ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1143/2023 от 06.02.2024 Гайского городского суда (Оренбургская область)

Дело №2-69/2024

УИД56RS0010-01-2023-001363-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 февраля 2024 год город Гай

Гайский городской суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,

при секретаре Мыльниковой Т.В.,

с участием заместителя Гайского межрайонного прокурора Лужнова Е.С.,

представителей ответчиков Кудабаевой Р.Х., Малеванного В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4» <адрес>, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №8» <адрес>, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №10» <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Колпакская основная общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Иванченко», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Репинская средняя общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Поповская основная средняя общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Хмелевская основная средняя общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нововоронежская средняя общеобразовательная школа», муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №15 «Теремок» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №16 «Ромашка» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №18 «Ладушки» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №19 «Ручеек» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №20 «Дюймовочка» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №21 «Кораблик» <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Теремок» п.Репино Гайского городского округа, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №10 «Гнездышко» <адрес>, администрации Гайского городского округа, Отделу образования администрации Гайского городского округа об обязании провести обследование технического состояния здания образовательного учреждения,

установил:

Гайский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к вышеназванным ответчикам об обязании провести обследование технического состояния здания образовательного учреждения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей в период обучения в деятельности образовательных организаций Гайского городского округа, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния зданий муниципальных образованиях организаций с использованием современных средств технической диагностики.

В ходе проведенной проверки установлено следующее:

1. Распоряжением администрации г. Гая от 19.04.2011 МАОУ «СОШ № 4» на праве оперативного управления переданы:

- здание с пристроем по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1961 году);

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1966 году).

2. Постановлением главы г. Гая от 08.12.2009 МАОУ «СОШ № 8» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 2004 году).

3. Распорядительными актами администрации г. Гая МАОУ «СОШ № 10» на праве оперативного управления переданы:

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1959 году);

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1960 году);

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1961 году);

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1963 году);

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1965 году).

4. Постановлением администрации Гайского района от 19.01.2015 МБОУ «Колпакская ООШ» на праве оперативного управления передано здание по адресу: Гайский городской округ, <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1986 году).

5.Распорядительными актами администрации Гайского района МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С. Иванченко» на праве оперативного управления переданы:

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1986 году);

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1967 году);

- помещения и в здании по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1992 году);

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1984 году).

6. Распорядительными актами администрации Гайского района МБОУ «Репинская СОШ» на праве оперативного управления переданы:

- здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1967 году);

- здание по адресу: <адрес>.

7. Постановлением администрации Гайского района от 02.04.2017 МБОУ «Поповская ООШ» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1987 году).

8. Постановлением администрации Гайского городского округа МБОУ «Хмелевская ООШ» на праве оперативного управления передано помещение по адресу: <адрес> (здание введено в эксплуатацию в 1975 году).

9.Распорядительными актами администрации Гайского городского округа МБОУ «Нововоронежская СОШ» на праве оперативного управления переданы:

- здание по адресу: <адрес>;

- здание по адресу: <адрес>;

- помещение в здании по адресу: <адрес>

10. Постановлением главы г. Гая от 08.12.2009 МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1971 году).

11. Постановлением администрации г. Гай от 18.04.2011 МБДОУ «Детский сад № 16 «Ромашка» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1974 году).

12. Постановлением главы г. Гай от 08.12.2009 МБДОУ «Детский сад № 18 «Ладушки» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1976 году).

В связи с реорганизацией в форме присоединения МАДОУ «Детский сад № 17 «Ласточка» МАДОУ «Детский сад № 18 «Ладушки» на праве оперативного управления также принадлежит здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1978 году).

13. Постановлением администрации г. Гая от 17.12.2009 МАДОУ «Детский сад № 19 «Ручеек» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1979 году).

14. Постановлением администрации г. Гая от 17.12.2009 МАДОУ «Детский сад № 20 «Дюймовочка» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1989 году).

15.Постановлением главы г. Гай от 08.12.2009 МБДОУ «Детский сад № 21 «Кораблик» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1989 году).

16. Распоряжением администрации г. Гай от 17.06.2013 МАДОУ «Детский сад № 10 «Гнездышко» на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1966 году).

В связи с реорганизацией в форме присоединения МАДОУ «Детский сад № 13 «Золотой ключик» МАДОУ «Детский сад № 10 «Гнездышко» на праве оперативного управления также принадлежит здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1968 году).

17. Постановлением администрации Гайского района от 02.04.2013 МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> на праве оперативного управления передано здание по адресу: <адрес>(здание введено в эксплуатацию в 1985 году).

Проверкой установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, их элементов, со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется - обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не с момента введения зданий в эксплуатацию не проводилось.

В связи с не проведением надлежащего технического состояния зданий образовательных учреждений с привлечением специализированных организаций невозможно установить их физический износ, а также необходимость проведения ремонтных работ.

Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся, причинить вред их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами, права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Просил суд:

- обязать МАОУ «СОШ № 4» <адрес> Оренбургской области провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАОУ «СОШ № 8» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАОУ «СОШ № 10» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Колпакская ООШ» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: Гайский городской округ, <адрес> привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С. Иванченко» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Репинская СОШ» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Поповская ООШ» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Хмелевская ООШ» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАОУ «Нововоронежская СОШ»провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБДОУ «Детский сад № 15» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБДОУ «Детский сад № 16» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 18» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 19» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 20» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 21»провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 10» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать администрацию Гайского городского округа обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в целях проведения комплексного обследования технического состояния указанных выше зданий и помещений образовательных организаций с привлечением специализированной организации, в срок до 01.09.2024.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел образования администрации Гайского городского округа.

В последующем прокурор уточнил исковые требования, просил суд:

- обязать МАОУ «СОШ № 4» <адрес> Оренбургской области провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАОУ «СОШ № 8» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАОУ «СОШ № 10» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Колпакская ООШ» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С. Иванченко» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> помещения и ; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Репинская СОШ» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Поповская ООШ» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБОУ «Хмелевская ООШ» провести комплексное обследование технического состояния помещений образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАОУ «Нововоронежская СОШ»провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> помещение с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБДОУ «Детский сад № 15» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБДОУ «Детский сад № 16» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 18» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 19» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 20» провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 21»провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МАДОУ «Детский сад № 10» провести комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

- обязать отдел образования администрации Гайского городского округа обеспечить и администрацию Гайского городского округа обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в целях проведения комплексного обследования технического состояния указанных выше зданий и помещений образовательных организаций с привлечением специализированной организации, в срок до 01.09.2024.

В судебном заседании заместитель Гайского межрайонного прокурора Лужнов Е.С. заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Гайского городского округа Кудабаева Р.Х., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против исковых требований, полагая, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Отдела образования администрации Гайского городского округа Малеванный В.С., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против исковых требований, по тем основаниям, что стандартизация в Российской Федерации осуществляется на условиях добровольности. Нормативные акты, из положений которых исходит прокурор, не являются обязательными и не содержат норм, понуждающих образовательные учреждения к проведению обследования технического состояния здания.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков МАОУ «СОШ №4», МАОУ «СОШ» №8, МАОУ «СОШ №10», МБОУ «Колпакская ООШ», МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С.Иванченко», МБОУ «Репинская СОШ», МБОУ «Поповская СОШ», МБОУ «Хмелевская СОШ», МАОУ «Нововоронежская СОШ», МАДОУ «Детский сад №15», МАДОУ «Детский сад №16», МАДОУ «Детский сад №18», МАДОУ «Детский сад №19», МАДОУ «Детский сад №20», МАДОУ «Детский сад №21», МАДОУ «Детский сад №10», МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес>, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, от которых поступили возражения, относительно заявленных исковых требований. Указано, что сотрудниками учреждениями проводятся двухразовые (весна, осень), а также в случае необходимости, осмотры зданий и сооружений, находящихся в их управлении, что способствует выявлению дефектов эксплуатационного состояния зданий и сооружений, обеспечивает заблаговременное проведение ремонтных работ. Просили в удовлетворении иска отказать.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу статей 28, 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 55.24, статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации (пункт 2.2).

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (пункт 3.2).

Приложением 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. №1984-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что образовательными учреждениями эксплуатируются здания и помещения:

- МАОУ «СОШ №4» здание с пристроем по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1961 году и здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1966 году;

- МАОУ «СОШ» №8 здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 2004 году;

- МАОУ «СОШ №10» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1959 году, <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1960 году; <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1961 году, <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1963 году, <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1965 году;

- МБОУ «Колпакская ООШ» <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1986 году;

- МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С.Иванченко» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1986 году, здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1967 году, помещения и в здании по адресу: <адрес>, введенном в эксплуатацию в 1992 году, помещения и в здани4 по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1984 году,

- МБОУ «Репинская СОШ» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1967 году, здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в1967 году,

- МБОУ «Поповская СОШ» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1987 году;

- МБОУ «Хмелевская СОШ» помещения ,,,,, в здании по адресу: <адрес>, введенном в эксплуатацию в 1975 году;

- МАОУ «Нововоронежская СОШ» здание по адресу: <адрес>, владение строение , введенное в эксплуатацию в 1975 году, здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1975 году, помещение в здании по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1975 году;

- МАДОУ «Детский сад №15» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1971 году,

- МАДОУ «Детский сад №16» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1974 году,

- МАДОУ «Детский сад №18» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1976 году,

- МАДОУ «Детский сад №19» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1979 году,

- МАДОУ «Детский сад №20» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1989 году,

- МАДОУ «Детский сад №21» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1989 году,

- МАДОУ «Детский сад №10» здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1966 году, здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1968 году,

- МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> здание по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1985 году,

Указанные здания и помещения являются собственностью муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области и закреплены на праве оперативного управления за образовательными учреждениями, что подтверждено выписками из ЕГРН.

Гайской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства при осуществлении МАОУ «СОШ №4», МАОУ «СОШ» №8, МАОУ «СОШ №10», МБОУ «Колпакская ООШ», МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С.Иванченко», МБОУ «Репинская СОШ», МБОУ «Поповская СОШ», МБОУ «Хмелевская СОШ», МАОУ «Нововоронежская СОШ», МАДОУ «Детский сад №15», МАДОУ «Детский сад №16», МАДОУ «Детский сад №18», МАДОУ «Детский сад №19», МАДОУ «Детский сад №20», МАДОУ «Детский сад №21», МАДОУ «Детский сад №10», МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> образовательной деятельности в части обеспечения безопасных условий пребывания несовершеннолетних, по результатам которой было установлено нарушение учреждением положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», поскольку техническое обследование вышеуказанного здания в установленном порядке учреждениями не проводилось.

Сведений о проведении учреждениями технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи зданий в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, материалы дела не содержат, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.

В соответствии с представленных ответчиками копий актов осмотров зданий и сооружений (весенних, осенних), не следует точного описания выявленных дефектов, объема требуемых ремонтных работ по зданию и помещениям, результаты осмотра несущих конструкций, в том числе скрытых, то есть сведения о техническом состоянии здания и элементов в целом ограничены указанием на удовлетворительное состояние.

Таким образом, само по себе выполнение учреждениями по мере возникновения необходимости работ по текущему ремонту, не свидетельствует о надлежащем выполнении обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики.

Вместе с тем, непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий учреждений путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, что создает угрозу их обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным (ученики, учителя, родители, посетители, др.).

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При установлении фактов нарушения закона, прокурор в пределах возложенных на него полномочий, вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таком положении, вопреки доводам ответчиков, исковые требования прокурора о возложении на МАОУ «СОШ №4», МАОУ «СОШ» №8, МАОУ «СОШ №10», МБОУ «Колпакская ООШ», МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С.Иванченко», МБОУ «Репинская СОШ», МБОУ «Поповская СОШ», МБОУ «Хмелевская СОШ», МАОУ «Нововоронежская СОШ», МАДОУ «Детский сад №15», МАДОУ «Детский сад №16», МАДОУ «Детский сад №18», МАДОУ «Детский сад №19», МАДОУ «Детский сад №20», МАДОУ «Детский сад №21», МАДОУ «Детский сад №10», МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> обязанности произвести обследование технического состояния эксплуатируемых зданий, сооружений и помещений с привлечением специализированных организаций суд находит подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчиков о том, что ГОСТ 31937-2011 утвержден для добровольного применения подлежат отклонению, поскольку данный факт не освобождает от обязанности проведения технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренной положениями статьи 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Градостроительным кодексом Российской Федерации. Кроме того, необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

При этом положения части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» допускают несоблюдение сводов правил, применяемых на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.

Разрешая требования прокурора, касающиеся финансирования мероприятий по техническому обследованию, суд приходит к следующему.

Согласно Уставам образовательных учреждений, учреждения являются некоммерческими организациями, созданными в соответствии с нормами действующего законодательства, с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Учредителем учреждения и собственником ее имущества является муниципальное образование Гайский городской округ Оренбургской области. Уполномоченным органом, в введении которого находятся Учреждения, является отдел образования администрации Гайского городского округа, который осуществляет контроль за деятельностью Учреждения и уполномочен выполнять часть функций и полномочий Учредителя в соответствии с настоящим Уставом и правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Положением об отделе образования администрации Гайского городского округа, утвержденного решением Гайского городского Совета депутатов от 24 мая 2016 г. №90, Отдел образования администрации Гайского городского округа является отраслевым органом администрации Гайского городского округа по обеспечению единой государственной политики в сфере общего, дошкольного и дополнительного образования, осуществляющий общее руководство образовательными организациями в муниципальном образовании.

Материалами дела подтверждено, что финансирование образовательных учреждений осуществляется учредителем в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг.

Отдел образования в пределах своей компетенции осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций.

Согласно пункту 3.1.33 Положения об Отделе образования к полномочиям (функции) Отдела образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих территорий.

При рассмотрении дела установлено, что в планах финансово-хозяйственной деятельности на 2024 г. денежные средства на оплату стоимости проведения обследования технического состояния зданий не запланированы.

До настоящего времени денежные средства, необходимые для проведения работ по обследованию технического состояния эксплуатируемых учреждениями зданий с привлечением специализированных организаций, не выделены, что не оспаривалось сторонами.

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания либо на иные цели урегулировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 1 и абзацу 2 пункта 1 которой такие субсидии предоставляются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из местных бюджетов устанавливаются органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Отдел образования администрации Гайского городского округа осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих территорий и является главным распорядителем средств бюджета Гайского городского округа для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по техническому обследованию зданий на Отдел образование администрации Гайского городского округа.

Определяя срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, суд учитывает представленные представителем ответчика сведения о коммерческих предложениях на проведение технического обследования строительных конструкций зданий и сооружений, из которых следует, что стоимость работ составляет от 70 000 руб. до 230 000 руб.

На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, учитывая мнение представителя ответчика, суд считает возможным установить ответчикам, с учетом времени, необходимого для осуществления отделом образования администрации Гайского городского округа требуемого финансирования, срок исполнения решения суда – до 1 сентября 2027 г.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Гайского межрайонного прокурора, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Колпакская основная общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Иванченко», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Репинская средняя общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Поповская основная средняя общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Хмелевская основная средняя общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нововоронежская средняя общеобразовательная школа», муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Теремок» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ладушки» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ручеек» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Дюймовочка» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Кораблик» <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Теремок» <адрес>, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Гнездышко» <адрес>, администрации Гайского городского округа, Отделу образования администрации Гайского городского округа об обязании провести обследование технического состояния здания образовательного учреждения об обязании провести обследование технического состояния здания образовательного учреждения – удовлетворить частично.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» <адрес> организовать проведение обследования технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>, с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» <адрес> провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» <адрес> организовать проведение обследования технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колпакская основная общеобразовательная школа» организовать проведение обследования технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Иванченко» организовать проведение обследования технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Репинская средняя общеобразовательная школа» организовать проведение обследования технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поповская основная средняя общеобразовательная школа» организовать проведение обследования технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хмелевская основная средняя общеобразовательная школа» организовать проведение обследования технического состояния помещений образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нововоронежская средняя общеобразовательная школа» организовать проведение обследования технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Теремок» <адрес> организовать проведение обследования технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Ромашка» <адрес> организовать проведение обследования технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Ладушки» <адрес> организовать проведение обследования технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Ручеек» <адрес> организовать проведение обследования технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Дюймовочка» <адрес> организовать проведение обследования технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Кораблик» <адрес> организовать проведение обследования технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Гнездышко» <адрес> организовать проведение обследования обследование технического состояния зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» <адрес> городского округа организовать проведение обследования технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адрес: <адрес> с привлечением специализированной организации.

Обязать Отдел образования администрации Гайского городского округа обеспечить финансирование муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» <адрес>, муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» <адрес>, муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» <адрес>, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Колпакская основная общеобразовательная школа», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Иванченко», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Репинская средняя общеобразовательная школа», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Поповская основная средняя общеобразовательная школа», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хмелевская основная средняя общеобразовательная школа», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нововоронежская средняя общеобразовательная школа», муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15 «Теремок» <адрес>, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Ромашка» <адрес>, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18 «Ладушки» <адрес>, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19 «Ручеек» <адрес>, муниципального автономного дошкольного образовательного учрежденич «Детский сад №20 «Дюймовочка» <адрес>, муниципального автономного дошкольного образовательного учрежденич «Детский сад №21 «Кораблик» <адрес>, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок» <адрес>, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Гнездышко» <адрес>,

Установить срок для исполнения решения суда - до 1 сентября 2027 г.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляции в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Шошолина

Мотивированный текст решения изготовлен 13 февраля 2024 года.

Судья Е.В. Шошолина