ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1143/18 от 24.10.2018 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1143/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Брагиной Т.М.,

при секретаре судебного заседания Шестопал А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2018 г. в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению и.о. Печорского природоохранного межрайонного прокурора ... в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Печорского природоохранного прокурора обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» c требованием обязать ООО «Лукойл-Коми» в срок до дд.мм.гггг. произвести демонтаж бездействующего трубопровода ... (...), после чего провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого названным трубопроводом и сдать рекультивированные земли уполномоченной комиссии по вопросам рекультивации и приемки земель.

В обоснование требований указывает, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими эксплуатацию технических сооружений и линейных объектов, законодательства об охране окружающей среды и законодательства о животном мире. Проверкой установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее, Общество) является держателем лицензии СЫК на право добычи углеводородного сырья на ... нефтяном месторождении, расположенном на территории МО ГО «Ухта» Республики Коми. На территории структурного подразделения Общества – ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» в пределах указанного нефтяного месторождения проходит бездействующий трубопровод ... Данный линейный объект выведен из эксплуатации, надобность в его применении отсутствует. По мнению истца, наличие указанного бездействующего трубопровода создает опасность для объектов окружающей природной среды, поскольку в теле трубопровода содержатся вредные для окружающей природной среды, для организма человека вещества (нефтепродукты, парафины и т.д.), которые при воздействии коррозионных процессов могут проникнуть в окружающую среду и стать причиной гибели объектов животного мира. В результате несвоевременно проведенной процедуры демонтажа рассматриваемого бездействующего линейного объекта создаются реальная угроза нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В судебном заседании помощник прокурора г.Усинска, действующий по поручению, на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, приведенным в обоснование иска.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не оспаривала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представил отзыв на исковое заявление, считает требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме, ходатайствует о рассмотрении настоящего дела в отсутствии представителя Управления.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Сторонами не оспаривается, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» осуществляет деятельность по добыче нефти, газа и других полезных ископаемых, а также транспортировку нефти и нефтепродуктов и т.д.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно, осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Частью 2 ст. 47 названного Федерального закона определено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда, окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Согласно п.2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством».

Статья 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» на недропользователя возлагаются следующие обязанности:

- соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

- приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

- обеспечение безопасности горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.

При этом в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель и т.д.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивации подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно пунктам 3,4,5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 №525/67, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Согласно пункту 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.7 Инструкции по составлению статистической отчетности о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма №2-тп (рекультивация)), утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 12.07.1994 № 103, рекультивированными считаются земли, приведенные в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве (сельском, лесном, водном и др.), и принятые по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель.

Во исполнение требований абзаца 6 ст. 28 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (далее - Требования).

Пунктом 31 Требований предусмотрено, что после завершения строительства, реконструкции или ремонта трубопровода запрещается оставлять неубранные конструкции, оборудование и незасыпанные участки траншей.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.

Как следует из абзаца 3 части 2 статьи 7 Закона № 116-ФЗ технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, должны пройти экспертизу в случае отсутствия в технической документации данных о сроке службы технического устройства, а фактический срок службы превышает 20 лет.

Пунктом 756 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, неработающие (выключенные из схемы технологического процесса) трубопроводы должны быть отключены, освобождены от продукта и заглушены.

В соответствии с пунктом 7.5.7.6. Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 (далее - Правила), после технико-экономического обоснования целесообразности замены или прекращения существования трубопровод, превысивший срок амортизации, подлежит демонтажу.

Пунктом 7.5.7.20. Правил предусмотрено, что при демонтаже трубопроводов должна быть проведена техническая рекультивация всей территории ведения работ, уборка мусора, захоронение строительных остатков. При работах следует по возможности минимально сократить нарушения растительного покрова.

Как следует из материалов дела, в период с дд.мм.гггг. в отношении ООО «Лукойл-Коми» проводилась проверка на предмет установления законности нахождения на производственной территории Общества выведенных из эксплуатации трубопроводов, целесообразность использования которых в дальнейшем отсутствует. В результате проверки было установлено нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, в части наличия бездействующего трубопровода ... Ответчиком представлена информация о том, что комплекс мероприятий по демонтажу, технической и биологической рекультивации трубопроводов планируется завершить в срок до дд.мм.гггг.

С учетом приведенного материала, мнения сторон, третьего лица, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета МО ГО «Усинск».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. Печорского природоохранного межрайонного прокурора ... в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании произвести демонтаж бездействующего трубопровода ..., после чего провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого названным трубопроводом и сдать рекультивированные земли уполномоченной комиссии по вопросам рекультивации и приемки земель, - удовлетворить.

Обязать ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. произвести демонтаж бездействующего трубопровода ..., провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого названным трубопроводом, сдать рекультивированные земли уполномоченной комиссии по вопросам рекультивации и приемки земель.

Взыскать с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере ...

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий- Т.М. Брагина