Дело № 2-75/2015 РЕШЕНИЕ ИФИО1 ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Белогорский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего, судьи Гребенниковой Н.А. при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по иску <адрес> в интересах Белогорского городского поселения Белогорского муниципального района Республики Крым в лице Белогорского городского совета <адрес> Республики Крым к физическому лицу-предпринимателю ФИО3 об освобождении земельного участка, путем демонтажа установленной конструкции, УСТАНОВИЛ: прокурор <адрес> в интересах Белогорского городского поселения Белогорского муниципального поселения Белогорского муниципального района Республики Крым в лице Белогорского городского совета <адрес> Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением к физическому лицу-предпринимателю ФИО3, уточнив исковые требования просит обязать физическое лицо-предпринимателя ФИО3 в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу освободить самовольно занимаемый земельный участок площадью 30 кв.м. путем демонтажа установленной конструкции – торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме этого, просит взыскать судебные расходы. Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного законодательства на территории <адрес>, которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Белогорским исполнительным комитетом городского совета и ФЛП ФИО3 заключен договор № об установлении личного срочного сервитута для размещения временного объекта торговли и обслуживания. В соответствии с п. 1.1 договора, предметом договора является личный срочный сервитут на территории <адрес> (район РЗК) для размещения и использования для ведения предпринимательской деятельности временного объекта торговли и обслуживания площадью 30 кв. м. Согласно п. 2.1 договора, договор приобретает силу с момента его подписания сторонами и государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Однако проверкой установлено, что до настоящего времени договор № об установлении личного срочного сервитута для размещения временного объекта торговли и обслуживания в предусмотренном законом порядке не зарегистрирован. В связи с чем считает, что данный договор является ничтожным. Также указывает, что исполнительный комитет Белогорского городского совета не имел полномочий заключать данный договор, поскольку у него не было государственного акта на земельный участок. Самовольно занятый ответчиком земельный участок находится в границах Белогорского городского поселения и является его муниципальной собственностью. От имени поселения права владения пользования и распоряжения имуществом, в том числе и земельными участками, осуществляет Белогорский городской совет <адрес> Республики Крым. ФЛП ФИО3, в соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушает права собственника, то есть Белогорского городского поселения, предусмотренные ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации на данный земельный участок, в связи с чем просит иск удовлетворить. Прокурор в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить Представитель Белогорского городского совета <адрес> Республики Крым в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, в связи с необоснованностью. Кроме этого, предоставил письменные возражения против иска. Выслушав пояснения прокурора, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего. Судом установлено, что согласно решения исполнительного комитета Белогорского городского совета АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ года, утвержден паспорт размещения временного мобильного объекта торговли – самсой тандырной в <адрес> (район РЗК) ФИО3 Дано согласие на размещение временного мобильного объекта торговли – тандырной самсой в <адрес>. Обязано ФИО3 заключить с исполнительным комитетом Белогорского городского совета договор на размещение объекта торговли, согласовав его с соответствующими службами. Согласно решения 09 сессии 6 созыва Белогорского городского совета АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФЛП ФИО3 разрешена разработка паспорта временного объекта торговли (самса тандырная) площадью 0,0030 га в <адрес> (район РЗК). Поручено исполнительному комитету Белогорского городского совета после утверждения паспорта временного объекта торговли (самса тандырная) заключить договор с ФЛП ФИО3 об установлении личного срочного сервитута для размещения малой архитектурной формы в <адрес> (район РЗК). Согласно решения исполнительного комитета Белогорского городского совета АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 утвержден паспорт временного объекта торговли и обслуживания в <адрес> (район РЗК). Обязано ФИО3 заключить с исполнительным комитетом Белогорского городского совета договора об установлении личного срочного сервитута для размещения временного объекта торговли и обслуживания в <адрес> (район РЗК). Согласно акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, комиссия передала ФЛП ФИО3 земельный участок общей площадью 0,0030 га для размещения временного объекта торговли и обслуживания (самса тандырная) в <адрес> (район РЗК). В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении личного срочного сервитута для размещения временного объекта торговли и обслуживания», заключенного между Белогорским исполнительным комитетом городского совета и физическим лицом-предпринимателем ФИО3, установлен личный срочный сервитут на территории <адрес> (район РЗК) для размещения и использования для ведения предпринимательской деятельности временного объекта торговли и обслуживания (самса тандырная) площадью 30,0 кв.м. Договор приобретает силу с момента его подписания сторонами и государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с п. 5 Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности» (действовавшего на момент принятия решения 9 сессии Белогорского городского совета 6 созыва от № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрения заявления ФЛП ФИО3»), субъект хозяйствования подает соответствующему сельскому, поселковому, городскому совету заявление согласно приложения 1 к этому Порядку, в котором отмечается желаемое место и срок размещения малой архитектурной формы, ее назначение и общее описание. К заявлению прилагаются: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей; копия государственного акта на право собственности на земельный участок, право постоянного пользования земельным участком или договор аренды (при наличии). В случае, когда малая архитектурная форма размещается свыше трех лет на земельном участке коммунальной или государственной формы собственности, срок действия договора аренды которой закончился, однако арендная плата за землю вносилась своевременно и в полном объеме, к заявлению дополнительно прилагаются: копия договора аренды земельного участка, срок действия которого закончился; справка ГНА об отсутствии задолженности по арендной плате за землю за период действия договора аренды; схема привязки малой архитектурной формы. Требовать предоставления других документов запрещается. В соответствии с п. 12 указанного Постановления, в случае отсутствия у субъекта хозяйствования государственного акта на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком или договор аренды такого земельного участка сельский, поселковый, городской совет заключает с таким субъектом хозяйствования в десятидневный срок со дня принятия предусмотренного пунктом 10 этого Порядка решения договор личного срочного сервитута в порядке, определенном законодательством. В соответствии со ст. 79-1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента его формирования (кроме случаев субаренды, сервитута относительно частей земельных участков) и государственной регистрации права собственности на него. Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре. Государственная регистрация прав субаренды, сервитута, которые распространяются на часть земельного участка, осуществляется после внесения сведений о такой части в Государственный земельный кадастр. Исходя из изложенного, устанавливать земельный сервитут возможно только на земельном участке, право собственности на который, зарегистрировано в установленном законом порядке. Для заключения договора сервитута земельного участка, земельный участок должен существовать как отдельный объект с установленными границами, площадью, целевым назначением и кадастровым номером. В соответствии с ч. 3 ст. 100 Земельного кодекса ФИО2 (действовавшего на момент подписания договора) право земельного сервитута возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок. В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако, проверкой прокуратуры установлено, что до настоящего времени договор № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении личного срочного сервитута для размещения временного объекта торговли и обслуживания» в предусмотренном законом порядке не зарегистрирован. В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации вышеуказанный договор является ничтожным. Таким образом, судом установлено что с августа 2011 года ФЛП ФИО3 незаконно занимает земельный участок под временным объектом торговли на территории <адрес> (район РЗК). Приказом Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка размещения временных передвижных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности» (далее - Приказ), который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ года, изменен порядок установления временных объектов торговли для осуществления предпринимательской деятельности, который действовал ранее. Так, в соответствии п. 1.5 Приказа, комплексная схема размещения временных сооружений в пределах улицы (сквера, бульвара, переулка, спуска, проезда, площади и т.д.), микрорайона (квартала), населенного пункта - текстовые и графические материалы, которыми определяются места расположения временных сооружений, разработаны с учетом требований строительных, санитарно-гигиенических норм, а также существующих градостроительных ограничений, требований по охране окружающей природной среды и рационального использования территорий, охраны историко-культурного наследия, земельно-хозяйственного устройства. В соответствии с п. 1.6 Приказа, комплексная схема размещения временных сооружений и архетип разрабатываются по решению сельского, поселкового, городского, районного совета субъектом хозяйствования, который имеет лицензию на выполнение проектных работ, или архитектором, который имеет соответствующий квалификационный сертификат, и утверждаются решением (распоряжением, приказом) исполнительного органа соответствующего совета, райгосадминистрации. Разработка комплексной схемы размещения временного сооружения и архетип осуществляется за счет средств местного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством. В судебном заседании представитель Белогорского городского совета пояснил, что в <адрес> комплексная схема размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности разработана не была. В тоже время в соответствии с Приказом, размещение временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии со схемой размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, что подтверждается паспортом привязки временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно п.п. 2.2., 2.3. Приказа, заказчик, который намерен установить временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности, обращается в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, районной государственной администрации с соответствующим заявлением в произвольной форме о возможности размещения временного сооружения. К заявлению прилагаются: графические материалы с указанием желаемого места расположения временного сооружения, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1: 500 чертежами контуров ТС с привязкой к местности; реквизиты заказчика. Этот перечень документов является исчерпывающим. В судебном заседании установлено, что ФЛП ФИО3 не обращалась в исполнительный комитет Белогорского городского совета с заявлением о возможности размещения временного сооружения, паспорт привязки временного сооружения на объект торговли, расположенный по адресу: <адрес> (район РЗК) в соответствии с Приказом не разрабатывался. Таким образом, мер по соблюдению требований законодательства к размещению временных сооружений, действовавших с ДД.ММ.ГГГГ не предпринималось. На данный момент, ФЛП ФИО3 продолжает незаконно занимать земельный участок по адресу: <адрес> (район РЗК). В соответствии с п. 3.1 Положения о взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Крым, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в <адрес> по вопросам освобождения земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, собственности муниципальных образований или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного Постановлением Совета ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства», незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты (киоски, ларьки, временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности, автопарковки, кабинные уличные туалеты, телефонные кабины, платёжные терминалы, аттракционы, быстровозводимые гаражи - стоянки модульного типа и т.п.), размещенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым, собственности муниципальных образований или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в установленном законодательством порядке либо, в случае истечения срока действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов. Таким образом, торговый объект, размещенный ФЛП ФИО3 по адресу: <адрес> (район РЗК), является незаконно размещенным объектом, поскольку не имеет правоустанавливающих документов. В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Из п. 2 ст. 62 ЗК Российской Федерации следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно освобождению земельного участка. В силу ч.ч. 2,3 ст. 76 ЗК РФ, самовольное занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Принимая во внимание, что земельный участок по <адрес> (район РЗК) <адрес> находится в границах Белогорского городского поселения и является его муниципальной собственностью, а ФЛП ФИО3 самовольно занимает данный земельный участок, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения искового заявления прокурора в полном объеме. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, в размере 400,00 рублей. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: иск удовлетворить. Обязать физическое лицо - предпринимателя ФИО3 освободить самовольно занимаемый земельный участок площадью 30 кв. м. путем демонтажа установленной конструкции – торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес> (район РЗК). Взыскать с физического лица - предпринимателя ФИО3 в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года. Председательствующий: /подпись/ Копия верна. Судья: Н.А.Гребенникова Секретарь: Решение не вступило в законную силу. Судья: Н.А.Гребенникова Секретарь: |