные актом Росавиации, не устранило.
По указанной причине Управлением аэропортовой деятельности Росавиации принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении действия Сертификата соответствия оператора аэродрома Курган от ДД.ММ.ГГГГ №ФАВТ.ОА-066.
Сертификат соответствия оператора аэродрома, согласно ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, необходимо иметь операторам аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.
Согласно п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
В соответствии со ст. 90 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 4 Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ оператором аэродрома гражданской авиации проводятся аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома.
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о службе аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО «Аэропорт Курган», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, Служба ПАСОП является структурным подразделением АО «Аэропорт Курган». В функции СПАСОП входит проведение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ в отношении воздушных судов, потерпевших бедствие на территории и в районе ответственности аэропорта Курган.
Согласно п. 133 ФАП-517 основная и дублирующая системы аварийного оповещения должны обеспечивать: одновременное оповещение руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательного подразделения и всех расчетов аварийно-спасательных команд, выполняющих неотложные работы; подачу речевой информации о ЧС; возможность подтверждения приема сигналов "Тревога" и "Готовность" РЛЧС, аварийно-спасательным подразделением и всеми расчетами АСК, выполняющими неотложные работы.
В соответствии с п. 136 ФАП-517 пункт связи СПАСОП оснащается:
- громкоговорящей системой оповещения аварийно-спасательного подразделения;
- прямым каналом связи с органом ОВД;
- прямым каналом связи с аварийно-спасательным подразделением и оперативным штабом;
- прямым каналом связи или радиосвязью с центральным пунктом пожарной связи территориального (местного) пожарно-спасательного гарнизона;
- радиосвязью с подвижным пунктом управления и ПА;
- средством подачи звуковой сигнализации тревоги в здания АСС (аварийно-спасательной станции);
- телефонной связью.
Согласно п. 138 ФАП-517 звуковая сигнализация тревоги и последующая речевая информация о ЧС, подаваемая посредством системы аварийного оповещения, должны быть слышны во всех помещениях АСС и на прилегающей территории к АСС.
На основании п. 6 ФАП-286, оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Согласно п. 40 ФАП-286 административно-бытовые здания должны иметь: помещения для должностных лиц, оснащенные мебелью, средствами связи и оргтехникой; комнаты для совещаний и технической учебы, оснащенные соответствующими стендами, схемами и плакатами; комнаты отдыха дежурного персонала, рабочего состава и водителей спецавтотранспорта, оборудованные средствами связи; пункт пожарной связи, оборудованный необходимыми средствами связи и аварийного оповещения; комнаты дежурных служб аэродрома; спецавтотранспорта, электросветотехнического обеспечения полетов; противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов; санитарно-бытовые помещения.
На основании п. 49 ФАП-286 оператор аэродрома гражданской авиации: назначает руководителей структурных подразделений, способных обеспечить выполнение функций по осуществляющим видам деятельности в соответствии с требованиями Правил; должен иметь квалифицированный персонал, необходимый для осуществления своей деятельности; дополнительно может привлекать для осуществления своей деятельности персонал, имеющий компетенцию, соответствующую выполняемой работе; обеспечивает техническую подготовку работников с целью формирования у них знаний и навыков, проведение теоретических занятий, стажировки и проверки их знаний и навыков.
В соответствии с п. 58 ФАП-286 оператор аэродрома гражданской авиации не может выполнять работы, для выполнения которых у него на момент проведения работ отсутствует необходимая документация, персонал, оборудование или иные условия, установленные Правилами.
Установленные нарушения законодательства, касающиеся обеспечения безопасности полетов в районе аэродрома Курган, до настоящего времени в полном объеме не устранены, что представителями ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия АО «Аэропорт Курган», выразившегося в не устранении нарушений, послуживших основанием для приостановления действия сертификата оператора аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ № ФАВТ.ОА-066.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на акционерное общество «Аэропорт Курган» обязанности обеспечить аттестацию службы ПАСОП на право ведения аварийно-спасательных работ.
Вместе с тем, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по оборудованию помещение, в котором осуществляется наблюдение за взлетом и посадкой воздушных судов, средством подачи звуковой сигнализации тревоги в здание аварийно-спасательной станции и обеспечению личного состава расчетов здравпункта и организации перевозок теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью по нормам главы VIII приложения № к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
На основании п. 54 ФАП-517 аварийно-спасательным подразделением СПАСОП для оперативного реагирования на ЧС, связанные с воздушными судами, на период полетов воздушных судов организуется постоянное наблюдение за взлетом и посадкой воздушных судов. Наблюдатель за взлетом и посадкой ВС назначается из числа личного состава СПАСОП и обеспечивается средствами для визуального наблюдения, оборудованием для прослушивания радиообмена между экипажами ВС и диспетчерами ОВД и средствами связи для оперативной передачи сообщения об авиационном событии аварийно-спасательному подразделению СПАСОП. Место, с которого осуществляется наблюдение за взлетом и посадкой, размещается таким образом, чтобы с него была видна ВПП (по всей длине).
Таким образом, п. 54 ФАП-517 указывает на обязательность наличия средств для оперативной передачи сообщения аварийно-спасательному подразделению СПАСОП и определяет требования к месту, с которого осуществляется наблюдение за взлетом и посадкой ВС.
Вместе с тем, требования о наличии помещения для осуществления наблюдения ФАП-517 не регламентирует.
Согласно доводам представителей ответчика, соблюдение требований ФАП-517 обеспечиваются АО «Аэропорт Курган» путем визуального наблюдения за взлетом и посадкой ВС начальником аварийно-спасательного отряда, находящего в указанное время на временном аварийно-спасательном посту в районе стартового диспетчерского пункта. При этом, указанное лицо обеспечено средствами и оборудованием в соответствии с требованиями п. 54 ФАП-517.
Согласно требованиям главы VIII приложения № к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, личный состав расчетов здравпункта и организации перевозок должен быть обеспечен теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью.
Представителями ответчика в материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение требований в части обеспечения личного состава расчетов здравпункта и организации перевозок теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью по нормам главы VIII приложения № к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, а именно: приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ о переводе работника на другую работу, ведомость № учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений от ДД.ММ.ГГГГ. При этом представители ответчика пояснили, что только должность ФИО5 подпадает под особые условия труда и указанные требования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в иске в части возложения на АО «Аэропорт Курган» обязанности по обеспечению личного состава расчетов здравпункта и организации перевозок теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью по нормам главы VIII приложения № к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
Разрешая ходатайство ответчика об установлении срока исполнения решения суда в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Судом установлено, что решением Курганского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на АО «Аэропорт Курган» возложена обязанность в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу получить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Согласно доводам ответчика, наличие у службы ПАСОП указанной Лицензии является одним из условий для прохождения аттестации службы на право ведения АСР. Учитывая разумность сроков, установленных для АО «Аэропорт Курган» на получение Лицензии — 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (т.е. ДД.ММ.ГГГГ), установление сроков для исполнения требований судебного акта по настоящему делу — в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, не является разумным, поскольку данный срок наступает практически единовременно со сроком исполнения решения о возложении обязанности получить Лицензию. Срок, необходимый для выполнения возлагаемых на ответчика обязанностей, с учетом соблюдения баланса сторон, составляет 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что ответчиком представлены обоснования для установления срока исполнения решения суда в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, суд полагает возможным установить для ответчика указанный срок исполнения решения суда.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении на акционерное общество «Аэропорт Курган» обязанности в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить аттестацию службы ПАСОП на право ведения аварийно-спасательных работ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с акционерного общества «Аэропорт Курган» необходимо взыскать государственную пошлину в размере 6000 рублей в бюджет муниципального образования <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие АО «Аэропорт Курган», выразившееся в неустранении нарушений, послуживших основанием для приостановления действия сертификата оператора аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ № ФАВТ.ОА-066.
Возложить на акционерное общество «Аэропорт Курган» обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить аттестацию службы ПАСОП на право ведения аварийно - спасательных работ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества «Аэропорт Курган» государственную пошлину в размере 6000 рублей в бюджет муниципального образования <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд <адрес> в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Макеева