ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1143/2021 от 08.02.2022 Арсеньевского городского суда (Приморский край)

№ 2-133/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Арсеньев 08 февраля 2022 года

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Милицина А.В., при секретаре судебного заседания Мартыненко Ю.А.,

с участием истца Буниной Т.Н., представителя ответчика МИФНС России № 10 по Приморскому краю ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю о взыскании недоначисленных сумм отпускных выплат, компенсации четырехмесячной заработной платы при увольнении, излишне удержанный НДФЛ, моральный вред и денежную компенсацию за несвоевременные выплаты,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную службу в должности специалиста 1 разряда отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю, которая в настоящее время после реорганизации в форме укрепления преобразована в МИФНС № 10 по Приморскому краю. Приказом МИФНС России № 4 по Приморскому краю от 25.12.2020 № 01-06/208 служебный контракт с ней расторгнут, она уволена с ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении ей выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск и компенсацию в размере 4-х месячного денежного содержания, однако суммы были исчислены от заработной платы без учета сумм материального стимулирования за 12 месяцев, предшествовавших дате увольнения, что привело к уменьшению выплат. С учетом уточнения иска просила взыскать с ответчика неуплаченную при увольнении компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 76094,44 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск 15582,48 рублей, излишне удержанный НДФЛ в сумме 2877 рублей, моральный вред 5000 рублей и денежную компенсацию за несвоевременную выплату, предусмотренную ст. 236 ТК РФ в размере 10843,57 рублей.

В судебном заседании истица, поддержала уточненные исковые требования и просила удовлетворить.

Представитель ответчика МИФНС № 10 по Приморскому краю ФИО4, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменной форме, и просила отказать.

Суд, изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и судом установлено, что истица была принята на государственную гражданскую службу, на должность специалиста 1 разряда в отдел выездных проверок Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).

В дальнейшем, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истицей расторгнут, она освобождена от замещения должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ по п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ – в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

При увольнении ФИО2 были выплачены: сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме 88532,04 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 24 дня в сумме 17250,72 руб.

Федеральный закон № 79 –ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансо-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты, которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно части 2 и части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которому относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Пунктом 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» - увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющихся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направленных для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе- в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента; 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В силу части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

В соответствии с пунктом 9 названного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Как следует из сведений, имеющихся в карточке-справке ДД.ММ.ГГГГ МФНС России по <адрес>ФИО2 в декабре 2019 произведены выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, включая в фонд оплаты труда, а также сумма материального стимулирования и единовременного поощрение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты, сведения по аналогичным выплатам в ином размере содержатся в карточке-справке ДД.ММ.ГГГГ год. Очевидно, что суммы материального стимулирования выплачивались истице в зависимости от показателей эффективности деятельности и качества выполнения должностных обязанностей в рамках бюджетного финансирования по оплате труда сверх установленного фонда оплаты труда, направленных на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих налоговой инспекции.

Из данных документов следует, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку ФИО2 выплачивались суммы материального стимулирования, то, средства материального стимулирования должны учитываться и при расчете среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Вместе с тем, при расчёте сумм компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (24 календарный дня) истице не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Так, сумма компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (24 календарных дня) должна составлять: денежное содержание, учитываемое в полном объеме (оклад, оклад за классный чин, ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка за особые условия госслужбы) – 9780 руб.; выплаты, учитываемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм – премии за выполнение особо важных и сложных заданий 7354,81 руб. и материальной помощи к отпуску 357,58 руб., материальное стимулирование 17522,69 руб., итого 25235,08 руб.; прочие выплаты районный коэффициент 2027,52 руб., надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока 3041,27 руб., итого 32833,20 руб. из расчета денежного содержания 40083,87 рублей (9780+25235,08+5068,79)/29,3*24. Таким образом, невыплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет 15582,48 руб. (32833,20 руб.-17250,72 руб.).

В расчете четырехмесячного денежного содержания подлежащего выплате при сокращении, также не учтены суммы материального стимулирования, выплаченные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 210272,27 руб. Сумма четырехмесячной компенсации при увольнении должна составлять: денежное содержание, учитываемое в полном объеме (оклад, оклад за классный чин, ежемесячную надбавка за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячную надбавку за особые условия госслужбы) – 9780 руб.; премии за выполнение особо важных и сложных заданий 7354,81 руб. и материальной помощи к отпуску 357,88 руб., материальное стимулирование 17522,69 руб., единовременную выплату к отпуску в сумме 715,17 руб., итого 25950,25 руб.; прочие выплаты районный коэффициент 2170,55 руб., надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока 3255,82 руб.: итого 5426,37 руб. Начисление компенсации должно составить 164626,48 руб. (9780+25950,25+5426,37)*4. ФИО2 выплачена сумма компенсации в размере 88532,04 руб., следовательно, невыплаченная сумма четырехмесячной компенсации при увольнении составляет 76094,44 руб. (164626,48 руб.- 88532,04 руб.).

Представленные истцом расчеты суд находит верными и заявленные суммы четырехмесячной компенсации при увольнении в размере 76094,44 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 15582,48 руб. подлежащими удовлетворению, поскольку иного расчета по данным суммам ответчиком не представлено и расчёты, представленные истцом, ответчиком признаются арифметически верными.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 указано, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органом сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.

Довод представителя ответчика, что разъяснения, содержащиеся в указанном письме Министерства финансов Российской Федерации, носят рекомендательный характер и не имеет нормативной правовой силы, является неправомерным, так как указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5. данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований суд соглашается с доводами истицы о том, что при увольнении ответчиком произведена выплата денежных средств не в полном объеме.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. №90н, а ссылки ответчика на нормы Порядка являются ошибочными. Вместе с тем, суд соглашается с доводами представителя ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ. Так, из смысла статьи 236 Трудового кодекса РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты лишь начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, по трудовому договору. Из обстоятельств дела следует, что между сторонами трудовых отношений существует спор о праве работника на указанные в иске выплаты, которые ей не были начислены. Данный спор разрешен при обращении истицы с настоящим иском, таким образом, в действиях работодателя просрочка обязательств отсутствует. При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истицы компенсации за задержку выплат в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ.Следовательно, и моральный вред, заявленный истицей, не подлежит удовлетворению, поскольку обязанность работодателя возместить работнику моральный вред наступает при следующих обстоятельствах: причинение работнику физических и (или) нравственных страданий; совершение работодателем виновных неправомерных действий или бездействия; наличие причинной связи между неправомерными виновными действиями (бездействием) работодателя и физическими и (или) нравственными страданиями работника, а таких обстоятельств в судебном заседании не установлено.Суд, соглашается с доводами представителя ответчика о том, что ссылка истца на Письмо Минфина России от 23.07.2021 № 03-04-05/59242 не подлежит применению в силу того, что это письмо не является нормативно-правовым актом, а носит информативно-разъяснительный характер и является ответом на частный вопрос, не относящийся к обстоятельства данного дела. Поэтому суд, отказывает истице в удовлетворении требований о возврате излишне удержанного с неё налога на доходы физических лиц в сумме 2877 рублей.На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судрешил:Исковые требования ФИО2 к МИФНС № 10 по Приморскому краю о взыскании недоначисленных сумм отпускных выплат, компенсации четырехмесячной заработной платы при увольнении удовлетворить частично.Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 10 по Приморскому краю в пользу ФИО2 сумму четырёхмесячной компенсации при увольнении в размере 76094 (семьдесят шесть тысяч девяносто четыре) рублей 44 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 15582 (пятнадцать тысяч пятьсот восемьдесят два) рубля 48 копеек; всего 91 676 (девяносто одна тысяча шестьсот семьдесят шесть) рублей 92 копейки.В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Арсеньевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья А.В. МилицинМотивированное решение изготовлено 11.02.2022